Анисимова Елена Владимировна
Система воспитательно-образовательной работы на основе сказочного образа Петушка.
▼ Скачать + Заказать документы
Система воспитательно-образовательной работы на основе сказочного образа Петушка.
1. В рамках экспериментальной работы нашего учреждения я занимаюсь проблемой педагогического моделирования воспитательно образовательного процесса на основе сказочного образа. В данном случае использован образ Петушка.
2. Актуальность этой проблемы обусловлена условиями нашей группы. Дети прибыли в Москву из разных регионов России и ближнего зарубежья. У детей имеются речевые проблемы, наблюдается гиперактивность, агрессивность, раздражительность.
Публикация «Система воспитательно-образовательной работы на основе сказочного образа Петушка,» размещена в разделах
3. Гипотезой нашей работы является предположение, что педагогическое проектирование системы воспитательного образовательного процесса на основе сказочного образа петушка, позволит решить задачи социализации детей, расширить их представление о мире и месте себя в нем, формировать у детей положительные качества (доброту, дружелюбие, взаимопомощь). Способствовать психоэмоциональному оздоровлению, активизировать речевое развитие и коммуникативные навыки детей.
4. Методологическая основа моей работы это – концепция Татьяны Ивановны Баклановой, Тамары Яковлевны Шпикаловой, Аллы Васильевны Нестеренко. Работы Комаровой, Ветлугиной, Казаковой и др. авторов.
5. Мы представляем алгоритм работы по восприятию сказочного образа :
- Слушание текста, восприятие иллюстраций к сказке
- детское художественное творчество по сказке
- моделирование сказки
- восприятие эскизов, элементов сказки
И мы получаем внутреннее видение образа
6. Интегративный характер познания детьми сказочного образа
- Петух реальный ---Петух сказочный
-Его природная среда обитания ---художественно образная ситуация
- взаимодействия с животными и человеком --- взаимодействия со сказочными персонажами
- повадки ---признаки очеловечивания
7. Важнейшими принципами моделирования являются:
- принцип единства культур, воздействующих на ребенка, а не нескольких культур, развивающихся параллельно или противоположно.
- Принцип преобладания бессловесного педагогического воздействия, ненавязчивого назидания, безмолвного поучения внешним обликом, жестом, примером, творчеством.
- принцип природо и культуросообразности, вариативности, сотворчества. Обеспечение условий при которых ребенок не боится сказать о своем непонимании, может выбрать задание по себе, не переутомляется.
8. В работе с детьми мы ссылаемся на постулаты
Высказывания В. В. Зеньковского: «Никто не может
Стать сыном своего народа, если он не проникнется
Теми основными чувствами, какими живет народная
Душа. Как не сложна, не темна для нас психология
Национальной связи, мы можем однако утверждать, что мы не можем созреть вне национальной стихии, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы получили свое развитие.
9. Задачи исследования:
- провести анализ методологических наработок в которых использованы сказочные образы
- изучить инновационный опыт работы по моделированию воспитательно образовательного процесса
- подбор тематических занятий по разным видам детской деятельности
- составление перспективного плана занятий
- подбор критериев эффективности данной системы
- разработка методических пособий
10. Сказочный образ в художественном творчестве.
Нами были подобраны сказки, рассказы, стихи, песенки, потешки, заклички, загадки, легенды и мифы, где раскрывается образ Петушка.
11. На занятиях и в вне их мы знакомили детей с этими произведениями.
12. Из сказок мы узнали, что характер Петушка, как у маленького ребенка, он бывает и задорным, и веселым, добрым, смелым, застенчивым, наивным и рассеянным.
13. Используем сказочный образ Петуха в детских играх
-в подвижных
- в сюжетно-ролевых
- в дидактических
- в играх драматизациях и театрализованных
- в народных играх и забавах
14. Игры с народной игрушкой
15. Сказочный образ мы проводим через все виды деятельности детей.
- театрализованная деятельность, музыка, конструирование, физическая культура, развитие речи, ознакомление с окружающим, знакомство с художественной литературой, рисование, лепка, аппликация, занятия в культурно-образовательном центре «Рябинушка», самостоятельной творческой деятельности.
16. ---
17. Сказочный образ петуха в образовательном пространстве группы мы можем встретить -- и в книжном уголке, логопедическом уголке, игровой зоне, в театре, в уголке изобразительной деятельности, в мини-музее группы «Золотой Петушок»
18. ---
19. В группе был создан мини-музей «золотого Петушка»
в создании музея принимали участие дети группы и весь педагогический коллектив детского сада.
20. Вот Любовь Александровна и Дима Буравковы подарили музею книгу и шкатулку с деревянным петушком на крышке.
21. В музее встретились Петушки деревянные, железные, пластиковые, керамические, стеклянные, вязанные, тряпичные из всех возможных и невозможных материалов.
22. Была разработана серия занятий с использованием материалов музея.
23. вот вы можете увидеть как в самостоятельной деятельности дети используют материалы музея.
24. Семья Артемовых Никита и его мама Юлия Юрьевна защищали проект на заседании детской кафедры ЮНЕСКО «Мой Золотой Петушок»
25. Я была научным руководителем этого проекта, вот вы видите как мы вместе выбирает образ Петушка для работы.
26. Никита с мамой посетили не только библиотеку, они побывали в музеях народного-прикладного искусства.
27. В результате проектной деятельности была собрана коллекция книг про петушка и сделана всей семьей совместная работа «Золотой петушок семьи Артемовых»
Перспективный план работы по системе «Золотой петушок».
1. Сентябрь. "Какой красивый Петушок" (Изображение петуха в народном декоративно-прикладном искусстве. описание в песенках, потешках, загадках, сказках. Подбор каритинок, иллюстраций.)
2. Октябрь. "Характер Петушка" (Изучение характера по сказкам. Выявление положительных и отрицательных черт его характера исходя из сюжета сказки.)
3. Ноябрь. "Петушок и его семья" (Знакомство с богородской игрушкой. Загадки, заклички. Основные качества Петушка -- защитник, добыдчик, заботливый.)
4. Декабрь. "Петушок -- Будомир". ("Без часов время знает. " "Первый зорьку встречает". Утро, день, вечер, ночь. Солнце. Луна. Часы. Легенды и сказки.
5. Январь "Яйцо -- начало жизни" (Яйцо, икринка, семечка.)
6. Февраль. "Петушок и его друзья" (Сказочные друзья Петушка и его враги)
7. Март. "Где живет петушок?" (Жилище петушка сказочное и реальное. Современное птицеводство. Петушок в играх детей и предмтно-развивающей среде детского сада.)
8. Апрель "Петушок и его опасные приключения" (По русским народным сказкам. Сказки придуманные самими детьми.)
9. "Легенды и мифы о петушке"
На примере первой темы, я приведу пример, как выстраивается система занятий,которую можно вести в течении всего времени обучения детей. С каждым месяцем вливается в работу еще по теме, что дает возможность более широко использовать образ петушки на занятиях и в повседневной деятельности.
Изображение петушка в народном прикладном искусстве. (дымка, хохлома, городец и т. д.)
Эта тема положила начало, целому циклу занятий, которые походили в течении года. Главный персонаж занятий по ознакомлению с народным- декоративным творчеством -- петушок. Это герой русских народных сказок, близкий и понятный детям. Он путешествовал по разным местам, знакомился с русским прикладным искусством, и везде находил свое изображение.
Для этих занятий воспитателями были подобраны иллюстрации, предметы народного творчества, литература. В последствии собранные петушки поселились в музее группы. Музей «Петуха» постоянно пополняется новыми произведениями прикладного искусства и современными изделиями., Экспонаты представлены самые разнообразные, используются практически на всех занятиях с детьми. Например на ФЭМП, и по ознакомлению с окружающим, в играх (например6 «из какого материала сделан?» в музее представлены деревянные, глиняные, восковые, резиновые, вязанные, пластиковые, каменные, железные и т., д Разные по назначению, игрушки, колокольчики, зажимы, чашки и т. ,д.
Вернемся к петушку путешественнику, пытливому и любопытному, веселому и озорному, как наши дошкольники. Прилетал петушок в новую деревню, где происходило знакомство с особенностями промысла, и итогом занятия было открытие мастерской, где юные подмастерья делали портрет нашего героя используя средства для выразительности образа характерные для данной области. А еще лучшее изображение Петуха делали эмблемой мастерской этого промысла. По этой эмблеме дети легко вспоминали название росписи, промысла, ее характерные особенности.
Очень много вариантов обыгрывания эмблем. Приведем пример.
Бумажный кубик делаем с детьми (длинна ребра 10-15 см. _ на одну стенку крепим «окошко с изображением петушка.».
После знакомства с каждым промыслом новый кубик.
1. В последствии из этих кубиков выстраиваете дворец. «Разноцветных петушков».
2. Делаете ярмарку мастеров. Где центром является кубик с изображением петушка, а вокруг другие работы.
3. Посложнее работа, это делается карта областей (на листе ватмана или двух) И по историческому месту расположения деревень выстраиваются кубики-мастерские. Картография рекомендуется уже в подготовительной группе.
В занятиях проводимых с детьми всегда присутствовал сказочный элемент, сюрпризный момент. Занятия выстраивались в серию и носили ярко выраженный познавательный характер. Итогом таких занятий являлось лучшее усвоение детьми материала и яркие, творческие работы в продуктивной деятельности. Петушок нашел свое изображение и познакомил детей с Городецкой росписью, хохломской росписью, с печными изразцами., гжельской росписью, с хлудневскими, филимоновскими, Торжокскими, шумаевскими изделиями. А также в вышивке, декоративных изделиях и т., д.
Приведем примеры занятий с детьми.
1. «Петушок не леденцовый, а изразцовый».
Цель:
знакомство детей с мастерством древних художников. Историей изразца и его современной трактовкой.
Материал:
иллюстрации с интерьером русской избы, изразцами и современные плиточные материалы. Альбом с изразцами и с изображением Петушка. Натуральные образцы., плитки.
Предварительная работа :
Вспомнить с детьми русские народные сказки с героем Петушком. Посмотреть иллюстрации к этим сказкам, обратив внимание детей на печь. Какая она? Вспомнить какая печь у нас в музее детского сада. Перед занятием украсить печь изразцами.
Ход занятия.
В ходе занятия широко использованы материалы книги «Изразец «Радужный кирпичик»»
Петушок завет детей в музей детского сада. В русскую избу. Дети рассаживаются по лавкам. и петушок обращает внимание детей на то, как изменилась внешне печь. Ой, да она какая красивая! Стоит наша печь теперь в комнате «сказочным теремом». Она ребятки украшена изразцами. Воспитатель показывает изразец детям.
Очень –очень давно почти 1000 лет назад в древних Русских городах (Киеве, Рязани, Владимире) – делали цветные изразцы.
Слово «изразец» произошло от древнего «отразить», что значит – «обработать», украсить. Изразец – это глиняный кирпичик, только он пустой внутри. Делали такой кирпичик в деревянной форме. Если одна его сторона была резной, то глиняный изразец становился резным, узорным. Потом его раскрашивали, или, как говорили сами изразцовые мастера, поливали глазурями. А затем, как обыкновенный кирпичик, обжигали в печи.
Не только печники использовали для украшения изразцы. Древние мастера – каменщики клали кирпичные стены домов, а под крышей, под карнизом или над входом, вставляли вместо кирпичей изразцы – кирпичики. Эти цветные вкладыши многие годы сияли на солнце цветными радужными узорами.
Чем же был полит изразец, что был таким блестящим, как леденец. А разноцветная полива – глазурь плавилась в огне, покрывая изразец стеклянистым лоском. Из-ра-зец! Сами собой звучат в нем слова – узор, резной, изукрашенный. Кажется живут они внутри изразца. Слово «изразец» звучное, как прицокивание языком. И на вид изразец такой же звонкий, праздничный. Будто цветная картинка в книжке. И глядят на нас с этой сказочной картинки – изразца : птицы, звери, богатыри, неведомые цветы и др. Все они вышли из русских сказок и легенд. Петушок показывает детям свой любимый изразец, конечно со своим изображением. Воспитатель рассматривает с детьми альбом с изразцами.
И превратились русские дома в сказочные хоромы, стали музеями, как например Московский Кремль. А некоторые образцы хранятся в музеях отдельно, как картины.
И сегодня делают такие красивые изразцы. Сейчас выкладывают печи в своих загородных домах. В городских домах тоже есть свои изразцы. Только теперь их делают не в ручную, а на заводах. И в ваших квартирах есть такие изразцы – это разноцветные кафельные притки. Ими облицованы наши кухни, ванны. А иногда художники по специальному заказу украшают радужными изразцами стены, кафе, клубы, детские сады, печи, камины в коттеджах.
Петушок дарит детям книгу «Радужный кирпичик». И предлагает им нарисовать ему в подарок самый понравившийся изразец, или придумать свой. В дальнейшем дети лепят из глины плитку изразец, украшают его, расписывают.
2. «Лепка по мотивам дымковской игрушки»
Программное содержание. :
Продолжать учить детей лепить птиц по мотивам дымковских народных игрушек. (в подготовительной группе можно лепить сюжетно -- птичий двор с птичницей,)подмечать и отражать в работе отличительные особенности петуха и курочки : у петуха – гребешок-карона и богатое оперение., у курочки – маленький хвостик, небольшой гребешок. Закрепить умение лепить птиц из целого куска, дополняя изделие деталями путем налепа. Отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, отерение хвоста. Развивать желание лепить глиняные игрушки, делать их красивыми, выразительными, похожими на настоящие.
Материал. ;
Петушок игрушка би-ба-бо, глина, вода, тряпочки, дымковские игрушки образцы, макет космического корабля или иллюстрации звездного неба с космическим кораблем.
Ход занятия.
Петушок приветствует ребят. И рассказывает как его друг дымковский петушок в космосе побывал.
Историческая справка: однажды нашего земляка, космонавта В. П. Савиных, спросили, брал ли он в свой полет какой-то талисман? Оказалось, что в космос с ним слетал дымковский петушок. Так в древности щепоть родной земли носили с собой русские мужики, уходя в неведомые дали. А петушок из комочка родной глины пролетел с космонавтом вокруг земли.
Не случайно, покорив Европу, показав себя в Азии, добравшись до Америки, дымковская игрушка стала, как сейчас новомодно называют, брэндом (символом) вятской земли. Глина, краски и волшебство мастерицы – вот действительность уже соседствует со сказкой. По преданию, «дымка» существует на Вятской земле более четырехсот лет назад. Сотнями продавались игрушки на ярмарках «Свистунья». Жители Вятки от мала до велика весело свистели в глиняные фигурки баранов, коней, козлов, уточек. И вот уже придумали лепить не только свистульки и другие игрушки. С высокого берега реки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково, где долгими зимними вечерами лепят фигурки из глины, готовясь к ярмарке. И промысел старинный, несмотря на все перипетии времени, живет и поныне.
Рукотворное искусство, где каждая игрушка уникальна и нет и не может быть двух одинаковых. Из слободы Дымково отправилось это глиняное чудо путешествовать по свету, Удивляя людей ликованием красок.
Вот, что рассказал ребятам петушок и предложил сделать каждому свой дымковский талисман. «И запоет невозможно веселый петух»…
З А Г А Д К И.
Гребешок на голове,
две ноги и шпоры две,
он в один и тот же час
рано утром будит нас. (петушок)
Наша добрая подружка
Даст нам перьев на подушку,
Даст яичек для блинов,
Куличей и пирогов. (курица)
Желтый прошка
Ищет хлеба крошку
Если встретит червячка –
Наклюет ему бока. (ципленок)
Зернышки клюет
Деток завет
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко. (курица)
Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах,
На часы не глядит,
А время знает. (петух)
Узнаете молодца?
Только вышел из яйца,
Сразу ножками пошел,
крошку хлебную нашел,
осмотрел внимательно,
съел самостоятельно. (цыпленок)
Явился в желтой шубке,
-- прощайте две скорлупки! (цыпленок)
Уснули дети, свет потух,
Молчит горластенький…. (петух)