Мартыненко Светлана
Система поддержки семьи и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, которая инициирована была, в первую очередь родителями детей-инвалидов. Сама инклюзия основана на концепции «включающего общества» и предполагает изменение и общества и всех его институтов для создания благоприятных условий принятия и включения другого человека. При этом включение ребенка с другими образовательными потребностями должно способствовать его развитию и одновременно отвечать интересам других детей.
Публикация «Система поддержки семьи и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии» размещена в разделах
Успешность инклюзии во - многом зависит от готовности общества к принятию такого ребенка. В противном случае возможно не развитие таких детей, а их дезадаптация и непринятие со стороны детей с условно нормальным развитием.
Взаимоотношения ребенка с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. В этой связи огромное значение приобретает целенаправленная работа педагогов по оптимизации отношений родителей и детей.
В толковом словаре Ожегова поддержка определяется как помощь и содействие. Психолого-педагогическая поддержка семей и ребенка-инвалида в коррекционно-образовательном учреждении это целенаправленная система мер направленная на повышение педагогических знаний и умений родителей, снижением эмоционального дискомфорта в связи с рождением больного ребенка, поддержание уверенности родителей в его возможностях, сохранение адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания.
Помощь и поддержка семьи должна быть комплексной, системной и непрерывной. Система поддержки семьи и ребенка-инвалида в первую очередь предполагает работу команды педагогов школы и центра: учитель дефектолог, логопед, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, педагог организатор и тьютер и все участники образовательного процесса.
Психолого-педагогическая поддержка это осуществление психологической и педагогической помощи по двум направлениям:
-информационная педагогическая и психологическая помощь родителям и другим родственникам, заключающаяся в раскрытии их ресурсов и в определении направления в работе с ребенком, в улучшении эмоционального климата семьи.
-непосредственная помощь ребенку в обретении новых навыков, способностей для лучшей социализации
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь инклюзии –создание специальный условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстниками.
Специальные условия это материально-техническая база и самое главное изменения всей образовательной среды. И в первую очередь организацию комплексного психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики, во главе которого должен стоять психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения.
Важно, чтобы объектом сопровождения был не только ребенок с ОВЗ, но и любой другой ребенок, нуждающийся в помощи ребенок, а также педагоги и родители детей. Вот тогда «Равные возможности».
Именно комплексное сопровождение и обеспечивает системную поддержку семьи ребенка в учреждении. Потому что это всегда комплекс взаимообусловленных мер с разными технологиями и это всегда взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего. И успех взаимодействия во многом зависит от умения выстроить доверительные отношения.
Деятельность всех участников сопровождения направлена на обеспечение двух взаимосвязанных процессов:
- системное сопровождение, то есть профилактико-коррекционная деятельность, направленная на преодоление проблем;
- заявительное сопровождение – индивидуальная помощь по запросу.
Комплексное сопровождение семей обеспечивает своевременное оказание помощи и поддержки семей, активизирует семейные ресурсы, своевременно устраняет проблемы родителей.
Иными словами полностью обеспечивает системную поддержку семьи и ребенка-инвалида в образовательном учреждении.
Системное сопровождение семьи инклюзивной практики состоит из диагностического направления, определения проблемных зон и ресурсов ребенка, реализацию намеченного плана работы с ребенком, родителями и педагогами, этапная диагностика и корректировка дальнейшей работы.
Цель работы с родителями:
привлечение родителей к активному участию
в развитии, воспитании и обучении ребенка.
повышение педагогической компетенции
родителей и помощь семьям по адаптации и
интеграции детей с ОВЗ в общество.
С чего начинаем работать?
Начинается работа в любом образовательном учреждении с завоевания доверия родителей, через создание эмоционально насыщенной среды, в учреждении, через совместные досуги, праздники, экскурсии, конкурсы, дни открытых дверей.
Далее выявляются проблемы семьи, стресс-факторы, степень готовности к сотрудничеству, через анкетирование родителей. Анкеты должны быть не сложные и понятные и короткие по содержанию.
Как правило, для родителей с ребенком с ОВЗ характерно :
неконструктивные виды поведения родителей во взаимоотношениях «взрослый – ребенок»;
противоречивость по отношению к детям: с одной стороны, они любят своих детей и пытаются понять их проблему; с другой стороны, четко прослеживается неудовлетворенность детьми, приклеивание ярлыков к поведению (упрям, стереотипен и т. д.);
недостаточный уровень психологической грамотности и компетенции родителей в области знания закономерностей психического развития «особого ребенка» и в решении тех или иных проблем воспитания; недооценка возможностей грамотного родительского поведения, для успешной адаптации ребенка.
Кроме того, родители демонстрируют разную степень готовности к сотрудничеству с психологом и со специалистами в целом.
Наиболее значимые стресс-факторы, характерные для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ :
Проблемы со стороны ребенка : врожденные заболевания, психические заболевания, отклонения в поведении
Со стороны родителей: трудности воспитания и проблемы брака
У многих родителей прослеживаются признаки невротизации.
У родителей возникает комплекс вины по отношению к собственному ребенку, имеющему психофизическое отклонение в развитии. На этой основе формируется определенный стиль родительского отношения – гиперопека. Такие родители ограждают ребенка от возможных проблем, потакают его прихотям и желаниям. В результате возникает искажение личностного развития ребенка (эгоизм, эгоцентрические установки).
Неприятие ребенка (открытое или скрытое) приводит к невротическим реакциям и еще больше отягощает дефект развития.
Взаимоотношения ребенка с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. В этой связи огромное значение приобретает целенаправленная работа педагогов по оптимизации отношений родителей и детей.
Дальнейшую работу с родителями нужно строить учитывая весь комплекс проблем родителей и всегда помня, что родитель ребенка с особенностями в развитии испытывает колоссальную нагрузку – стресс, начиная с самого рождения ребенка.
Задачами коллектива должны стать:
• учить родителей выявлять позитивное в ребенке, видеть и оценивать результаты коррекционно-развивающей работы;
• помочь родителям понять и принять те минимальные изменения, которые происходят с ребенком;
• нацеливать родителей на закрепление и поддержание в семье достигнутых на занятия результатов;
• создавать и поддерживать активную оптимистическую жизненную позицию всех членов семьи ребенка;
• развивать толерантные отношения к семье с ребенком с ОВЗ.
ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ
1. Налаживание тесного взаимодействия с семьями. Привлечение, более готовой части семей к сотрудничеству, вовлечение пассивной части родителей в организационные мероприятия
2. Формирование родительской грамотности. Подготовка печатных материалов по развитию конструктивного взаимодействия с ребенком с особыми образовательными потребностями; подборка игр и упражнений с ребенком, не требующих отдельно выделенного времени; некоторые практические приемы, способствующие снятию напряжения у родителей
3. Индивидуальные консультации по инициативе специалистов и по запросу родителей
Формирование родительской грамотности лучше всего начинать с подготовки печатных материалов, буклетов, в которых коротко изложены решение каких-то проблем ребенка с ОВЗ или практических рекомендаций по саморегуляции эмоциональных состояний родителей.
Индивидуальные консультации по инициативе специалистов
Специалистам учреждения нужно самим инициировать встречи с родителями и рассказывать что-то хорошее, что выявили по результатам обследования ребенка, рассказывать о ресурсах ребенка, потребностях, проблемах ребенка. Иногда можно давать совместные консультации, демонстрирую родителю, что мы все вместе.
Тематика бесед и консультаций:
здоровье
по результатам обследования (игра)
детско-родительские отношения (техники дисциплинирования)
занятость
Тактика бесед и консультаций:
установления доверительного контакта с целью убеждения в том, что педагог их понимает, сочувствует и пытается им помочь.
коррекция понимания родителем проблем ребенка (перевод с родительского восприятия проблем ребенка с эмоционального уровня на уровень рациональный).
Консультирование специалистов проводится с целью формирования представлений у родителей правильных и полноценных знаний особенностей и перспектив развития их ребенка, поиска решений проблемных ситуаций психологического, педагогического, медико-социального характера. Консультирование специалистов проводятся в рамках своей профессиональной деятельности.
Медицинский работник по вопросам здоровья.
Психолог играет ведущую роль при установлении доверительных контактов с родителями, консультирует по детско-родительским отношениям.
Дефектолог, логопед, воспитатель дают задания родителям и консультируют родителей по выполнению этих заданий.
В результате вырабатываются рекомендации по выполнению режимов: речевого, коммуникативного, охраны зрения и слуха, развития познавательных способностей.
Важно, чтобы в учреждении действовали на постоянной основе:
Родительский час
• Проводится специалистами один раз в неделю во второй половине дня - информирование родителей о ходе работы с ребенком.
Переписка
• WhatsApp Messenge
Информационные стенды
• На этих стендах размещается информация общего характера: игры, задания, рекомендации для родителей и т. д.
Основные формы работы с родителями
Беседы (коллективные или индивидуальные)
• Консультации: индивидуальные, по запросу, оперативные и дистанционные
• Переписка с родителями
• Демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий, праздников с целью разбора определенных этапов воспитания и обучения
• Домашнее видео, как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях
Проведение нетрадиционных форм родительских собраний играют огромную роль в работе с родителями. Родители раскрепощаются, раскрываются и все больше и больше вовлекаются в образовательное пространство учреждения.
Работа родительского клуба позволяет использовать как традиционные, так и нетрадиционные форы работы с родителями, объединить просвещение родителей с общением, обменом опытом, мнениями, обсуждением проблем и совместным поиском путей и способов их решения
Театрализованная деятельность позволяет использовать все основные функции театрализации:
• -катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);
• регулятивная (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
• -коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушения общения, формирование адекватного поведения, самооценки).
Проведение системной планомерной работы всего коллектива учреждения по психолого-педагогической поддержки семьи, способствует повышению личных ресурсов семьи с ребенком с особыми образовательными потребностями и тем самым обеспечивает условия, для улучшения развития и социализации ребенка. Кроме того формируется готовность всех членов образовательного процесса к принятию ребенка с особыми образовательными потребностями.
Все это вместе, в конечном счете, обеспечивает развитие ребенка с ОВЗ, в обществе других детей сохраняя интересы каждого участника инклюзивного образования.