Любовь Калачева
Система психолого-педагогического сопровождения педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Система психолого – педагогического сопровождения педагогов.
Л. Д. Калачева, педагог-психолог
г. Юрьев - Польский,
Психолого – педагогическое сопровождение направлено на повышение профессиональной компетентности педагогов, их готовности и способности решать профессиональные задачи в соответствии с целями, изложенными в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы.
Публикация «Система психолого-педагогического сопровождения педагогов» размещена в разделах
Качество дошкольного образования определяется в первую очередь качеством работы воспитателя. Именно педагог организует воспитательно – образовательный процесс, который направлен на развитие каждого ребенка с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей. Важной функцией воспитателя является умение организовать предметно – пространственную среду, коррекционно – развивающую работу по результатам индивидуальных особенностей ребенка.
Для того, чтобы педагоги были готовы к работе в условиях мониторинговой системы, испытывали потребность в организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие каждого ребенка с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей ведется сбор данных на основе анкет: «Диагностико – аналитическая деятельность педагога» и «Психолого-педагогическая готовность педагога к оценочной деятельности», содержание которых позволяет определить диагностический инструментарий каждого воспитателя, проанализировать использование результатов диагностического исследования развития детей в планировании воспитательно-образовательного процесса для индивидуальной, групповой работы с детьми, выявить причины, мешающие педагогу осуществлять моделирование воспитательно – образовательного процесса.
Анализ уровня диагностико - аналитической деятельности педагогов по разработанным анкетам (приложение) позволяют скорректировать работу с воспитателями, которые осуществляют планирование не всегда на диагностической основе, планируют индивидуальную и групповую работу только с детьми, отстающими в развитии от возрастной нормы и не планируют деятельности, не создают условия для развития детей, с ярко выраженными способностями, не достаточно глубоко проводят анализ причин полученных результатов, собственных затруднений.
Результаты анкетирования являются основанием для внесения изменений в план психолога по просветительской деятельности с педагогами. Индивидуальные и групповые консультации с педагогами ориентированы на повышение знаний:
• о системе возрастных нормативов и основных этапов развития ребенка в рамках психологического возраста заложенной в нормативных картах развития Н. А. Коротковой;
• об изменении тактики организации текущего воспитательно- образовательного процесса (подтягивать дефицитарные сферы или усложнять содержание, учитывая достигнутый уровень развития, об организации пространственно – предметной развивающей среды в соответствии с развитием детей;
• об осуществлении на основе результатов диагностического исследования развития базисных личностных качеств каждого ребенка в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Поэтому модель формирования такой составляющей профессионализма педагога как готовность к диагностико – аналитической деятельности выглядит так:
Внешняя мотивация педагога связана :
• с необходимостью обладать теоретическими психолого-педагогическими знаниями, умениями выстраивать процесс с опорой на зону ближайшего развития ребенка в соответствии с концепцией модернизации образования;
• Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, которые предполагают умение воспитателя планировать результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы и осуществлять оценку динамики достижения детей;
• умениями педагога проводить диагностику и на её основе планировать свою воспитательно-образовательную деятельность, как предполагают и требования тарифио – квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования Российской Федерации.
Следовательно, идет формирование внутренней мотивации воспитателя «Я хочу», «Я могу», «Я делаю». Формирование позиции воспитателя «Я могу» осуществляется через повышение теоретических основ и практических навыков проведения диагностической деятельности.
Совместное обсуждение психолога с воспитателем полученных результатов оценки актуального состояния каждого ребенка, прогноза дальнейшего развития детей по 3 направлениям:
• всей группы;
• детей, требующих коррекционной помощи;
• детей, с ярко выраженными способностями,
индивидуальные и групповые консультации, мастер – класс, практикумы направляются на осознание педагогами необходимости организации предметно-пространственной развивающей среды, с учетом уровней развития детей.
С целью моделирования и планирования воспитательно – образовательного процесса на диагностической основе воспитатели всех возрастных групп проводят:
1. инвентаризацию методико-дидактического обеспечения в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей, требованиями образовательной программы ДОУ, ФГТ, нормами СанПиН в группе;
2. инвентаризацию имеющегося методико-дидактического обеспечения с целью оценки соответствия групповых развивающих зон уровню развития детей по результатам промежуточного мониторинга, планирования преобразования предметно – пространственной среды группы в соответствии с уровнем развития детей, их потребностями, интересами, индивидуальными особенностями.
Профессионал – педагог, по мнению О. М. Краснорядцева, это человек, хорошо понимающий общие тенденции развития мирового образовательного процесса, своего места в нем и обладающий особым видением человека в процессе развития, понимающий направленность психологических действий и воздействий, превращающий любую воспитательно - образовательную ситуацию в пространство для развития ребенка и способный к проектированию развивающей среды и себя самого.
Данное понятие о профессионализме педагога очень актуально, так как рефлексивное управление в системе мониторинга будет возможно только при овладении педагогами разноуровнего обучения и воспитания, умения выстраивать учебно-воспитательный процесс с опорой на зону ближайшего развития ребенка.