Папки-передвижки

Система наставничества в детском саду

Татьяна Кузнецова
Система наставничества в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Система наставничества в детском саду

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования повышаются требования к личности педагога и его профессиональным качествам. Для эффективной организации образовательного процесса в ДОО необходима профессиональная компетентность педагогов. В дошкольные учреждения приходят молодые специалисты или начинающие педагоги, которые только получают педагогического образования.

Темочки:

Они сталкиваются с разными проблемами: адаптации в новом коллективе, ведении документации, организации образовательной деятельности, написании планов, конспектов, наблюдаются трудности в грамотном применении знаний в практической деятельности. Исходя из этого, возникла необходимость поиска форм работы с молодыми педагогами для обеспечения их скорейшего профессионального роста.

В нашем детском саду сложились свои традиции, система работы с молодыми кадрами. Мы используем те формы и методы, которые в конечном итоге содействуют профессиональному становлению начинающего педагога и повышение его профессиональной компетентности. Они представлены на слайде.

- обучение на рабочем месте;

- осуществление практики наставничества;

- участие в работе методических объединений ДОУ и района;

- обучение на курсах повышения квалификации;

- самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;

- открытые занятия коллег;

- решение и анализ педагогических ситуаций;

- обучение составлению подробных планов-конспектов занятий и т. д.

В нашем дошкольном учреждении уже на протяжении длительного времени успешно используется система наставничества. Опытные воспитатели ДОО являются наставниками для молодых педагогов. Наставники чувствуют большую ответственность за это поручение. Ведь от них во многом зависит будущий профессионализм молодого воспитателя.

Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении. Начинающему педагогу наставничество даёт возможность получить поддержку более опытного коллеги, повысить свою профессиональную компетентность, а педагогу-наставнику позволяет передать педагогический опыт.

Назначение наставника проходит при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста.

В формировании системы наставничества мы определяем основные принципы, которые представленя на слайде.

1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.

2. Контакт наставника и начинающего педагога.

3. Личный пример наставника.

4. Доброжелательность и взаимное уважение.

5. Уважительное отношение к мнению молодого специалиста.

6. Направленность плановой деятельности наставника на профессиональное становление начинающего педагога.

В опыте работы нашего учреждения используется индивидуальная форма наставничества. Она выстроена в три этапа:

- 1 этап – подготовительный. Цель - выявление педагогического статуса начинающего специалиста для дальнейшего развития профессиональной перспективы. Выбор формы работы с молодым специалистом начинаем с собеседования, где педагог указал свои трудности, проблемы в работе. По итогам собеседования определяем совместный план работы начинающего педагога с наставником и основные задачи работы на один год.

- 2 этап – практический. Цель: создание и апробирование рациональной системы мероприятий, воздействующих на работу начинающего воспитателя. Реализация перспективного плана работы (по месяцам). Наставник осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

- 3 этап – итоговый. Цель - проверка эффективности психолого-педагогичесого сопровождения образовательного процесса в ДОУ. Наставник и молодой специалист оценивают положительные и отрицательные стороны наставничества, выстраивают траекторию дальнейшей работы.

Я была наставником у молодого специалиста с 2018 по 2020 год. Наставничество длилось два года. Сейчас я наставник у начинающего педагога, который еще проходит заочное обучение. Я представлю вашему вниманию разработанный мною план работы с этим педагогом, где расписаны задачи и темы, который реализуется в 2022- 2023 учебном году.

Формы работы с начинающим педагогом разнообразны. В начале учебного года он знакомится с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ, с особенностями построения образовательно-воспитательной работы, учится ведению документации.

Работа с молодыми специалистами продолжается весь учебный год. Индивидуальные консультации «Составление перспективного и календарного планирования», «Структура занятия, методы и приемы в работе с дошкольниками», «Организация режимных моментов в детском саду», «Формы взаимодействия с семьями воспитанников», «Роль сюжетно – ролевой игры в ранней профориентации дошкольников». Молодой специалист посещает занятия наставника, проводится анализ НОД, режимных моментов.

Знания, полученные на консультации, просмотре занятий молодой специалист применяет на практике с последующим самоанализом, обсуждает с наставником положительные моменты, какие ошибки были допущены, как их устранить. При обсуждении важна положительная оценка наставника. Здесь важно заметить даже незначительные успехи – дети аккуратно убирают игрушки, воспитатель старается быстро прийти на помощь детям в разрешении конфликта, продумывает предварительную работу, игровые приёмы. Похвала укрепляет уверенность в своих силах, повышает интерес к профессии.

Молодой педагог изучает не только опыт своего наставника, но и других коллег. Мы в детском саду используем такую форму работы, как открытые просмотры, которые позволяют увидеть начинающему педагогу, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт. В этом году прошли открытые просмотры: валеологическое занятие в младшей группе по формированию потребности ЗОЖ, занятие по реализации ОО «Познавательное развитие» патриотической направленности в группе старшего дошкольного возраста, интегрированное занятие по ознакомлению с профессиями в рамках реализации образовательного проекта «Все работы хороши».

Кроме того, молодой педагог учится проводить анализ особенностей образовательного процесса в целом, а также совместной и самостоятельной детской деятельности в группе.

Наиболее продуктивной формой для молодого педагога являются семинары – практикумы: «Организация дыхательных гимнастик в группах младшего дошкольного возраста и корригирующих гимнастик в группах старшего дошкольного возраста», «Речевые нарушения дошкольников и пути их устранения», которые направлены на повышение уровня практической подготовки молодого воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов связана с задачами годового плана.

Одна из форм работы с молодыми педагогами - мастер-класс, основная цель которого – передача педагогического опыта, авторских находок, всего того, что помогает достичь наибольших результатов. Опытные педагоги, не только умело показывают работу молодым специалистам, но и обсуждают с ними различные аспекты и приемы использования технологий, нюансы и возможности при использовании технологии в конкретных задачах, рассказывают при помощи каких методов и приёмов были достигнуты полученные результаты. Например, провели мастер – класс «Составление загадок по методике Нестеренко с детьми старшего дошкольного возраста», «Музыкально-хороводные игры как средство развитие речи детей дошкольного возраста».

С целью стимулирования творческих проявлений молодых воспитателей привлекаем к участию в работе творческих групп, подготовке педагогических советов.

На третьем, заключительном этапе молодой специалист представляет отчет об эффективности работы с наставником (копилку эффективных форм и методов, которые содействуют его профессиональному становлению). Наставник оценивает положительные и отрицательные стороны наставничества, выстраивает траекторию дальнейшей работы.

Результаты ведения системного подхода в наставничестве в нашем учреждении :

- создана система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника;

- применяются эффективные формы и методы работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;

- молодой воспитатель ведет работу по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;

- у молодого педагога формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательного процесса;

- молодому воспитателю обеспечена необходимая помощь и поддержка на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.

Таким образом, использование в дошкольном учреждении системы наставничества позволяет начинающим воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом.

Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Работа с молодыми специалистами помогает повысить свою профессиональную компетенцию: стараюсь следить за новинками методической литературы, участвую в педагогических конкурсах, конференциях, использую в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, приобретаю новые взгляды на развитие и воспитание детей.

Публикации по теме:

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Наш цветник в детском садуНаш цветник в детском саду Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система наставничества в детском саду
Опубликовано: 25 декабря 2024 в 13:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система наставничества в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кузнецова (УИ 21966) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД