Папки-передвижки

Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов

Ольга Михайлова
Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов
▼ Скачать + Заказать документы

Тот факт, что ребёнок осваивает язык в непосредственном общении со значимыми взрослыми, уже не подлежит сомнению. Именно в этот период у него появляется потребность в увеличении речевых актов, использовании понятных окружающим слов и фраз. Потому работа с ребенком раннего возраста направлена на коммуникативно-речевое развитие детей.

Публикация «Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов» размещена в разделах

Коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста – это процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми (сверстниками, используя при этом средства и способы выражения мысли и отношений. В результате коммуникативно-речевого развития у детей формируются коммуникативно-речевые умения как способность взаимодействовать с взрослыми и сверстниками и использовать средства и способы выражения мысли и отношений, адекватные ситуациям общения.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты, в ходе которых налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

целенаправленное формирование речи;

повышение уровня речевого развития;

стимуляция коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками;

подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.

Содержанием речевой деятельности в раннем возрасте выступают потребности в доброжелательном внимании и сотрудничестве с взрослым.

Как я говорила выше, развитие речи детей происходит не только на организованных занятиях, но и в совместной деятельности в ходе режимных моментов.

Следует заметить, что возможности для развития речи не во всех режимных процессах одинаковы. Меньшая степень возможностей отмечается в ходе кормления, раздевания после прогулки, одевания после сна. Для речевого общения необходимо выбирать удобное время и создавать специальные ситуации.

Анализируя литературу, я пришла к выводу о том, что рекомендуется давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы. Общение должно строиться таким образом, чтобы оно помогало ребенку

при выполнении соответствующих действий и не мешало другим детям.

Прием:Игры на развитие мелкой моторики и артикуляционная гимнастика

Упражнения и дидактические игры:

нанизывать крупные бусинки, шарики; застегивать крючки, молнии, пуговицы ;

заводить механические игрушки ;

игры с водой с песком, с различными крупами ;

игры с мозаикой,кубиками, вкладышами ; рисование, восковыми мелками,карандашами, разминать пальцами пластилин.

Для развития словаря используем прием поручений. После того, как выполнил конкретное поручение, спрашиваю: «Что ты принес? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребенок начинает, устанавливает связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающими. Важно, чтобы ребенок стремился самостоятельно выполнять поручения, преодолеть трудности, почувствовать объективные условия выполнения задания.

В этом случае конечный результат не только осознается, но и лучше запоминается и отражается в речи. Один из приемов активизации речи ребенка – мотивация действий с предметами и объектами, например с комнатными растениями: «Будем поливать растения, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!».

Умывание: Параллельный разговор : мы описываем все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, мы как бы подсказываем слова выражающие его опыт, например, мытье рук малыша обычно сопровождалось репликами, отражающими:

процесс: «Будем мыть руки. Будем вытирать. Будем сушить»;

называние необходимых предметов и их качеств: «На мыло. Мыло пахнет. Ах, как приятно пахнет! Вот твое полотенце»;

указание на результат действия: «Вот какие чистые ручки! Хорошо!».

Чтение художественного слова: дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться художественным словом.

Прием пищи: Разговор с самим собой: когда малыш находится не далеко от нас мы говорим о том, что видим, слышим, думаем, чувствуем. Говорим медленно и отчетливо короткими и простыми предложениями, доступными для восприятия малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку на столе. В чашке молоко. Ребятки пьют молоко».

Совместные игры:Бытовые и игровые ситуации; отобразительные игры: дом, больница, магазин, автобус. В этих играх дети получают словесное поощрение и поддержку, например, в игровой ситуации «Уложим куклу спать», я говорю «Как замечательно ты качаешь дочку! Ей очень нравится! Она очень довольна. Затем, подчеркивая интонацией действие, проговариваю его: «Качаем зайку» .

Провокация, или искусственное понимание ребенка. Например, малыш просит дать ему игрушку, а взрослый дает ему специально не ту которую он хочет. Конечно, ребенок возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

Одевание – сложный режимный момент. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются.

Чтение художественного слова: и вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку» «Вот они – сапожки».

Прогулка:Наблюдение и элементарный труд в природе; (поделки из песка, снега; наблюдение за деревьями, за листопадом, снегом, цветущими клумбами, и т. д.).

Вечерний отрезок времени:Игры – забавы и игры – хороводы; (использование игровых песен, потешек, скороговорок, приговорок доставляет малышу радость и способствует не произвольному обучению слышать звук речи, устанавливать ее ритм).

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. В начале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя. Один ребенок на коленях другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают, пританцовывают – ждут своей очереди.

Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые малыши выполняют одновременно. Это игры с пальчиками («Сорока-сорока», и прибаутки(«Ладушки-ладушки»). В игре «Ладушки» я использую имена всех детей : «…. Маслом поливала, детям давала: Кате два, Жене два, Полине два, т. д.». При этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но имеет эффект психологического «поглаживания». Когда ребенок чувствует внимание к себе лично.

Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок: это увлекает детей, нравится им и довольно рано подражая взрослым дети сами начинают рассматривать и читать ее, пересказывать наизусть, что им было рассказано и прочитано.

Инсценирование или элементарное драматизация литературных произведений: дети с помощью взрослых обыгрывают небольшие сюжеты из прочитанных произведений, сказок, стихов, песенок по возрасту; показ детьми настольного и пальчикового театра)

Музыкальные игры: значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыш с удовольствием не только двигается под музыку, подпевают, но и играют на музыкальных инструментах, знакомятся с ними

В своей работе мы не можем строго регламентировать применение того или иного приема в этот временной промежуток времени, это деление условно и зависит от ситуации. Но одно несомненно, что для достижения хороших результатов по развитию коммуникативных навыков детей мы старалась создать в группе мирную, доброжелательную обстановку. Во всех режимных моментах мы пользуемся таким приемом, как «подхватывание» непроизвольных речевых реакций ребенка взрослым создаёт атмосферу понимания, а в некоторых случаях двустороннего заинтересованного общения. Говорить на «языке» ребенка, подчеркивают некоторые исследователи, означает стать его доверенным лицом, его проводником в мир взрослых. Вокальная стимуляция или подражание взрослого ребенку – один из наиболее «демократичных» приемов развития речевой активности малыша. Имитируя высказывания ребенка, а лучше достраивая их до простых слов или фраз.

И это приносит свои положительные результаты, к концу года, проводя диагностику в соответствии с картами нервно-психического развития в развитии активной речи дети легко понимали речь, отвечали на вопросы воспитателя, охотно вступали в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Можно отметить, что дети играют вместе, развертывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

Перечисленные тактики и методики учитывают особенности раннего возраста и содержат набор стимулирующих и развивающих упражнений, а также расширяют репертуар средств по развитию речи малышей от непроизвольных вокализаций до коммуникативных умений.

Большую помощь в налаживании благоприятной атмосферы оказывают родители наших воспитанников. Это очень важно, чтобы мама, оставляя малыша, была спокойна, доверяла его нам.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Круг общения вашего ребёнка» Первую школу человеческого общения ребёнок проходит в семье. Именно здесь благодаря постоянному соприкосновению с близкими людьми он осваивает.

Развитие речи ребенка с года Вот и прошло целых двенадцать месяцев. Вашему малышу – год! Вот тут как раз начинается стремительно развиваться его речь. Ребенок все больше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов
Опубликовано: 7 февраля 2014 в 10:04
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Михайлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД