Ульяна Зыбина
Система методической рабoты с педагогами по проблеме экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Автор-составитель: старший воспитатель
МАДОУ «ДС №10» г. Анжеро-Судженска
Зыбина У. А.
На этапе дошкольного воcпитания складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Именно в период дошкольного детства у человека формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. И в большей степени основная рoль в данном условии отводится нам, воcпитателям, педагогам, рабoтающим в дошкольных организациях. Именно, мы педагоги, призваны открыть дошкольникам мир природы во всём его многообразии, cформировать у них начала экологической грамотности, предоставить им cложные научные знания в доступной форме, научить детей соблюдать определенные правила и номы взаимодействия c природой.
Публикация «Система методической рабoты с педагогами по проблеме экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Главная цель и задачи работы по экологическому воспитанию дошкольников в дошкольной организации определяются той программой, которую выбрал педагогический коллектив для своей работы. В основном, они достаточно похожие:
- становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, воспитывающих детей.
Но какую бы не взяли программу педагоги для реализации, прежде всего они должны понимать, что являются главной фигурой и решающим фактором в экологическом воспитании дошкольников. Педагоги должны понимать экологические проблемы и причины, ощущать гражданскую ответственность за сложившуюся ситуацию, иметь желание и готовность изменить её; проявлять профессионализм и педагогическое мастерство во владении методикой экологического воспитания, должны понимать цели и задачи работы в данном направлении.
Скажем прямо, что не каждому человеку дано и подвластно видеть красоту природы и окружающего мира, замечать малейшие изменения в нём и прочее.
Научить одних педагогов видеть красоту природы, поддержать в поиске инновационных методов по экологическому воспитанию – других педагогов, призвана методическая служба дошкольной организации, а попросту – старший воспитатель, методист, заместитель заведующего.
Как и во всех организациях, наша работа по экологическому воспитанию ведется по трём направлениям: работа с педагогическим коллективом, работа с воспитанниками, взаимодействие с семьями. Хочу более подробно остановиться сегодня на первом направлении: работа с педагогическим коллективом и рассказать о методической работе по данному направлению. В своей организации мы создали систему методической работы с воспитателями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Объединяя различные формы и методы в единую систему, мы учитывали их оптимальное сочетание между собой. У каждой организации такая система будет разной, неповторимой и неповторимость эта объясняется тем, что в каждой организации существует свой стиль общения, свой образовательный ценз педагогов, свои морально-психологические условия в коллективе.
В работе с педагогическим коллективом мы решаем ряд задач:
- систематизация знаний педагогов о технологиях экологического воспитания;
- оптимизация экологического воспитания и образования;
- активизация творческих способностей педагогов в вопросах экологического образования.
Педагогический совет как высший орган руководства всей психолого-педагогической работой ставит и решает конкретные проблемы. Если в данном учебном году мы не ставили перед собой приоритетных задач по экологическому воспитанию, то один из педагогических советов мы можем посвятить решению проблем экологического воспитания, например: «Проблема экологизации развивающей среды как средство интегрированного образования», «Проблема использования инновационных технологий в экологическом воспитании».
Консультирование прочно вошло в практику нашей методической работы. Только мы не рассматриваем консультирование как «сухую» трансляцию знаний или фактов педагогам по теме экологического воспитания дошкольников, каждая консультация строится с использование метода эвристической беседы, или с использованием метода дискуссии. Темой консультаций, содержащих данные методы, мы подбираем практически значимые, актуальные вопросы, которые требуют всестороннего рассмотрения, например: «Новые формы работы по экологическому воспитанию. Природоохранные акции, экологические прогулки в условиях нашего города», «Практическая реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников». Так же мы учитываем тот факт, что воспитатели должны располагать достаточным запасом теоретических знаний и профессиональным опытом, мероприятие строится с чередованием высказываний опытных педагогов и молодых специалистов (если таковые имеются, а если коллектив достаточно стабилен, то просто излагаются различные точки зрения и подходы к данной проблеме). В ходе консультаций с использованием метода дискуссий «попутно» решается много дополнительных вопросов, которые возникают, и которые нельзя заранее предвидеть. Здесь особые требования предъявляются к ведущему данного мероприятия: от него требуется высокая профессиональная компетентность в вопросах экологического воспитания дошкольников, педагогическое мастерство, такт. Как правило, на таких мероприятиях старший воспитатель или заведующий берет роль ведущего на себя, но с гордостью могу сказать, что в нашем коллективе есть, по крайней мере, 2-3 педагога, которые с успехом могут проводить данные мероприятия самостоятельно. Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми. Использование информационно-коммуникативных технологий в методической работе позволяет расширить её возможности путем иллюстрирования текста при помощи презентации, показа схем, таблиц на большом экране. С приобретением мультимедийного оборудования почти ни одно методическое мероприятие не обходится без его использования. Благодаря презентации ведущий получает возможность представлять не только общие теоретические сведения, аналитические материалы, но и дополнить их иллюстративными, а порой фото и видео материалами.
Проводя углубленную работу по экологическому воспитанию дошкольников, педагоги должны обладать знаниями теории и желанием совершенствовать свою деятельность. Этому призвана помочь такая форма методической работы как самообразование, наравне с такими, как обучение на курсах повышения квалификации, участие в методической работе. Так как самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом склонностей и интересов каждого человека, мы не можем указывать, кому, чем заниматься, но посоветовать и разъяснить педагогу необходимость выбора темы экологического самообразования, мы вправе. Наш коллектив достаточно стабилен и над проблемами экологического воспитания мы работаем достаточно долгое время, в нашем коллективе только один педагог выбрал экологию темой самообразования.
Семинары и семинары-практикумы в нашем коллективе занимают приоритетное место, так как считаются самой эффективной формой методической работы. Как правило, в семинарах по экологическому воспитанию принимает участие весь педагогический состав организации, зачастую помощники воспитателей изъявляют желание присутствовать на данных семинарах. С высокой продуктивностью прошел семинар-практикум: «Прекрасный мир комнатных растений», задачи данного мероприятия: обогатить знания педагогов о многообразии комнатных растений, выработать умение объяснять значимость мира комнатных растений в жизни человека, формировать умение подбирать растения для ознакомления дошкольников. В содержание данного семинара были включены экскурсии по группам с рассказом о своих растениях, об условиях подбора, презентации своих домашних «любимцев», практическое занятие по обучению рисованию цветов нетрадиционными способами «Космические цветы» (рисунки, составление изображений цветов по принципу «Пазл», разработка «паспорта комнатных растений». Данное мероприятие, естественно, растянулось во времени почти на 5 месяцев, что дало некоторую сложность, но и повысило заинтересованность тех членов коллектива, кто не принял участие в данном мероприятии с момента его начала. Так же активно проходили семинары-практикумы «Понятие «экологизация» развивающей среды», «Игровые приёмы в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации», «Формы и методы экологического воспитания в разных возрастных группах», «Особенности ознакомления дошкольников с миром растений в летний период», «Разработка и осуществление проекта «Цветочная клумба». В данных семинарах-практикумах принимали участие помощники воспитателей (и что интересно, именно те, которые прошли курсовую подготовку). Не менее активно проходили семинарские занятия «Использование мультимедийных презентаций в экологическом воспитании детей», «Разработка и оформление мультимедийной презентации по экологии для детей разных возрастных групп», «Правила подбора материала и построения мультимедийной презентации для разных возрастных групп». Семинар-практикум «Интеграция экологического воспитания с другими областями развития ребенка» состоял из двух теоретических занятий и трёх практикумов. Данное мероприятие помогло педагогам оценить возможности и преимущества интегрированного подхода, с успехом использовали в своей работе разработанную таблицу-схему установления интегративных связей в процессе формирования начал экологической культуры. Практикумы помогли осознать сущность интеграции, улучшить координацию работы воспитателей и специалистов.
Семинары-практикумы характеризуются тем, что одновременно решается целый комплекс задач: учебная (педагоги приобретают новые знания по тематике экологического воспитания, систематизация и совершенствование знаний, работа по формированию умений (подбирать растения для группы, составлять «паспорт растения», рисовать нетрадиционным способом и многое другое, решаются задачи распространения педагогического опыта (презентации опыта работы). Мы считаем эту форму методической работы эффективной ещё и потому, что именно семинарские занятия помогают быстро и своевременно вносить изменения в текущую психолого-педагогическую работу (например: прошло семинарское занятие по обучению педагогов составлять паспорт комнатного растения, буквально на следующий день педагоги стали подходить в методический кабинет со своими наработками, очень много вопросов и предложений поступило от наших педагогов после серии семинарских занятий по использованию мультимедийных презентаций по экологии). Одно из главных условий результативности семинара - грамотно проведенная подготовительная работа. Как правило, в подготовке участвуют не только методист, но и педагоги. Мы стараемся подбирать тематику семинара с учетом актуальности для конкретно нашей дошкольной организации, для конкретного нашего педагогического коллектива и содержащую новую научную информацию.
Не могу сказать, что так же активно проходят деловые игры по тематике экологического воспитания дошкольников. Почему-то не прижилась такая форма работы в нашем коллективе. Деловая игра – это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем. Деловые игры с успехом проходят в нашем коллективе по другим направлениям и темам (например, по теме гендерного воспитания, профилактике жестокого обращения с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников и многое другое).
Вот решение проблемной ситуации за круглым столом, более востребованная форма методической помощи по тематике экологического воспитания. При обсуждении любых вопросов и проблем круговые формы размещения участников позволяют сделать весь коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равные условия, равное положение, обеспечивает открытость и взаимодействие. За последние годы мы провели 3 заседания круглого стола с решением проблемных ситуаций «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах с учётом требований ФГТ», «Интеграция «внутренняя и внешняя» в экологическом воспитании», «Экологизация развивающей среды с учетом требований ФГТ и СанПин». Довольно распространённая форма проведения круглого стола «Вопрос – ответ» заняла в методической работе нашего коллектива достаточно прочное место. Как один из вариантов проведения данной формы – мы готовим заранее вопросы по проблеме экологического воспитания дошкольников, складываем их вместе, а педагоги поочередно вынимают их и отвечают. Второй вариант – педагоги готовят волнующие их вопросы, описание проблемы в течение определенного времени, а на очередном заседании круглого стола отвечают на них сами или адресуют творческой микрогруппе, или администрации.
В 2011 году, в результате поиска новых, эффективных форм методической работы в своем коллективе мы создали творческую микрогруппу. В неё входят 3 педагога, включая старшего воспитателя. Группа называется «Росток» и была создана на исключительно добровольной основе, для того, чтобы осваивать новый материал, новый передовой опыт, новую методику или технологию, или разрабатывать идею, тему. Каждый член нашей микрогруппы сначала самостоятельно изучает новый материал, опыт или разработку, затем мы обмениваемся мнениями и предлагаем свои варианты. Главное внимание в своей группе мы уделяем поисковой, исследовательской деятельности, в результате которой в последующем мы знакомим весь коллектив. За 2 года наша группа работала над такими темами «Практическая реализация интегрированного подхода в работе с детьми по экологии», «Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников разных возрастов», «Перспективы экологического воспитания в условиях нашей организации», «Использование информационных технологий в работе с дошкольниками по экологии». У нашей группы есть перспективный план работы, который корректируется по мере надобности.
У каждого воспитателя есть свой наработанный опыт, педагогическое мастерство. Контролируя и анализируя работу по экологическому воспитанию мы выделяем работу педагога, добившегося на наш взгляд наилучших результатов, его изучаем и представляем для трансляции педагогическому коллективу. Такая трансляция передового опыта осуществляется в основном при помощи открытых показов. Данная форма методической работы так же достаточно востребована нашими педагогами. Если сначала они с неохотой выходили на открытые показы деятельности с детьми (это всегда сопряжено с лишним волнением, нагрузкой, то теперь, когда данная форма работы введена в систему методической работы и педагоги непосредственно увидели пользу данной формы от того, что могут получить практические советы, ответы на интересующие вопросы, открытые показы помогают проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Мы используем не совсем традиционную форму проведения данного мероприятия: до начала просмотра заведующий или старший воспитатель может сам рассказать о системе работы данного воспитателя, представляет вопросы и проблемы, на которые следует обратить внимание во время просмотра. Иногда мы распределяем вопросы педагогам: один – просчитывает активность детей, другой – отслеживает сочетание приёмов и методов, целесообразность их подбора в данной деятельности, соответствие возрасту детей, следующий оценивает рациональность подбора и использования наглядного материала. Затем на общем анализе воспитателя излагают свои соображения и вырабатывается единое мнение. В прошлом учебном году прошли открытые просмотры наблюдений в природе «Дождики» в средней группе с последующей изобразительной деятельностью, творческий конкурс «Природа приходит на помощь» (о лекарственных растениях) в группе компенсирующей направленности, НОД с использование игровых обучающих ситуаций «Река как экосистема» в подготовительной к школе группе. Наш опыт показывает, что изучение и внедрение передового педагогического опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников является важнейшей функцией методической работы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов.
Для повышения качества методической помощи педагогам в работе по экологическому воспитанию дошкольников, обязательным условием является обратная связь с педагогами, то есть получение информации, связанной с их образовательными потребностями и желаниями. Для сбора данной информации в методическом кабинете разработаны анкеты-заявки, анкеты, диагностический инструментарий на выявление потребностей педагогов в получении новых знаний в области экологии и экологического воспитания дошкольников.
Мы считаем, что на данном этапе данная система методической помощи педагогам в работе по экологическому воспитанию дошкольников приносит положительные результаты. У наших педагогов сформирована значимость проблем экологии, понимание необходимости участия каждого в их позитивном решении, сформирована потребность в экологическом образовании и самообразовании, активно осваиваются конкретные технологии экологического воспитания, развит творческий потенциал. У педагогов имеются определенные успехи в таком направлении, как экологизация развивающей среды: во всех группах функционируют содержательные Центры природы, второй год наш коллектив занимает 1 место в городском конкурсе на лучшее цветочное оформление территории учреждения, воспитателями ведется активная работа в огородах.
Проводимая нами аналитическая деятельность дает возможность сделать заключение, что благодаря методической работе с педагогическим коллективом, наши дети растут добрыми, чуткими, бережно относятся не только к природе, но и ко всему живому, у детей выработаны навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, развиваются практические умения гуманного обращения с объектами природы, навыки участия в природоохранной деятельности. Дети активно интересуются окружающим миром, природными явлениями, взаимосвязью природных явлений и объектов. А в частности с большой заинтересованностью наблюдают за работой воспитателей в цветнике и огороде, оказывая посильную помощь.
От того, как ребенок научится мыслить, чувствовать мир природы, какие чувства будут управлять им, зависит то, как он будет действовать, какие поступки будет совершать.