Мария Ефимова
Система логопедической работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье описываются условия вовлечения ребенка в учебный процесс, обладающего какими-либо нарушениями развития, комплексом коррекционных действий, соответствующих его потенциалу и условия образовательного коррекционного процесса ребенка. А также рассматриваются особенности деятельности учителя-логопеда дошкольного учреждения в инклюзивных условиях в качестве организатора комплексной коррекционной деятельности по развитию и коррекции речи детей, имеющих особые возможности здоровья.
Публикация «Система логопедической работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, инклюзивное образование, коррекция речевых нарушений, деятельность логопеда в условиях инклюзивной практики.
Одним из приоритетных направлений в развитии системы образования выступает внедрение инклюзивной образовательной практики для детей, имеющих особые образовательные потребности и их нормально развивающихся сверстников. Это связано с ростом рождения детей, имеющих ослабленное здоровье, генетические заболевания и другие ограничения здоровья, а также занятостью родителей и отсутствием специального детсада рядом с местом проживания. Очень часто родители не желают признать и принять проблему своих детей важной и работать со специалистами. Действующее законодательство позволяет организовывать инклюзивное образование в обычных детских садах.
Инклюзивное образование - это процесс развития общего образования, при котором каждый человек, независимо от физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных способностей, речевых и других характеристик, имеет возможность учиться в образовательных учреждениях.
Все дети разные, но они способны учиться наиболее подходящим для каждого ребенка способом. Это современная образовательная система, которая учитывает потребности и способности всех детей, не только имеющих проблемы с развитием, но и принадлежащих к определенной социальной группе, а также физическое развитие. Смысл инклюзивного образования заключается в том, что система образования приспосабливается к ребенку, но не ребенок к системе. Знания получают все дети, не разделяя их, как правило, на развитых и "особых". В этом образовании часто используются современные подходы к обучению, используются адаптированные общеобразовательные программы, формы, методы обучения и воспитания, адаптированные к навыкам, потребностям и способностям детей с ОВЗ. Дети с "особенностями" могут находиться в группе полный день или часть дня, учиться с информационной поддержкой и по индивидуальной программе.
Для детей с ОВЗ доступны две возможности обучения:
1. Индивидуальные группы в детском саду. Дети учатся отдельно в своей группе, но участвуют в общественной жизни детского сада. Например, играют со здоровыми детьми на прогулках, участвуют в мероприятиях, конкурсах, утренниках. Обычно такие группы организуются для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью. 2. Дети с ОВЗ посещают совместную группу и общаются со всеми. Этот вариант наиболее приемлем, если интеллект ребенка сохранен. Дети с ОВЗ испытывают трудности с вхождением в общество. У них редко возникают спонтанные отношения со сверстниками и взрослыми, как у детей без ОВЗ. Но социализировать этих детей крайне необходимо. Ведь социализация создает возможности в работе по исправлению и компенсации нарушений. Когда ребенок получает инклюзивное образование, важно дать ему две вещи: социальный и образовательный опыт общения со сверстниками.
Логопедическое сопровождение детей с различными нарушениями осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического совета ДОУ. Учитель-логопед является одним из членов специализированной команды, которая проводит психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, поскольку речевая функция – это важнейшая психическая функция человека. На этапе формирования речи развиваются высшие формы познавательной деятельности, формируется способность к понятийному мышлению. Речевые дефекты у детей не только нарушают полноценное общение, но и усложняют учебный процесс. Учитель-логопед, сопровождающий детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, проводит коррекционную работу по устранению трудностей в обучении по образовательной программе, связанных с проблемами речевого развития и затруднениями общения. В рамках ориентации системы общеразвивающего образования на инклюзивную практику возросли требования к логопеду, работающему в логопедическом пункте в детском саду.
Целью работы учителя-логопеда в инклюзивном образовании является создание условий, способствующих выявлению и разрешению речевых нарушений, а также дальнейшему развитию письменной и устной речи, и улучшению общения учащихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы.
Для достижения цели в процессе профессиональной деятельности специалистом решаются следующие задачи:
1. Проведение логопедического обследования для определения структуры и степени речевого дефекта.
2. Разработка перспективных планов коррекции и логопедической работы в индивидуальной программе развития детей, нуждающихся в логопедической помощи.
3. Организация коррекции логопедом для детей, имеющих ограничения в здоровье. Определение методик, направлений и методов логопедической коррекции нарушения развития речи.
4. Набор групп, учитывающий психофизическое состояние детей с ОВЗ. Организация групповых и индивидуальных занятий по профилактике нарушения письменной и устной речи дошкольников.
5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.
6. Систематическое изучение динамики развития речи у ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.
8. Разработка предложения по улучшению эффективности диагностики и коррекции. Обобщение, распространение самых эффективных опытов в области логопедии.
9. Контроль за соблюдением санитарных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.
10. Консультативная работа по развитию психологической и педагогической компетенции в вопросах развития речи ребенка, обучение родителей на приеме у специалиста преодолению существующих речевых нарушений и подборка комплексов коррекционно-развивающих упражнений для коррекции и профилактики недостатков речи.
11. Консультация педагогов по использованию специальных методов и приемов для оказания помощи ребенку с ОВЗ.
С учетом поставленных задач определяются основные направления деятельности логопедов:
1. Диагностическая деятельность
2. Коррекционно-развивающая деятельность
3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами
4. Организационно -методическая деятельность
5. Профилактическая деятельность
Диагностическое направление включает в себя:
1. Первичное логопедическое обследование - в первые две недели сентября (1-15 сентября)
2. Промежуточное логопедическое обследование - в процессе логопедической помощи ребенку с ОВЗ
3. Окончательный диагноз - в последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая).
Направление коррекционной и развивающей деятельности включает реализацию коррекционной и развивающей программы в соответствии с возрастом и особенностями развития детей, структурой ошибок и поддержку педагогического коллектива в индивидуальном развитии и воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Организационное и методическое направления включают в себя: разработку индивидуальной коррекционной и развивающей программ; поддержка разработки соответствующих общеобразовательных программ для детей с ограничениями в здоровье; подбор дидактики и методического материала; ведение документационного обеспечения.
Консультативно- просветительская работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речи и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников. Между учителем-логопедом и родителями устанавливается система непрерывной и эффективной обратной связи, что ставит семью в положение активного субъекта коррекционного процесса. В работе с родителями используются следующие формы работы: индивидуальные и групповые консультации; семинары; практикумы; тренинги; наблюдение занятий, игр, режимных процессов в группе с последующим анализом.
Профилактическое направление деятельности - своевременно предупреждать возможные вторичные нарушения речи у детей с ОВЗ и создать условия для полноценного их развития в общеобразовательных учреждениях.
Ведущая форма коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками – это обучение на занятиях. В логопедии предусмотрено три вида занятий:
-индивидуальные;
-фронтальные;
-микрогрупповые.
Фронтальные логопедические занятия с успехом решают те задачи развития речи и корректировки её недочетов, являющиеся наиважнейшими для всех, либо большей части воспитанников группы. Этот вид деятельности развивает их способность входить в общий темп работы, следовать общим указаниям и сосредотачиваться на лучших образцах речи. Занятия по подвижным микрогруппам позволяют логопеду различать свои цели и содержания в соответствии с задачами коррекции, речевыми и индивидуальными типологическими особенностями учащихся. Когда в начале года уделяется больше времени для постановки звуков, обычно объединяются дети, имеющие более-менее однородные дефекты звучания. Основной целью индивидуального логопедического занятия является устранение дефектов, специфических нарушений звуковой части речи, которые характерны для различных форм нарушений речи, таких как дислалия, дизартрия, стертая форма дизартрии, ринолалия. Достигнув цели, реализуется принцип системного подхода, предполагающий взаимодействующее формирование фонетики, лексики, грамматики, основных компонентов речи.
Логопедические воздействия осуществляются различными способами, в том числе наглядными, словесными, практическими. Наглядные методики направлены на расширение содержания речи, словесные – на обучение пересказу, разговору, рассказу, без опирания на наглядную информацию. Практические применяются для формирования речевого навыка, используя широкие упражнения и игры. Игра - это основной вид деятельности дошкольников и ее обязательное включение в занятия с логопедом имеют выраженный положительный эффект как в преодолении языковых расстройств, так и в развитии когнитивных психических процессов. Практические методы могут быть отнесены к широко используемым в настоящее время методам моделирования, а также методам проектирования. Методика моделирования - одна из перспективных областей совершенствования коррекционно-развивающего процесса. Использование моделей наглядности развивает умственную способность детей. Ребенок, владеющий формами визуального моделирования, получает возможность применять в уме заместители и визуальные модели, представлять с помощью них то, что взрослые рассказывают, предвидеть возможные результаты своих собственных действий. Введение моделей наглядности позволяет повысить целенаправленность навыков в процессе подготовки к коррекции.
В последнее время логопеды используют в работе по коррекции нарушений у детей такой метод, как логопедическая сказка. Цель данного метода – создать условия для раннего проявления речевых нарушений у детей при помощи игровых занятий. Благодаря логосказкам можно решать следующие вопросы логопедической коррекции коммуникативного аспекта детей:
- создать благоприятную психологическую атмосферу в процессе обучения;
- расширение эмоционально-чувственной сферы ребенка путем общения со сказками;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- улучшение эффективности игрового мотива детского творчества, его художественно-эстетического направления;
- воспитание у детей красоты художественного языка, народного фольклора;
- развивать сотрудничество учителей-логопедов и педагогов с детьми, а также между детьми на основе модели личностно-ориентированного сотрудничества.
В заключении хотелось бы сказать, что, чтобы реализовать новые задачи, поставленные перед нами, учителя-логопеды должны иметь необходимый уровень профессиональной компетенции и профессионального мастерства. Логопед выполняет достаточно широкое и разнообразное значение в организации образовательной работы в детском саду: диагностическое, профилактическое, коррекционное, педагогическое, организационное, консультативное, координирующее, контрольное. Результативная работа логопеда, а именно итоговая эффективность обучения в инклюзивном режиме, зависит не только от логопеда, но также от педагогических коллективов ДОУ, от родителей, от близких людей к ребенку, а также от самого ребёнка.