Тукаева Альфия Руфовна
Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы дошкольного образовательного учреждения по ознакомлению детей с родным краем - понятие очень емкое.
Перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стояла проблема в создании системы работы, которая бы наиболее успешно способствовала развитию познавательного интереса у дошкольников к знаниям о родном крае, чувства гордости и бережного отношения к нему, к его историческому наследию, культуре, традициям, и как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к Родине.
Публикация «Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем» размещена в разделах
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Наш педагогический коллектив МБДОУ «Башкирский детский сад № 40» городского округа город Уфа Республики Башкортостан на протяжении многих лет, решая данную проблему, ведет работу по приоритетному направлению - формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через приобщение к национальной культуре.
Патриотизм - это чувство привязанности, преданности, ответственности и по отношению к своей Родине, и задача взрослых научить детей быть привязанными к чему-то, быть ответственными в их маленьких делах и поступках, то есть, прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию, как человеческому чувству, вообще. Так, восхищение просторами страны, ее красотой и природными богатствами возникает у ребенка, когда он видит красоту непосредственно вокруг себя.
В общей системе воспитания граждан России патриотическое воспитание стало приоритетным, чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа. На педагога ложится совсем непростая задача — воспитать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою семью, гордящегося родным городом, краем, осознающего себя гражданином страной, в которой он живет.
Об актуальности патриотического воспитания и изучения родного края детей дошкольного возраста указывал еще Я. А. Каменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет…». Его идею поддерживали Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм.
Поэтому возникла необходимость рассматривать ознакомление с родным краем воспитанников через понятие «отношение», в котором выделили несколько направлений:
отношение к природе родного края, родной страны
отношение к людям, населяющим республику, страну
отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре.
Каждое направление стало содержанием работы с детьми дошкольного возраста.
Исходя из всего проанализированного, выявили основную цель работы по ознакомлению с родным краем : введение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края, города.
В процессе ознакомления с родным краем определили следующие задачи:
- обогащать знания детей о родном крае
- воспитывать чувства Родины, любви и уважения к людям родного края
- учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении
- воспитывать интерес и уважение к людям других национальностей.
Для решения поставленных задач помогла проектная деятельность.
Был обозначен тип проекта : творческий, познавательно - игровой, исследовательский.
По времени проведения – продолжительный.
По характеру контактов: в рамках дошкольного образовательного учреждения и работа в социуме.
Участники проекта: педагоги, воспитанники и их родители.
Актуальность проекта состояла в том, что дети, начиная с дошкольного возраста, испытывали дефицит знаний о родном городе, крае, стране, об особенностях народных традиций.
Недостаточно сформирована была система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
Цель проекта: заложить в каждом ребенке основы духовно-нравственной личности, способной самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими детьми.
Задачи проектной деятельности:
• способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа
• воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить, приумножить богатства своего родного края и страны
• приобщать детей к традициям и обычаям своего народа
• ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание в семье.
Вот поэтому с самого раннего детства необходимо уделять огромное внимание на гражданско – патриотическое развитие, а именно: на любовь к своей стране, малой Родине, которая является частью нашего большого государства.
Содержание проектной деятельности (формирующий этап планирования)
Сентябрь:
1. Беседа «С чего начинается Родина»
2. Образовательная деятельность «Введение в историю родного города»
Октябрь:
1. Образовательная деятельность «Достопримечательности нашего города» (экскурсии, целевые прогулки по улицам города, памятникам, рассматривание альбомов)
Ноябрь:
1. Целевые прогулки «Встречи с прошлым» (по улицам старого города)
2. Придание старины глубокой (целевые прогулки)
Декабрь:
1. Образовательная деятельность «Жемчужины Башкортостана»
2. Экскурсия в краеведческий музей
Январь:
1. Образовательная деятельность «Мой город на карте Республики»
2. Игра - путешествие «Из нашего города – по родной стране»
Февраль:
1. Образовательная деятельность «Животный мир родного края»
Март:
1. Образовательная деятельность «Природа родной глубинки»
2. Беседа «Растения родного края»
Апрель:
1. Семейное чтение «Литературное наследие»
2. Экскурсия в национальную библиотеку имени Заки Валиди
Май:
1. Круглый стол «Ветераны Великой Отечественной Войны»
2. Экскурсия к вечному огню
3. Изготовление праздничных открыток
4. Проведение мероприятия ко дню Победы в ВОВ
5. Итоговая образовательная деятельность «Уфа - моя малая Родина»
Этапы реализации проекта:
1. Концептуальный (январь)
2. Исходно-диагностический (февраль)
3. Формирующий (сентябрь-май)
4. Итогово - диагностический (май)
Используемые методы для осуществления проекта:
- Познавательно-игровая образовательная деятельность
- Целевые прогулки
- Экскурсии
- Наблюдения
- Беседы
- Мониторинг
Этапы реализации проекта:
1. Концептуальный (январь)
2. Исходно-диагностический (февраль)
3. Формирующий (сентябрь-май)
4. Итогово - диагностический (май)
Используемые методы для осуществления проекта:
- Познавательно-игровая образовательная деятельность
- Целевые прогулки
- Экскурсии
- Наблюдения
- Беседы
- Мониторинг
Стратегии осуществления проектной деятельности.
Данный проект осуществлялся в рамках педагогической системы МБДОУ «Башкирский детский сад № 40».
• с детьми - в различных видах деятельности. Материал по каждой теме включался в алгоритм тематических недель.
• с педагогами – в условиях проведения методической работы
• с родителями – совместная деятельность
С детьми:
- Экскурсии (в краеведческий музей, к памятникам, и другим социально значимым объектам города)
- Беседы
- Игры
- Выставки
- Просмотр видеофильмов
- Рассматривание иллюстраций, фотографий
- Чтение художественной литературы
- Составление и решение кроссвордов
- Открытые мероприятия (ОД, развлечения, конкурсные программы, праздники)
С педагогами:
- Открытые занятия
- Консультации: «Ознакомление дошкольников с природой родного города»,
«Воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
- Самообразование
- Выступление с докладом, обмен опытом
С родителями:
- Привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий, музыкально – литературных вечеров
- Создание фотоальбома «Уфа – город удивительный»
- Организация выставок совместного творчества родителей и детей (фотоальбомы, фотогазеты «Чем богат наш край», «Природа города», ОД по художественно - эстетическому развитию - рисунки, поделки из природного материала)
- Сбор фотоматериалов «Мой родной город»
- Встречи с интересными людьми
Итогом нашего проекта был предполагаемый результат.
Предполагаемый результат. Итоговым результатом явилась диагностика, в ходе которой определился уровень знаний детей. Учитывалось активное участие детей в различных видах деятельности, конкурсах.
По итогам работы были составлены диагностические карты, где нашли отражение результаты опросов детей, родителей, воспитателей по следующим разделам:
• Родной город, символика
• История народной культуры, традиции
• Историко-географические и природные компоненты
• Личностные компоненты
Определены уровни оценки усвоения материала.
По итогам реализации проекта по ознакомлению с родным краем :
- систематизирована литература, разработаны методические пособия
- создана в МБДОУ развивающая предметно-пространственная среда
- дети активные участники проводимых мероприятий
- установлена взаимосвязь с социумом
- привлечены родители к участию в педагогическом процессе.
Таким образом, формирование базиса личностной культуры – процесс длительный и сложный. Что-то может не получиться у детей младшего дошкольного возраста – получится у старших. Не следует стремиться в младшем возрасте к тому, чтобы ребенок сразу запомнил всю информацию. Главное - затронуть чувства, эмоции детей, подтолкнуть их к деятельности: рассказать, нарисовать, проиграть и т. д. В старшем дошкольном возрасте знание основ национальной культуры будет более осознанным.
Только при систематической работе можно достичь положительных результатов. И успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Литература:
1. Нефедова, И. В. Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края [Текст] /И. В. Нефедова //Воспитатель ДОУ (практический журнал) - 2010. - № 5. - С. 4.
2. Усачева, Т. В. Программа патриотического воспитания дошкольников [Текст] /Т. В. Усачева //Воспитатель ДОУ (практический журнал) - 2010, № 4. - с. 4.
3. Уронина, В. А. Любите свой край! [Текст] /В. А. Уронина //Воспитатель ДОУ (практический журнал) - 2010. - № 3. - С. 16.