Наталья Писецкая
Система взаимодействия социального педагога и педагога — психолога
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
(для педагогов дошкольных учреждений)
Система взаимодействия
социального педагога и педагога - психолога
в коррекционной работе в условиях
групп кратковременного пребывания
Социальный педагог : Беспалова А. Е.
Педагог-психолог-Писецкая Н. В.
2011
Цели:
- показать проблему детских страхов, ее актуальность, особенности
страхов у детей старшего дошкольного возраста;
- познакомить участников мастер-класса с материалами (играми,
упражнениями и др., которые помогут работникам дошкольных
Публикация «Система взаимодействия социального педагога и педагога — психолога» размещена в разделах
учреждений в работе по диагностике и преодолению чувства страха,
снятию эмоциональной напряженности, сохранению их нервно-
психического здоровья.
Содержание мастер-класса
Актуальность темы.
Отечественная и зарубежная психология накопила немалый опыт
применения различных видов игры с целью коррекции страхов и
тревожности у детей (З. Фрейд, А. Фрейд, Д. Леви, М. Клейн,
А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, В. И. Гарбузов, И. П. Воропаева,
Н. П. Еренкова, О. А. Карабанова и другие). Накопленные знания
позволяют в ряде случаев достаточно эффективно выявлять и
корректировать страхи у детей - дошкольников. Вместе с тем,
недостаточная разработка и использование знаний по
психологическом коррекции страхов у детей зачастую приводит к
негативным последствиям. Поэтому тема коррекции детских
страхов актуальна в наши дни и заслуживает внимания.
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что
с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к
окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли
воспитатели и педагоги уловить эти перемены, понять изменения,
происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои
отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный
контакт, который является основой нервно-психического здоровья
ребенка. К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по
вине самих воспитателей, и наш долг - предупредить возможность
их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными
неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной
опекой, или же просто воспитательской невнимательностью.
Но, чтобы научить детей - следует научиться самому
взрослому. Поэтому сегодня мы не только познакомим вас с
результатами нашей работы, но и поиграем в игры, которые
так необходимы нашим детям.
Ход мастер-класса
- У каждого из нас - будь то взрослый или ребенок есть свой страх о
котором мы знаем, а может нет, а может просто боимся самим себе
признаться. Но мы сегодня попробуем представить свои страхи
как живое существо.
1. Упражнение «Чудовищная загадка»
Слушаем и рисуем:
Живет в пещере чудовище
Хранит в лапах сокровище
У чудовища - длинный хвостище,
Крепки у него лапищи,
Кривы на лапищах когтищи,
Остры у него зубищи,
Блестящи его усищи!
Да ты не бойся, малышка!
Чудовище это - мышка!
Пещера - мышкина норка,
А сокровище - хлебная корка.
Подводим итог: Человек, охваченный страхом и напуганный,
очень часто преувеличивает опасность и видит ее там, где ее на
самом деле нет.
2. Упражнение «Парикмахерская»
А теперь представьте себе, что страшное существо, которое вы
нарисовали - девушка, которая собирается выйти замуж. И
конечно, ей необходимо посетить парикмахерскую, где ей сделают
красивую прическу, макияж и пр.
Задание: Вам предлагается выступить в роли парикмахера и
украсить свою девушку как можно лучше.
Подводим итог: Подводим к пониманию того, что несмотря на
внешний вид это может быть вполне доброе и безобидное существо.
3. Сюрпризный момент - знакомство участников мастер-
класса с Бабой Ягой.
Появляется Баба Яга. (Музыкальное сопровождение «Бабка
Ежка»).
Наблюдение за образом.
Беседа: актуализация светлого и темного начала в образе Бабы Яги.
(Участникам мастер-класса предлагается отметить, что «когда Баба
Яга злая, она., а когда добрая она.»)
4. Упражнение «Расскажи сказку»
Работа в подгруппах (5-6 человек).
Баба Яга:
- Вот говорят, Баба Яга злая, страшная, но я не всегда такая,
сами ведь уже сказали, что я бываю разная. Давайте поиграем. Я
очень люблю слушать старые сказки по-новому, пусть там злые
герои станут добрыми.
Задание: «Расскажи сказку, сделав Бабу Ягу хорошей.».
Участникам мастер-класса предлагается рассказать сказку по
заранее подготовленным картинкам, сделав образ Бабы Яги
светлым.
5. Приручаем свой страх
Меня пугал так сильно страх
В потемках у ворот,
Что я с испугу крикнул:«Ах!»
Совсем наоборот!
Я крикнул: «Ха!» - и мигом Страх
Забился под забор.
Он струсил сам! И слово «Ах!»
Я позабыл с тех пор.
- Участникам мастер-класса предлагается взять черную бумагу,
нарисовать свой страх и потом вырвать его из темноты. Далее,
сажаем свои страхи на веревку.
Подводит итог: Теперь мы можем управлять своими страхами -
можем их дергать, вести за собой, посадить, привязать куда
захотим. Можем поместить их в саквояж для страхов. То есть
победить их.
6. Релаксация «Избавление от тревог»
Цель: снятие тревоги, беспокойства.
Звучит спокойная, тихая музыка.
Процедура: Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной
зеленой лужайке в ясный солнечный день. Небо озарено радугой,
и частица этого сияния принадлежит вам. Оно ярче тысяч солнц.
Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в
тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим
целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и
тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и
предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело,
превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный
ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!
7. Заключение «У страха глаза велики»
- Позвольте закончить наш мастер-класс на позитивной ноте:
Вы страха видели глаза?
В них горькая живет слеза,
В них ужас и кошмар сидят
И злобу на людей таят.
Куда бы спрятаться от них,
Нет ничего страшнее их!
Ты в них с улыбкой посмотри
И носовым платком протри.
Использованная литература:
1. Бавина Т. В., Агаркова Е. И. Детские страхи: Решение
проблемы в условиях детского сада. М. : АРКТИ, 2008.
2. Беспалова А. Е. Диплом. Сюжетно-ролевая игра как средство
коррекции страхов и тревожности у детей старшего
дошкольного возраста. МИОО, 2008.
3. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. С-Пб. : Речь,
2005.
4. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития
ребенка. М., 1997.
5. Куличковская Е. В., Степанова О. В. Как преодолеть свой
страх? С-Пб. : Речь, 2008.
6. Панфилова М. А. Игротерапия общения. М. : Гном Д, 2001.
7. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М., Межличностные отношения
дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М. :
Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003.
8. Терапевтические сказки/ Под ред. Хухлаевой О. В., Хухлаевой
О. Е. М. : Академический Проект, 2001.
9. Шишова Т. Страхи - это серьезно. Как помочь ребенку
избавиться от страхов. С-Пб. : Речь, 2007__