Анна Климченко
НОД по формированию предпосылок познавательных универсальных учебных действий у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательных и регулятивных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Воспитывать у детей нравственные качества, взаимовыручку, умение действовать в команде.
2. Закрепить знание геометрических фигур, название деревьев и насекомых.
3. Формировать умение создавать заданные образы с помощью игр В. В. Воскобовича «Геоконт», «Волшебный квадрат», «Змейка», «Нетающие льдинки озера Айс».
4. Развивать концентрацию, устойчивость объема внимания.
Публикация «НОД по формированию предпосылок познавательных универсальных учебных действий у старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
5. Развивать пространственные представления, зрительно-моторную координацию.
Методы обучения и развития творчества
1. Мотивирование детской деятельности.
2. Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движение настоящего и будущего).
3. Проблемные ситуации и задачи.
4. Предположение.
5. Неясные знания, догадки.
Методы повышения познавательной активности
1. Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
2. Сравнения.
3. Метод моделирования и конструирования.
4. Метод вопросов.
5. Решение логических задач.
Методы повышения эмоциональной активности
1. Игровая воображаемая ситуация.
2. Сюрпризный момент.
3. Элементы творчества и новизны.
Оборудование:
Игры В. В. Воскобовича: «Геоконт», «Волшебный квадрат» по количеству детей, игровизоры, сказочные персонажи Фиолетового леса, иллюстрации деревьев и насекомых, игра «Змейка» по количеству детей, цветные карандаши, картонный замок прозрачный квадрат фонограмма голоса леса.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, когда люди встречаются, как они приветствуют друг друга?
Д/игра с мячом «Приветствие».
А теперь давайте поприветствуем сами себя.
Доброе утро, глазки,
Что вам приснилось - сказки!
Доброе утро, ушки,
Что вам приснилось - подушки!
Губкам - зеленая кружка.
Ручкам - большая игрушка.
Доброе утро, животик,
Что тебе снилось – компотик.
Доброе утро, ножки,
Что вам приснилось - дорожки.
Солнце уже высоко
Всех вас будить нелегко.
Дети показывают движения в соответствии с текстом.
Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас в Фиолетовый лес и рассказать о занимательных приключения, которые произошли в нем. Нам предстоит преодолеть много препятствий. Как выдумаете, кто нам в этом поможет? (дружба, взаимовыручка).
А вы дружите между собой? Помогаете друг другу? Кто из вас знает стихотворение о дружбе?
Дружит с солнцем ветерок,
А роса- с травою,
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Все с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям,
Никогда не надо.
Друзей имею много я,
Они со мной везде, всегда.
Они поддержат и помогут
И от беды они не вздрогнут.
А теперь послушайте историю, которую я хочу вам рассказать:
«Однажды обитатели Фиолетового леса Малыш Гео, Ворон Метр, Пчелка Жужа, паук Юк, Краб Крабыч, гуляли и вдруг все потемнело, налетел ветер, и все обитатели леса пропали. Это хитрый Незримка Всюсь, который любил шалить, спрятал друзей в фиолетовом лесу. Ребята, вы хотите им помочь? Посмотрите, здесь под деревом какое-то письмо».
Воспитатель читает письмо: Чтобы найти ваших друзей, надо выполнить мои задания.
Воспитатель: Давайте отправимся в путь для выполнения заданий.
Звучит фонограмма «Голоса леса».
1 задание. Отгадайте загадки и изобразите ответы с помощью «Геогонта» :
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
Дети выкладывают эти фигуры с помощью «Геогонда».
2 задание. Математический лабиринт из приложения к «Игровизору» «Лабиринт цифр».
Воспитатель: Ну что же, и с этим заданием хитрого Незримки Всюсь мы успешно справились. Куда же дальше мы отправимся. Посмотрите, какая чудесная полянка! Физкультминутка «Лесная лужайка»?
Мы к лесной лужайке вышли
Поднимая ноги выше
Через кустики и кочки
Через ветви и пенечки
Кто высоко так шагал
Не споткнулся, не упал.
(Ходьба с высоким поднимание колен)
Воспитатель: Ребята, а какие деревья растут в лесу? Послушайте стихотворение про рябинку.
На холме стоит рябинка,
Держит прямо ровно спинку
(дети поднимают руки вверх)
Ей не просто жить на свете-
Ветер крутит, вертит ветер.
(туловище влево-вправо)
Но рябинка только гнется
Не печалится- смеется
(Наклоны в стороны)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую
(Машут руками, изображая ветер)
Воспитатель: А каких вы знаете насекомых, живущих в лесу?
Фонопедическое упражнение «Муха».
Как над нами возле уха
Целый час жжужала муха «ж-ж-ж»
Комары летят
Летят и пищат «зу-зу-зу»
«З-з-з», «ж-ж-ж».
«Ж-ж-ж», «з-з-з».
( дети проговаривают текст разным по высоте голосом: за муху низким, за комара высоким)
Ну, вот мы и подошли к следующему заданию.
3 задание: игра «Волшебный квадрат»
Дети упражняются с квадратом. Называют его цвета. Затем находят геометрические фигуры, из которых состоит: например, из 4-х маленьких квадратов; 16 маленьких треугольников; одного квадрата и четырех средних треугольников. Дети конструируют геометрические фигуры, называют признаки, сходства и различия.
Дети самостоятельно складывают фигуры по схемам сложения, запоминая алгоритм конструирования.
Молодцы, а теперь отправимся дальше.
Наступила ночь. Как же нам найти правильную дорогу и не заблудиться? Давайте заглянем в конверт с заданиями. Может быть, там мы найдем подсказку?
4 задание:»Игра «Прозрачный квадрат»
Детям предлагаются льдинки, из которых они должны сделать факел.
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием мы справились.
Вот мы и подошли к Волшебному замку, где живет Незримка Всюсь. Слышится голос Незримки Всюсь: «Чтобы попасть в замок, нужно изготовить ключ». Воспитатель достает из конверта образцы ключа.
5 задание: Дети изготавливают ключ из «Змейки»
Наконец-то мы выполнили все задания. И теперь все обитатели Фиолетового леса свободны. Появляются герои Фиолетового леса.
Вот и подошло к концу наше приключение! А помогла нам в этом, как вы думаете кто? Дружба!