Ирина Бабихина
Система мониторинга в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ШНП доклад на тему «Система мониторинга в ДОУ»
Подготовил: воспитатель Бабихина И. Н.
Дата: 02.09.2020г.
(1 сл)Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить новых педагогов, а так же освежить память уже знающих педагогов о системе мониторинга в ДОУ.
(2 сл)В первую очередь хочется обратить внимание на то, что во ФГОСе в П. 3.2.3. указано, что при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Публикация «Система мониторинга в ДОУ» размещена в разделах
Т. е. данное пункт Стандарта не означает запрет на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками. Очевидно, что полный отказ от проведения мониторинга не возможен с профессиональной точки зрения. В ООП каждого ДОУ указаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования и планируемые промежуточные результаты освоения Программы, которые раскрывают динамику формирования предпосылок к учебной деятельности в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития.
Необходимо отметить, что диагностика и мониторинг дополняют друг друга. Например, мониторинг может включать диагностику как метод сбора информации, т. е. педагогическая диагностика – основа для осуществления педагогического мониторинга. Только взаимосвязь и взаимодополнение этих способов позволят получить сведения о качестве образовательной деятельности ДОУ, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса.
(3сл)Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, констатировать уровень развития воспитанников, сколько получить информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка и реальном состоянии педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении.
(4 сл)Установлена следующая периодичность исследований – 2 раза в год:
-на начало учебного года (сентябрь) диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки учебно-воспитательного процесса по разделам программы с теми детьми, которые не могут успешно осваивать программу.
-на конец учебного года (май) –сначала проводится итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года.
Обработанные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год, выведения годовых задач и основой для рабочей программы педагога.
Напоминаю, что диагностика не должна предполагать специально созданных для ее проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима, переутомлению детей и жестких временных рамок, так как это противоречит сути мониторинга и содержанию Стандарта.
(5сл)Рассмотрим процедуру диагностики в соответствии с ФГОС ДО. 1-ый шаг. Диагностику учебно-воспитательного процесса проводят воспитатели, узкие специалисты - музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Педагоги совместно изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направления их реализации. В качестве основных методов на практическом этапе, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить (6сл)уровень развития детей, используются:
- наблюдение
- изучение продуктов деятельности детей
- несложные эксперименты
- беседы
- диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.
Воспитатели и педагоги заносят результаты обследования в индивидуальную карту развития ребенка.
Диагностические карты индивидуального развития ведутся воспитателем на каждого ребенка. Карта рассчитана на один учебный год. Диагностическая карта направлена на учет индивидуальных достижений ребенка. В них указываются все образовательные области, которые должен усвоить на определенном этапе развития ребенок, отмечены планируемые результаты.
В результате педагоги анализируют, определяют уровень эффективности педагогических воздействий в отношении каждого ребенка, выстраивают картину индивидуальной траектории развития и оценивают единую картину в возрастной группе в целом. Делают выводы и разрабатывают своевременные коррекционные действия. В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов.
Информация, полученная в ходе педагогической диагностики с последующим ее анализом, является основой для принятия решений по повышению эффективности Образовательной программы. Без изучения динамики развития ребенка, которую обеспечивает мониторинг, реализовать ФГОС ДО невозможно!
Рассмотрим индивидуальную карту развития ребенка конкретно в нашм детском саду.
(7сл)
1. Напротив показателя образовательной области проставляются условные обозначения в каждой ячейке (начало/конец учебного года, по которым затем считается итоговый показатель (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество показателей, округлять до десятых долей).
2. Итоговые показатели по каждому ребенку в каждой таблице переводятся в цветовую гамму. Условные обозначения (для таблиц мониторинга) :
КРАСНЫЙ ЦВЕТ - развитие личности ребенка в норме (высокий уровень развития).
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ - проблемы в развитии личности ребенка (средний уровень развития).
СИНИЙ ЦВЕТ - выраженное несоответствие развития личности ребенка возрасту (низкий уровень развития).
3. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество детей, округлять до десятых долей).
(8сл)
4. С помощью математических расчетов нужно выявить, сколько процентов составляет каждый (высокий, средний, низкий) уровень развития, например: Для того, чтобы выявить сколько процентов составляет высокий уровень, нужно количество красных прямоугольников в последнем столбце (итоговый показатель по каждому ребенку) умножить на 100% и разделить на количество обследуемых детей и так в каждой таблице (округлять до целого числа).
(9сл)
5. Затем занести полученные данные (в % и в баллах) в «Сводную таблицу общих результатов».
(10сл)
6. В конце учебного года по итоговым результатам (%) составляется сравнительная диаграмма (график) на начало и конец учебного года.