Эльмира Вирясова
Система работы с детьми 2–3 лет по формированию у них трудовых умений и навыков
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №19 «ЯБЛОНЬКА»
Сообщение к семинару
«Система работы с детьми 2-3 лет по формированию у них трудовых умений и навыков»
на тему «Организация труда в группах раннего возраста»
(из опыта работы)
Выполнил воспитатель: Вирясова Э. Р.
2018 г
Публикация «Система работы с детьми 2–3 лет по формированию у них трудовых умений и навыков» размещена в разделах
Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных образовательных учреждений в этом важном процессе велика.
Цель трудового воспитания самых маленьких воспитанников, которую мы ставим перед собой – это создать условия для формирования положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.
С первых дней мы организовываем жизнь в группе таким образом, чтобы все малыши в короткий срок привыкли к установленному в группе порядку. Они должны запомнить расположение игрового и другого материала в группе, чтобы сначала с помощью педагога, а позднее самостоятельно поддерживать порядок. Постоянное требование порядка непременно связано с организацией первых трудовых поручений и выполнением их детьми.
Поэтому, в своей работе с детьми мы эффективно используем именно такую форму организации детского труда, как поручения, так как - это достаточно простая форма организации труда детей, но она имеет особое воспитательное значение, особенно в работе с детьми раннего возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью малышей. Дети часто не реализуют игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе. Тогда мы привлекаем их к труду через различные поручения. Организовываем труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда.
Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом в помещении.
· Убирать на место игрушки, строительный материал, оборудование.
· Протирать, мыть легко моющиеся игрушки.
· Расставлять стулья.
· Снимать грязные, развешивать чистые полотенца, раскладывать мыло в мыльницы.
. Относить мусор в ведро.
· Относить и приносить предметы по просьбе взрослого.
· Помогать няне накрывать на стол: разложить ложки, салфетницы, хлеб.
· Помогать воспитателю разложить материалы и оборудование на столы, подготовить их к занятию.
· Расставлять или раскладывать легкое физкультурное оборудование в определенном месте по поручению педагога.
· Подготовить коробки с карандашами к занятию.
. Разложить книги.
· Наполнять леечки и вазочки водой и расставлять в них цветы, веточки деревьев.
· Отбирать по просьбе воспитателя необходимые игрушки для игр (инвентарь для труда).
II. Поручения, связанные с хозяйственным трудом на участке.
· Отбирать игрушки для игр на участке.
· Очищать игрушки от песка, мыть.
· Убирать игрушки (оборудования) после прогулки на место.
· Протирать скамейки.
· Расчищать дорожки от снега и делать постройки из снега.
III. Поручения, связанные с трудом в природе.
· Поливать растения.
· Протирать крупные и плотные листья растения влажной тряпочкой, мелкие кисточкой.
. рыхлить землю граблями.
· Опрыскивать мелкие и крупные листья из пульверизатора.
· Собирать природный материал.
. Собирать ветви деревьев, сломанных ветром.
. Собирать яблоки с земли и относить в тележку дворнику.
. Подкармливать птиц.
· Сеять крупные семена растений, сажать лук.
· Поливать грядку, клумбу.
Результативным методом воспитания у детей положительного отношения к овладению необходимыми умениями и навыками является совместный труд взрослого и ребенка. В данном случае можно говорить о естественном разделении труда, при котором мы взрослые берем на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребенка то, что ему посильно. В то же время участие в труде вместе с нами радует малыша, так как ставит его в положение взрослого. В процессе работы помогаем детям овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки. Мы не только даем образец того, как выполнить задание, но своими действиями как бы стимулируем малышей к овладению этими умениями и навыками.
Мы учим детей, трудиться и, конечно, воспитываем в процессе труда. Это два тесно переплетающихся способа педагогического воздействия на детей, которые не должны разрываться.
Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, то мы с особой тщательностью отбираем приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников. Наиболее эффективными приё мами являются:
• Наблюдения.
• Показ.
• Пояснения. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат. Очень эффективны эмоциональные настраивающие на положительный результат пояснения: «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым пушистым полотенцем!».
• Практические упражнения в процессе умывания: «Чистые ладошки и лицо», «Нос умойся», «Чисто умываемся», «Водичка – водичка», «Зеркало», «Моем руки», «Надо, надо умываться».
• Практические упражнения в процессе одевания и раздевания: «Собираемся на прогулку», «На прогулку выходи!», «Мы пришли с прогулки», «Сапожки», «Сушим варежки», «Чистая одежда». «Курточки, сапожки», «Наша одежда», «Послушные липучки и пуговки», «Самые аккуратные», «Туфельки поссорились – туфельки помирились», «Выверни колготки».
• Практические упражнения в процессе приема пищи: «Послушная ложка», «За столом», «Маша и каша».
• Художественные произведения. Использование их — очень удачный приём, если произведение не слишком длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т. д.)
Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Ладушки», «Аккуратные зайчата», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр» (отрывок стихотворения, Э. Мошковская «Нос умойся!», А. Кондратьев «Зеркало», Н. Найденова «Наши полотенца», В. Викторова «Умывальная», З. Александрова «Что взяла, клади на место», А. Барто «Помощница».
• Создание проблемных ситуаций: игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.
• Усвоению детьми трудовых навыков способствуют и дидактические игры типа «Уложим зайчика Тимошку спать», «Оденем куклу Катю», «Угостим кукол», «Плакать не надо», «Ухаживаем за обувью», «Поручения», «Две руки», «Развесим белье», «Покажем Мишке как нужно одеваться», «Игрушки, по местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки».
• Игровые и сюрпризные моменты: к детям приходит кукла просит помочь ей помыть руки, потому что они испачкались.
• Рассказывание поучительных историй. Они также должны быть не длинными, не нагруженными информацией, а короткими и обращаться к непосредственному опыту детей: «Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол».
На начальном этапе становления трудовой деятельности важно закрепить эмоционально – положительный настрой к деятельности – основу формирования положительного отношения к труду в дальнейшем. Основной метод, который мы при этом используем – это положительная оценка в разных формах - одобрение ребенка за проявленное желание включиться в трудовой процесс, поощрение – самый действенный и необходимый прием: «Молодец, что согласился мне помочь. Мне одной тяжело» или «Какой ты молодец! Я бы без тебя не справилась». Хвалим детей за каждое малое достижение, и даже в случае неудачи находим положительное: «Сегодня ты старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел, молодец!» Поощряя ребёнка, мы закрепляем в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у воспитанников положительное отношение к труду в общем и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.
Если дети не будут получать от нас поддержку и одобрение своих действий, а их трудовые усилия в свою очередь не будут оцениваться и поощряться, то они могут испытать отрицательные эмоции по поводу первых неудач и приобретут отрицательный опыт участия в труде.
Также, для активизации у детей положительных эмоций в связи с усвоением навыков мы используем поэтапное мотивирование, которое является одним из эффективных методов. Оно является как бы эмоциональным подкреплением, стимулом к дальнейшей деятельности. Нам важно увидеть промежуточные результаты в ходе усвоения навыков (удачные действия ребенка, умелое следование показу воспитателя, копирование его поведения, стремление к самостоятельному выполнению работы, старательность, исполнительность и послушание) и другие проявления в труде и, если они положительные, поощрять их.
Вот пример руководства поручениями, где удачно используется этот метод. Сонечка, ты хочешь полить цветы? Давай вместе посмотрим, в каких горшочках земля сухая. Этот не надо поливать – потрогай, земля мокрая, а тут совсем сухая. Принеси леечку, она уже стоит с водой. Молодец, воду донесла аккуратно, не расплескала. Теперь полей. Умница, ни капли не проливаешь. Хорошо ты умеешь трудиться. Теперь этот цветочек полей. Цветы попьют водичку, и хорошо будут расти. Подумай, что теперь надо сделать? Правильно лейку надо поставить на место. Я ее потом возьму и налью воду. Завтра другие дети будут поливать растения. Ты сегодня очень старалась и хорошо потрудилась.
Создаем специальные педагогические условия, которые как бы подсказывали малышу, где и в чем он может проявить инициативу. Нередки случаи, когда малыши включаются в трудовой процесс по подражанию: они видят работающих няню, воспитателя и изъявляют желание помочь им. Здесь эффективным приемом является наблюдение. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя, которые выполняют простые и понятные малышам действия, т. е предусматриваем труд взрослых в присутствии детей, акцентируем их внимание на той или иной деятельности, разъясняем малышам, почему взрослые трудятся, поощряем их желание помочь.
«Анастасия Михайловна (няня) собирается помыть пол, а стульчики ей будут мешать. Давайте ей поможем. Каждый возьмет по стульчику и отнесет их в группу». Иногда стульев больше, и мы непременно видим, кто сам догадался еще раз вернуться за стульчиком. Такого ребенка обязательно хвалим: «Алиночка – хорошая помощница, сама догадалась еще один стул принести». «Сашенька и Лиза у нас заболели, а их стульчики некому принести». Тут же наблюдаем, как другие малыши пытаются взять остальные стулья и отнести их в указанное место. Поощрение, одобрение детской инициативы всегда верный стимул для включения ребенка в трудовую деятельность.
Часто специально затеваем при детях дела, чтобы привлечь их внимание, применяя такой прием, как «разговор с самим собой», который ведется по ходу работы. Например, наводя порядок в физкультурном уголке, говорю достаточно громко, чтобы слышали находящиеся рядом дети: «Сейчас я все аккуратно сложу на полочку. «Нужно поставить машинки в гараж, чтобы они не мешали. Вот так» Ребенок слышит слова, начинает приглядываться к моим действиям, а затем постепенно включается в совместную со мной деятельность.
Конечно, же, возможность включения ребенка в деятельность взрослого в качестве участника требует предварительного продумывания реального содержания деятельности, доступной малышу.
Нередко сталкиваемся с такой трудностью : ребенок, проявляя внимание и интерес к трудовому процессу который выполняет взрослый, желает участвовать в нем, но не может этого сделать. Например, малыш, видя, как я готовлюсь к занятию, выражает желание разливать краску в розетки, как делаю это я. Возникает противоречие: ребенок хочет выполнить работу, но не может. У него нет нужных навыков и физических возможностей. Но малыш этого не понимает. В данном случае, чтобы не погасить интерес к труду взрослого, мы вычленяем те действия в трудовом процессе, выполнение которых доступно ребенку. Например, ребенок приносит розетки и ставит их на поднос, чтобы я разлила краску: «Кирюша молодец, хорошо мне помогает».
У малышей, как правило, наиболее ярко проявляется отношение к поставленной взрослым цели. Однако порой дети и сами могут поставить перед собой и решить простую трудовую задачу. Например, после сна, когда все дети стали выходить из спальни, няня стала заправлять постель, Сонечка взяла покрывало и подала его няне, а Саша после еды стал задвигать стулья к столу.
Бывают ситуации, когда дети отказываются принимать поставленную перед ними трудовую задачу. Они делают это открыто, заявляя: «Я не хочу», «Не буду», или просто молчат (скрыто протестуют). В этом случае требуется наблюдение с нашей стороны и проведение индивидуальной работы. Мы прикладываем все силы и внимание к тому, чтобы изменить у них негативное отношение к поставленной задаче.
В своей работе, часто обращаемся к приему «оживления». Мы наблюдаем, какое впечатление это производит на детей, когда вместо обычного требования или предложения потрудиться лучше, старательнее говорим: «Смотрите, листочки как будто плачут, им очень грустно. Цветы тоже живые, они хотят пить, как и люди», или Мишка обиделся, наверное, думает, что он больше не нужен ребятам, и они забыли про него». Этот прием стимулирует сочувствие, отзывчивость, вызывает желание помочь, включиться в деятельность.
Сильным побудителем включения малышей в труд является игровой прием эпизодического появления игрушек и наш разговор с детьми от лица того или иного персонажа. Например, к малышам могут прийти Мойдодыр, зайка Тимошка или другие сказочные герои, которые хвалят их, поощряют ласковым словом или в мягкой форме делают замечания («Егорушка, что - то ты сегодня плохо убираешь игрушки, не стараешься»; «Никита, нельзя стучать игрушкой об игрушку, от этого они могут сломаться»).
С помощью наглядных изображений мы имеем возможность точно и экономно передать детям информацию о действиях и их последовательности. Учим понимать жизненно близкий сюжет, развиваем умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширяем словарь детей, учим самих детей рассказывать. В качестве наглядности используем картинки, реальные предметы – игрушки.
Очень важным является и организация специального обучения совершению действий. Например, предлагаю действовать лопаткой, одновременно показывая движения и объясняя их: лопатку надо держать прямо, чтобы снег не соскальзывал, высыпать снег на торопясь, чтобы не перевернуть ведерко и не просыпать мимо и т. д. Обучаю не только словесно, но и действенно: беру руку рядом стоящего ребенка и начинаю действовать ею, попутно объясняя действие.
Обучая малыша приемам работы, мы показываем свою заинтересованность деятельностью. Достигается это общением с ребенком в ходе работы, разговором с ним по поводу выполняемого дела. Доверительная манера общения, искренний интерес, к тому, что делает ребенок, практическая помощь – все это позволяет создать обстановку, благоприятную для поддержания активности малыша, сосредоточения его внимания на трудовом процессе в течение определенного времени.
Процесс формирования трудовых навыков влияет на нравственное развитие детей, на формирование у них коллективных взаимоотношений, если в него будет включен привлекательный для ребенка мотив. Например, «Давай, Вова, поучимся аккуратно вешать одежду в шкафчик, ты научишься, а потом научишь Варвару» или «Милана, ты у меня уже большая, сама умеешь одеваться, а Назарик еще маленький, он еще не совсем одеваться сам, помоги ему. В данной ситуации у детей при непосредственном руководстве со стороны взрослого начинают формироваться первые элементы коллективных действий.
Нередко при выполнении трудовых действий, мы используем аудиозапись, так как музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку труд становится легче и приятнее. Ее полезно использовать во время уборки игровой комнаты.
Приобщение дошкольников к труду, решение задач трудового воспитания возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия на детей.
Условиями организации труда являются :
систематическое включение каждого ребенка в труд;
создание мотивации трудовой деятельности;
создание эмоционально – положительной обстановки в процессе труда;
поощрения в процессе и по результатам труда;
посильность трудовой нагрузки;
подбор оборудования для труда;
создание в группе трудовой атмосферы.
Таким образом, использование разнообразных методов, приемов и создание условий побуждающих детей к труду, позволяет создать благоприятную обстановку для последующего обучения выполнению трудовых действий, вызывает желание ими овладевать.
Воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой.
К. Д. Ушинский.