Лучший педагог года

Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем

Тукаева Альфия Руфовна
Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы

Система работы дошкольного образовательного учреждения по ознакомлению детей с родным краем - понятие очень емкое.

Перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стояла проблема в создании системы работы, которая бы наиболее успешно способствовала развитию познавательного интереса у дошкольников к знаниям о родном крае, чувства гордости и бережного отношения к нему, к его историческому наследию, культуре, традициям, и как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к Родине.

Публикация «Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем» размещена в разделах

Наш педагогический коллектив МБДОУ «Башкирский детский сад № 40» городского округа город Уфа Республики Башкортостан на протяжении многих лет, решая данную проблему, ведет работу по приоритетному направлению - формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через приобщение к национальной культуре.

Патриотизм - это чувство привязанности, преданности, ответственности и по отношению к своей Родине, и задача взрослых научить детей быть привязанными к чему-то, быть ответственными в их маленьких делах и поступках, то есть, прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию, как человеческому чувству, вообще. Так, восхищение просторами страны, ее красотой и природными богатствами возникает у ребенка, когда он видит красоту непосредственно вокруг себя.

В общей системе воспитания граждан России патриотическое воспитание стало приоритетным, чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа. На педагога ложится совсем непростая задача — воспитать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою семью, гордящегося родным городом, краем, осознающего себя гражданином страной, в которой он живет.

Об актуальности патриотического воспитания и изучения родного края детей дошкольного возраста указывал еще Я. А. Каменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет…». Его идею поддерживали Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм.

Поэтому возникла необходимость рассматривать ознакомление с родным краем воспитанников через понятие «отношение», в котором выделили несколько направлений:

отношение к природе родного края, родной страны

отношение к людям, населяющим республику, страну

отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре.

Каждое направление стало содержанием работы с детьми дошкольного возраста.

Исходя из всего проанализированного, выявили основную цель работы по ознакомлению с родным краем : введение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края, города.

В процессе ознакомления с родным краем определили следующие задачи:

- обогащать знания детей о родном крае

- воспитывать чувства Родины, любви и уважения к людям родного края

- учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении

- воспитывать интерес и уважение к людям других национальностей.

Для решения поставленных задач помогла проектная деятельность.

Был обозначен тип проекта : творческий, познавательно - игровой, исследовательский.

По времени проведения – продолжительный.

По характеру контактов: в рамках дошкольного образовательного учреждения и работа в социуме.

Участники проекта: педагоги, воспитанники и их родители.

Актуальность проекта состояла в том, что дети, начиная с дошкольного возраста, испытывали дефицит знаний о родном городе, крае, стране, об особенностях народных традиций.

Недостаточно сформирована была система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

Цель проекта: заложить в каждом ребенке основы духовно-нравственной личности, способной самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими детьми.

Задачи проектной деятельности:

• способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа

воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить, приумножить богатства своего родного края и страны

• приобщать детей к традициям и обычаям своего народа

• ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание в семье.

Вот поэтому с самого раннего детства необходимо уделять огромное внимание на гражданско – патриотическое развитие, а именно: на любовь к своей стране, малой Родине, которая является частью нашего большого государства.

Содержание проектной деятельности (формирующий этап планирования)

Сентябрь:

1. Беседа «С чего начинается Родина»

2. Образовательная деятельность «Введение в историю родного города»

Октябрь:

1. Образовательная деятельность «Достопримечательности нашего города» (экскурсии, целевые прогулки по улицам города, памятникам, рассматривание альбомов)

Ноябрь:

1. Целевые прогулки «Встречи с прошлым» (по улицам старого города)

2. Придание старины глубокой (целевые прогулки)

Декабрь:

1. Образовательная деятельность «Жемчужины Башкортостана»

2. Экскурсия в краеведческий музей

Январь:

1. Образовательная деятельность «Мой город на карте Республики»

2. Игра - путешествие «Из нашего города – по родной стране»

Февраль:

1. Образовательная деятельность «Животный мир родного края»

Март:

1. Образовательная деятельность «Природа родной глубинки»

2. Беседа «Растения родного края»

Апрель:

1. Семейное чтение «Литературное наследие»

2. Экскурсия в национальную библиотеку имени Заки Валиди

Май:

1. Круглый стол «Ветераны Великой Отечественной Войны»

2. Экскурсия к вечному огню

3. Изготовление праздничных открыток

4. Проведение мероприятия ко дню Победы в ВОВ

5. Итоговая образовательная деятельность «Уфа - моя малая Родина»

Этапы реализации проекта:

1. Концептуальный (январь)

2. Исходно-диагностический (февраль)

3. Формирующий (сентябрь-май)

4. Итогово - диагностический (май)

Используемые методы для осуществления проекта:

- Познавательно-игровая образовательная деятельность

- Целевые прогулки

- Экскурсии

- Наблюдения

- Беседы

- Мониторинг

Этапы реализации проекта:

1. Концептуальный (январь)

2. Исходно-диагностический (февраль)

3. Формирующий (сентябрь-май)

4. Итогово - диагностический (май)

Используемые методы для осуществления проекта:

- Познавательно-игровая образовательная деятельность

- Целевые прогулки

- Экскурсии

- Наблюдения

- Беседы

- Мониторинг

Стратегии осуществления проектной деятельности.

Данный проект осуществлялся в рамках педагогической системы МБДОУ «Башкирский детский сад № 40».

• с детьми - в различных видах деятельности. Материал по каждой теме включался в алгоритм тематических недель.

• с педагогами – в условиях проведения методической работы

• с родителями – совместная деятельность

С детьми:

- Экскурсии (в краеведческий музей, к памятникам, и другим социально значимым объектам города)

- Беседы

- Игры

- Выставки

- Просмотр видеофильмов

- Рассматривание иллюстраций, фотографий

- Чтение художественной литературы

- Составление и решение кроссвордов

- Открытые мероприятия (ОД, развлечения, конкурсные программы, праздники)

С педагогами:

- Открытые занятия

- Консультации: «Ознакомление дошкольников с природой родного города»,

«Воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

- Самообразование

- Выступление с докладом, обмен опытом

С родителями:

- Привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий, музыкально – литературных вечеров

- Создание фотоальбома «Уфа – город удивительный»

- Организация выставок совместного творчества родителей и детей (фотоальбомы, фотогазеты «Чем богат наш край», «Природа города», ОД по художественно - эстетическому развитию - рисунки, поделки из природного материала)

- Сбор фотоматериалов «Мой родной город»

- Встречи с интересными людьми

Итогом нашего проекта был предполагаемый результат.

Предполагаемый результат. Итоговым результатом явилась диагностика, в ходе которой определился уровень знаний детей. Учитывалось активное участие детей в различных видах деятельности, конкурсах.

По итогам работы были составлены диагностические карты, где нашли отражение результаты опросов детей, родителей, воспитателей по следующим разделам:

Родной город, символика

• История народной культуры, традиции

• Историко-географические и природные компоненты

• Личностные компоненты

Определены уровни оценки усвоения материала.

По итогам реализации проекта по ознакомлению с родным краем :

- систематизирована литература, разработаны методические пособия

- создана в МБДОУ развивающая предметно-пространственная среда

- дети активные участники проводимых мероприятий

- установлена взаимосвязь с социумом

- привлечены родители к участию в педагогическом процессе.

Таким образом, формирование базиса личностной культуры – процесс длительный и сложный. Что-то может не получиться у детей младшего дошкольного возраста – получится у старших. Не следует стремиться в младшем возрасте к тому, чтобы ребенок сразу запомнил всю информацию. Главное - затронуть чувства, эмоции детей, подтолкнуть их к деятельности: рассказать, нарисовать, проиграть и т. д. В старшем дошкольном возрасте знание основ национальной культуры будет более осознанным.

Только при систематической работе можно достичь положительных результатов. И успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Литература:

1. Нефедова, И. В. Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края [Текст] /И. В. Нефедова //Воспитатель ДОУ (практический журнал) - 2010. - № 5. - С. 4.

2. Усачева, Т. В. Программа патриотического воспитания дошкольников [Текст] /Т. В. Усачева //Воспитатель ДОУ (практический журнал) - 2010, № 4. - с. 4.

3. Уронина, В. А. Любите свой край! [Текст] /В. А. Уронина //Воспитатель ДОУ (практический журнал) - 2010. - № 3. - С. 16.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Перспективное планирование по ознакомлению детей с Хабаровским краем Перспективное планирование по ознакомлению детей с Хабаровским краем. Образовательные области Познавательное и речевое развитие Художественно.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на сентябрь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2019 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на декабрь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2019 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на январь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на ноябрь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2019 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом № Тема. Программные задачи. Сентябрь. Тема. «Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдешь». 1 НОД «Мой детский сад». Расширять ориентировку.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста»Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста» Патриотическое воспитание детей – одна из главных задач дошкольного образования. Важную роль в ознакомлении дошкольников с родным краем.

Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками Название потешки, пестушки Методы и приемы Взаимосвязь с другими видами деятельности «Огуречик» Чтение потешки, рассматривание иллюстраций.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем
Опубликовано: 3 февраля 2020 в 20:09
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем» (включая файлы) размещена пользователем Тукаева Альфия Руфовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД