Марина Малозёмова
Система НОД по обучению дошкольников решению арифметических задач
▼ Скачать +Заказ
Занятия систематизированы по следующей схеме:
Первый этап подготовительный. Основная цель этого этапа организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами
Второй этап. Цель: научиться составлять задачи; понимать их отличие от рассказа и загадки; понимать структуру задачи; уметь анализировать задачи, устанавливая отношения между данными и искомым – занятия №№ 3-5.
Третий этап. Цель: учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания – занятия №№ 6-10.
Последнее занятия – игровое – подводит итоги работы, позволяет педагогу видеть результат.
Система занятий
Тема: «Знакомство с задачами»
Публикация «Система НОД по обучению дошкольников решению арифметических задач» размещена в разделах
Цели: формирование понятия «задача»;
развивать умение вычленять структуру задачи;
развивать умение анализировать задачи, устанавливать отношения между данными и искомым.
продолжить закреплять умение складывать и вычитать числа первого десятка.
Ход занятия:
1. Вводная часть. (Воспитатель предлагает сделать разминку.)
2. Основная часть (Сообщение темы с сюрпризным моментом).
3. Рефлексия. (Прощание с Буратино, подведение итогов занятия)
Тема: Представления об арифметической задаче
Цель: Формирование начальных математических знаний, развитие элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательные: Упражнять детей в прямом и обратном счете, счете десятками, составе двузначных чисел. Упражнять в умении решать логические задачи, ориентироваться в арифметической задаче и решать её.
Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр, Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ. Закрепить навыки вычислительной деятельности, умение сравнивать числа.
Закрепить у детей представления о геометрических фигурах, умении классифицировать их по заданному признаку. Закрепить умение ориентироваться в пространстве, делении целого на части.
Развивающие: Развивать зрительное и слуховое внимание. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать.
Воспитательные :Воспитывать навыки учебной деятельности.
Раздаточный материал: карточки с цифрами, карточки с задачами, картинки с животными.
Тема: Составление арифметических задач
Цель: Познакомить детей со структурой арифметической задачи, условием, вопросом и учить различать их. Учить составлять задачи.
Материал: Флажки, камешки, куклы
Ход занятия: Первую задачу воспитатель составляет на основе того, что по его заданию делает ребенок. При составлении задач на данном этапе второе слагаемое должно равняться единице.
Тема: Составление и решение арифметических задач
Программное содержание
Обучающие задачи: -закрепить умение составлять арифметические действия, выделять условие, вопрос, ответ;
-упражнять в устном счете в пределах десяти;
-закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;
-учить согласовывать свои действия с действия партнеров при решении поставленных задач.
Развивающие задачи: - развивать смекалку, зрительную и слуховую память, воображение;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, логически мыслить.
Воспитательные задачи: - воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу, и выполнять её самостоятельно;
воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приемы: - игровые приёмы (конструирование крепости из мягких модулей)
-наглядные приёмы (использование иллюстраций)
словесные приёмы (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей)
- решение проблемно – поисковых методов;
-анализ занятия, поощрение.
Предварительная работа: -дидактические игры математического содержания;
-моделирование из геометрических фигур;
-конструирование из мягких модулей различных сооружений.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением животных (ежи, зайцы, куры, лошади, яблоки, цифры и математические знаки для работы на магнитной доске, мягкие модули.
Раздаточный материал:- счетные палочки, листочки в клетку, простые карандаши.
Структура занятия:
I. Организационный момент.
II. Основная часть:
1. Математическая разминка (задачи на сообразительность).
2. Устное решение задач «Зверюшкины загадки».
3. Составление и решение задачи.
III. Физкультминутка.
IV. Графический диктант.
V. Итог занятия.
Тема: Решение задач
Программные задачи: познакомить детей со структурой задачи (задача состоит из двух частей, условие и вопрос); продолжать учить детей давать точный развёрнутый ответ на вопрос задачи; закрепить знания о составе числа; закрепить понятия о пространственных представлениях: справа, слева, один против другого, напротив, друг за другом; воспитывать интерес к математике.
Демонстрационный материал: коробка с набором игрушек двух видов в количестве 4 и 5 штук; 5 цветных изображений ёлочек; 5 цветных карандашей.
Раздаточный материал: карточки с двумя свободными полосками; подносы с игрушками (ёлочки и грибочки)
Методы и приёмы: объяснение, показ, поощрение, помощь, похвала.
Ход занятия:
I.Вводная часть. (Организационный момент. Воспитатель предлагает игру на внимание.)
II.Основная часть (Сообщение темы занятия).
III. Физ. минутка
IV.Рефлексия. (Игра.)
Интегрированное занятие «Дикие животные зимой. Решение простых арифметических задач в пределах 5»
Цель:
- Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, навыки сравнения и уравнивания множеств.
- Закреплять умение решать простые арифметические задачи в пределах 5 на наглядном материале.
- Уточнить и расширить представления детей о диких животных, их образе жизни.
- Продолжать учить детей наблюдать за погодой; формировать временные представления.
- Упражнять в составлении рассказа-описания.
- Воспитывать любовь к животным.
Оборудование:
Индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики; оборудование для экологической игры «Какая сегодня погода?»; картинка с изображением белки; счетный материал; счетные палочки.
Ход занятия:
I.Организационный момент. (Воспитатель читает загадку.)
II.Основная часть (Сообщение темы занятия Рассказ педагога).
III. Физ. минутка
IV.Итоги занятия.
Тема: Решение арифметических задач на цифру 10.
Цель: Закрепить знания о цифре 10.
Задачи.
Образовательная: Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10.
Развивающая: Развивать память, речь, внимание.
Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, усидчивость, эмоциональную отзывчивость.
Материал: Набор цифр и букв, панно.
Ход занятия:
I.Организационный момент. (Воспитатель задает детям вопросы с помощью которых определяют месяц, неделю, число)
II.Основная часть (Сообщение темы занятия. Узнают тему при правильном распределении числа по возрастанию).
III. Физ. минутка
IV.Рефлексия.
Тема «Овощи нашего огорода»
Цель: закреплять умение сравнивать предметы.
Задачи:
- Совершенствовать умение сравнивать предметы по цвету, форме.
- Упражнять детей в составлении задач по картинкам
- Закрепить счёт от 1 до 10 (обратный порядковый счёт). Упражнять в составлении и решении задач на сложение, учить детей решать задачи на смекалку.
- Развитие диалогической речи
- Расширять представление многообразие окружающего мира
- Воспитывать самостоятельность, бережное отношение к природе.
Виды задач:
Задачи драматизаций - дети учатся составлять задачи на мышление.
Задачи иллюстрации - служат развитию самостоятельности и накоплению опыта детей для установления коллективных отношений в различных жизненных ситуациях.
Устные задачи - (без опора на наглядный материал) в них дети самостоятельно выбирают тему, сюжет задачи и действие, с помощью которого она должна быть решена
Предварительная работа: рассматривание иллюстрации картинок овощей, наблюдение на прогулке за работой воспитателя в огороде.
Д/игра «Съедобное не съедобное», настольные игры лото, мозаика. Чтение сказок и стихов.
Демонстративный материал: таблица с изображением цифр от 1 до 10
Раздаточный материал: карточки с изображением овощей, счётный материал (морковь, свёкла, шапочки овощей для всех детей.
Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядный.
Ход занятия:
I.Организационный момент. (Воспитатель загадывает загадки про овощи)
II.Основная часть (Дидактическая игра, Решение задач)
III. Физ. минутка
IV.Рефлексия.
Тема: Решение арифметических задач на сложение и вычитание
Обучающие задачи:
- Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
- Совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20.
- Закрепить знания о последовательности дней недели.
- Закреплять умение определять предыдущее, последующие и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.
- Развивать умение делить целое на 8 равных частей и сравнивать целое и его части.
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, внимания, воображения.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
II.Основная часть (Воспитатель сообщает детям, что занятие будет проходить в виде конкурса, будут даваться фишки при правильном выполнении заданий).
III. Физ. минутка
IV.Подведение итогов (Подсчет фишек)
Тема: Решение задач (обобщение)
Задачи: продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, записывать их, используя знаки; закреплять названия дней недели; упражнять детей в счете в пределах 20; закреплять умение увеличивать и уменьшать число на единицу.
Материалы:
Для воспитателя: мяч, числовые карточки с кружками от 1 до 7, коробка с красками (8шт.).
Для детей: «Математический набор»