Наталья Канищева
Система комплексного сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Система комплексного сопровождения
детей с общим недоразвитием речи
в условиях ДОУ
В настоящее время проблема комплексного сопровождения детей в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР, среди которых значительный процент составляют дошкольники с минимальными проявлениями алалии и дизартрии остаётся достаточно актуальной. Очевидно, что речевой дефект представленный на сегодняшний день в группах для детей с ОНР достаточно неоднороден по своему клиническому составу. Постоянный рост числа дошкольников с сочетанными нарушениями, среди которых помимо речевого дефекта отмечаются недостатки психического развития, также осложняет задачу специалистов по коррекции речи. Современные требования государственного стандарта, предъявляемые к общеобразовательным программам ДОУ создают необходимость обновления содержания коррекционно-педагогической работы в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в компенсирующих группах.
Публикация «Система комплексного сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ» размещена в разделах
Одним из исходных принципов построения коррекционного обучения согласно современным требованиям государственного стандарта является принцип комплексности, учёт которого предполагается при разработке технологий коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Это совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию и родителей. Данная работа должна носить согласованный комплексный характер Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника. Понимая актуальность данной проблемы, мы предлагаем вашему вниманию модель взаимодействия специалистов МБДОУ № 15.
Модель взаимодействия специалистов ДОУ представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Модель взаимодействия специалистов ДОУ №15
Все специалисты нашего ДОУ, участвующие в системе комплексного сопровождения, работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.
Успех работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в выполнении специалистами основных функций в организации коррекционно-развивающей работы.
Специалисты Основные функции
Учитель-логопед Обеспечение гибкого, щадящего логопедического режима.
Обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи.
Формирование звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий.
Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз.
Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию.
Работа с воспитателями и родителями.
Педагог-психолог Развитие всех психических функций. Психокоррекционная работа (индивидуальная, групповая).
Текущее психологическое обследование.
Психотренинг (консультации для педагогов и родителей).
Воспитатель Обеспечение гибкого оздоровительного режима.
Наблюдение за динамикой развития детей.
Поддержка задач коррекционно-логопедической работы под руководством логопеда.
Использование оздоровительных технологий.
Работа с родителями.
Медицинская сестра Вакцинация, витаминизация, медикоментозная помощь.
Физиотерапия.
Лечебно-профилактические мероприятия.
Закаливание.
Педагоги дополнительного образования Коррекция мелкой и общей моторики.
Коррекция речедвигательной моторики.
Коррекция сенсорного недоразвития.
Предлагаем вашему вниманию основные формы взаимодействия в процессе обеспечения комплексного подхода специалистами МБДОУ №15 к коррекции нарушений в развитии речи у детей дошкольного возраста.
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей группы компенсирующей направленности заключается в планировании и организации четкой, скоординированной работы.
В нашем дошкольном учреждении учителями-логопедами и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия:.
1. Мини-педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы;
2. Индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке;
3. Тематические консультации;
4. Индивидуальные консультации;
5. Взаимопосещения занятий.
6. Круглые столы;
7. Теоретические и практические практикумы.
8. Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.
Слаженная работа наших педагогов в группах компенсирующей направленности даёт положительные результаты. Дети овладевают правильной речью. У них формируются навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказывания и выражения мыслей.
Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога является:
создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка;
обеспечение целостность и единство коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах.
Взаимодействие учителя-логопеда и психолога заключается в следующем:
- Диагностика;
- Консультации с воспитателями;
- Консультации с родителями;
- Разработка системы коррекции психических процессов.
Таким образом, нами выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие логопеда и психолога в нашем дошкольном учреждении:
- проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, психолог -познавательные процессы, уровень развития познавательной сферы);
- коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приемы по активизации психических процессов, изучению и уточнению эмоционального состояния, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);
- интегрированные занятия с детьми;
- консультирование педагогов, родительские собрания, игротренинги, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.
Особо актуальным вопросом для нас является роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе, в последнее время которому мы уделяем достаточное внимание.
Медицинский персонал ДОУ: участвует в выяснении анамнеза ребенка; дает родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов; контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий; участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.
Инструктор по физической культуре: работает над развитием мелкой и общей моторики детей, формирует у них правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, развивает у дошкольников координацию движений.
Музыкальный руководитель: развивает у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи; формирует правильное фразовое дыхание; развивает силу и тембр голоса и т. д.
Руководитель изодеятельности: развивает мелкую моторику на основе обучения ребенка техническим приемам рисования, лепки, аппликации.
Среди совместных мероприятий учителя-логопеда и медицинского блока, проводимых в нашем дошкольном учреждении следует отметить следующие:
1) совместное изучение анамнеза развития каждого ребенка;
2) составление индивидуального маршрута;
3) взаимообмен информацией;
4) работа с родителями.
Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; наши педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:
1) Сотрудничество (учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу);
2) Индивидуализация (ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка);
3) непрерывность и эффективность обратной связи (осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье).
Руководствуясь возможностями родителей, их интересами мы стремимся выбирать наиболее оптимальные формы работы. Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические
Просветительские формы работы с родителями:
1. Родительские собрания
2. Информационные издания, стенды, папки, бюллетени.
3. Индивидуальные беседы «Родительские пятиминутки».
4. Информационная корзина «Шкатулка вопросов».
5. Консультации – всеобучи.
Практические формы работы:
1. Семинары – практикумы с участием детей.
2. Открытые занятия для родителей (индивидуальные и фронтальные).
3. Совместные подготовки к досугам и развлечениям.
Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Преодоление имеющегося речевого нарушения, или в случае невозможности его частичная коррекция, как сказано в основных ФГТ, должны создать условия для максимальной социализации ребёнка в условиях дошкольного детства.