Анна Залуцкая
Система оценивания образовательных достижений
В МАДОУ д/с Теремок для определения эффективности работы разработана
система оценивания образовательных достижений воспитанников в двух направлениях:
мониторинг динамики развития воспитанников и система оценки качества образовательной
деятельности педагога. Мониторинг динамики развития детей, динамики их образовательных
достижений включает :
педагогические наблюдения;
педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических
действий с целью их дальнейшей оптимизации;
Публикация «Система оценивания образовательных достижений» размещена в разделах
детские портфолио, фиксирующие достижения реб нка в ходе образовательной
деятельности;
индивидуальные карты развития реб нка.
Целью мониторинга являются- определение динамики изменений показателей
результатов педагогических действия на воспитанников, способный дать объективные и
достоверные данные о ходе педагогического процесса и его результатах, для своевременного
изменения направления работы и е коррекции.
Модель механизма педагогического мониторинга, представляет собой:
• систему действий воспитателя, включающую в себя сбор, обработку, анализ и
интерпретация информации об индивидуальном развитии воспитанников, о результатах
эффективности педагогических действия по каждой образовательной области в своей
возрастной группе, позволяющей оценивать процесс и результат этих достижений, их прогноз и
коррекцию;
• систему действий старшего воспитателя, включающую в себя операции сбора,
обработки, анализа и интерпретации информации о результатах эффективности педагогических
действий по всем возрастным группам по всем образовательным областям, позволяющей
оценивать процесс и результат этих достижений в целом по учреждению, их прогноз и
коррекцию;
• принятие решений с целью оптимизации воспитательно-образовательного процесса.
Основой метод педагогической диагностики это метод наблюдения. Предложенные
методики и диагностический инструментарий, применим ко всем действующим
образовательным программам. Диагностику результатов работы проводят все педагогические
работники: воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог,
инструктор по физической культуре, что позволяет получить полную картину работы.
В настоящее время наш детский сад работает по программе «Детство», в данной программе
предложены диагностические журналы по каждому возрасту дошкольников. В них разработаны
карты, позволяющие фиксировать уровни и динамику развития детей на различных этапах
деятельности.
Диагностику детского развития мы проводим два раза в год, на основе которой
составляем мониторинг.
При проведении диагностики педагоги опираются на то, что:
- педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе.
Результат рассматривается как конфиденциальная информация, которая помогает педагогу
правильно построить образовательную работу, понять, где и как сделать «акцент» в
воспитательно-образовательной деятельности;
- диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных
игр, в режимные моменты, на прогулке или занятиях педагог наблюдает за поведением детей и
общением между собой, отмечает у ребенка состояние скуки, радости или огорчения. Данную
работу педагог проводит незаметно для детей.
- при проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного
ребенка и идеальной нормы развития. Данная работа помогает понять, в чем могут проявляться
проблемы ребенка, какие достижения для него характерны.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов
освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе
оценки развития интегративных качеств ребенка.
Основной задачей мониторинга детского развития (мониторинг развития интегративных
качеств) является выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и
проектирование индивидуальных маршрутов образовательной работы для максимального
раскрытия потенциала детской личности. Индивидуальный образовательный маршрут состоит
из нескольких этапов:
1. наблюдение – выявление ребенка или группы детей имеющих какие-либо трудности в
освоении образовательных областей;
2. диагностический этап – совместно с педагогом-психологом выявляются причины
трудностей, мешающих освоению образовательной программы;
3. этап конструирования – планируются методы поддержки, коррекции, содержание
работы с детьми в непосредственной образовательной деятельности, а также в индивидуальной
работе с ними;
4. этап реализации – реализация происходит во всех видах деятельности, но учитывая,
что игра – это основной вид, та предлагается использовать игровые задания, поручения и т. д.
5. итоговая диагностика - дает результат завершения маршрута.
На основе результатов диагностических процедур воспитатель со специалистами ДОУ
определяют задачи работы и проектируют образовательный маршрут ребенка, в котором
определяются сроки, методы поддержки и содержание работы с ним.
По завершению программы образовательного маршрута проводится итоговая
диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками
поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования
педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.
Во время проведения первичной диагностики главным методом является систематически
включенное наблюдение, которое дополняем рядом других методов. Первый этап -
предварительный – требует преимущественного использования метода наблюдения.
Наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности (игра, общение
со взрослыми или сверстниками, детский труд и самообслуживание, изобразительная и
конструктивная деятельность и т. д.) дает возможность увидеть общую картину эмоциональнопсихического климата в группе, определить специфику развития и особенности взаимодействия
ребенка со сверстниками и взрослыми.
Воспитатели используют следующий алгоритм проведения наблюдения:
- определяются цели и задачи наблюдения (например, выявление особенности поведения
ребенка со сверстниками). Определение тематики наблюдения помогает им увидеть то, что в
иных условиях могло бы остаться незамеченным.
- определяются несколько детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня.
- выбирается ситуация наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать
проявления ребенка в соответствии с поставленной целью при этом, не нарушив
образовательного процесса.
- выбирается способ фиксации результатов (в нашем случае таблицы).
Результатом первого этапа будет примерное представление воспитателя об особенностях
развития ребенка. Чтобы уточнить и конкретизировать это представление, проводится второй
этап диагностики.
Второй этап – уточняющий – опирается на дополняющие наблюдения методы: анализ
продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы, небольшие экспериментальные
задания, простые тесты. Используются также специальные методы диагностики. Эти методы
проводятся выборочно, а не со всеми детьми и только в том случае, если наблюдение не дало
возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его.
Третий этап – окончательный – заключается не только в обобщении данных, полученных
в результате предварительного и уточняющего этапов, но и в сравнении, сопоставлении.
Процесс анализа полученных данных и выведения из них определенного заключения
называется их интерпретацией.
По итогам мониторинга воспитатели и специалисты ДОУ заполняют таблицы по
образовательным областям и по интегративным качествам, в результате чего можно увидеть
целостную картину развития детей группы, а так же можно выделить наиболее проблемные
сферы, что в свою очередь потребует постановки образовательных задач для подгруппы или
всей группы детей.
Планируемые результаты накапливаются из года в год, и в результате мы должны
придти к окончательному результату – той модели выпускника, который должен выпуститься
из нашего ДОУ согласно образовательной программе дошкольного учреждения.
Таким образом, наша работа по мониторингу является основанием для построения
образовательной работы с детьми.
Модель механизма системы оценки качества образовательной деятельности педагога
представляет собой:
диагностику развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент
педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и
планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;
внутренняя оценка, самооценка педагога;
внешняя оценка педагогической деятельности, в том числе независимая
профессиональная и общественная оценка.
Задачами данной оценки являются :
подготовка педагогов к необходимости систематического самоанализа и ведению
портфолио, эффективное руководство образовательным процессом, повышение качества
образовательной деятельности в ДОУ;
обеспечение внешней экспертной оценки результатов педагогического труда;
стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности
педагогического труда;
развитие творческой инициативы;
принятие обоснованных управленческих решений, прогнозирование развития
ДОУ.
Внешняя оценка педагогической деятельности состоит из:
1. Проведения открытых мероприятий на различных уровнях.
2. Представления опыта работы (выступления на конференциях, методических
семинарах и другое).
3. Инновационной деятельности педагога.
4. Участия в региональных и федеральных образовательных проектах и конкурсах.
5. Методических публикации (периодических изданиях, сети Интернет).
6. Самообразования (степень ценности работ).
7. Оценки профессиональной деятельности педагога родительской общественностью.
8. Умения педагога создавать и поддержать благоприятный микроклимат в детском
коллективе.
9. Участия в профессиональных конкурсах различного уровня.
Таким образом, система оценки качества образовательной деятельности педагога
позволяет администрации ДОУ составить объективное представление о профессиональной
компетенции воспитателя; учит педагога в систематическом анализе собственной деятельности
и ведении портфолио, самостоятельно видеть, ставить и решать свои профессиональные
затруднения, наметить пути совершенствования своей профессиональной деятельности;
повышать качество образования.