МААМ-картинки

Система комплексного сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ

Наталья Канищева
Система комплексного сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Система комплексного сопровождения

детей с общим недоразвитием речи

в условиях ДОУ

В настоящее время проблема комплексного сопровождения детей в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР, среди которых значительный процент составляют дошкольники с минимальными проявлениями алалии и дизартрии остаётся достаточно актуальной. Очевидно, что речевой дефект представленный на сегодняшний день в группах для детей с ОНР достаточно неоднороден по своему клиническому составу. Постоянный рост числа дошкольников с сочетанными нарушениями, среди которых помимо речевого дефекта отмечаются недостатки психического развития, также осложняет задачу специалистов по коррекции речи. Современные требования государственного стандарта, предъявляемые к общеобразовательным программам ДОУ создают необходимость обновления содержания коррекционно-педагогической работы в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в компенсирующих группах.

Публикация «Система комплексного сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ» размещена в разделах

Одним из исходных принципов построения коррекционного обучения согласно современным требованиям государственного стандарта является принцип комплексности, учёт которого предполагается при разработке технологий коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Это совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию и родителей. Данная работа должна носить согласованный комплексный характер Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника. Понимая актуальность данной проблемы, мы предлагаем вашему вниманию модель взаимодействия специалистов МБДОУ № 15.

Модель взаимодействия специалистов ДОУ представлена на рисунке 1.

Рис. 1 Модель взаимодействия специалистов ДОУ №15

Все специалисты нашего ДОУ, участвующие в системе комплексного сопровождения, работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.

Успех работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в выполнении специалистами основных функций в организации коррекционно-развивающей работы.

Специалисты Основные функции

Учитель-логопед Обеспечение гибкого, щадящего логопедического режима.

Обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи.

Формирование звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий.

Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз.

Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию.

Работа с воспитателями и родителями.

Педагог-психолог Развитие всех психических функций. Психокоррекционная работа (индивидуальная, групповая).

Текущее психологическое обследование.

Психотренинг (консультации для педагогов и родителей).

Воспитатель Обеспечение гибкого оздоровительного режима.

Наблюдение за динамикой развития детей.

Поддержка задач коррекционно-логопедической работы под руководством логопеда.

Использование оздоровительных технологий.

Работа с родителями.

Медицинская сестра Вакцинация, витаминизация, медикоментозная помощь.

Физиотерапия.

Лечебно-профилактические мероприятия.

Закаливание.

Педагоги дополнительного образования Коррекция мелкой и общей моторики.

Коррекция речедвигательной моторики.

Коррекция сенсорного недоразвития.

Предлагаем вашему вниманию основные формы взаимодействия в процессе обеспечения комплексного подхода специалистами МБДОУ №15 к коррекции нарушений в развитии речи у детей дошкольного возраста.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей группы компенсирующей направленности заключается в планировании и организации четкой, скоординированной работы.

В нашем дошкольном учреждении учителями-логопедами и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия:.

1. Мини-педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы;

2. Индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке;

3. Тематические консультации;

4. Индивидуальные консультации;

5. Взаимопосещения занятий.

6. Круглые столы;

7. Теоретические и практические практикумы.

8. Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.

Слаженная работа наших педагогов в группах компенсирующей направленности даёт положительные результаты. Дети овладевают правильной речью. У них формируются навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказывания и выражения мыслей.

Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога является:

создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка;

обеспечение целостность и единство коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах.

Взаимодействие учителя-логопеда и психолога заключается в следующем:

- Диагностика;

- Консультации с воспитателями;

- Консультации с родителями;

- Разработка системы коррекции психических процессов.

Таким образом, нами выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие логопеда и психолога в нашем дошкольном учреждении:

- проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, психолог -познавательные процессы, уровень развития познавательной сферы);

- коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приемы по активизации психических процессов, изучению и уточнению эмоционального состояния, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);

- интегрированные занятия с детьми;

- консультирование педагогов, родительские собрания, игротренинги, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

Особо актуальным вопросом для нас является роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе, в последнее время которому мы уделяем достаточное внимание.

Медицинский персонал ДОУ: участвует в выяснении анамнеза ребенка; дает родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов; контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий; участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.

Инструктор по физической культуре: работает над развитием мелкой и общей моторики детей, формирует у них правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, развивает у дошкольников координацию движений.

Музыкальный руководитель: развивает у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи; формирует правильное фразовое дыхание; развивает силу и тембр голоса и т. д.

Руководитель изодеятельности: развивает мелкую моторику на основе обучения ребенка техническим приемам рисования, лепки, аппликации.

Среди совместных мероприятий учителя-логопеда и медицинского блока, проводимых в нашем дошкольном учреждении следует отметить следующие:

1) совместное изучение анамнеза развития каждого ребенка;

2) составление индивидуального маршрута;

3) взаимообмен информацией;

4) работа с родителями.

Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; наши педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

1) Сотрудничество (учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу);

2) Индивидуализация (ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка);

3) непрерывность и эффективность обратной связи (осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье).

Руководствуясь возможностями родителей, их интересами мы стремимся выбирать наиболее оптимальные формы работы. Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические

Просветительские формы работы с родителями:

1. Родительские собрания

2. Информационные издания, стенды, папки, бюллетени.

3. Индивидуальные беседы «Родительские пятиминутки».

4. Информационная корзина «Шкатулка вопросов».

5. Консультации – всеобучи.

Практические формы работы:

1. Семинары – практикумы с участием детей.

2. Открытые занятия для родителей (индивидуальные и фронтальные).

3. Совместные подготовки к досугам и развлечениям.

Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Преодоление имеющегося речевого нарушения, или в случае невозможности его частичная коррекция, как сказано в основных ФГТ, должны создать условия для максимальной социализации ребёнка в условиях дошкольного детства.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Структура годового плана работы ГДОУ Структура годового плана работы ГДОУ1. Титульный лист. 2. Анализ работы ДОУ за прошедший учебный год. 3. Основные задачи работы ДОУ на будущий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система комплексного сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ
Опубликовано: 28 ноября 2013 в 20:33
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система комплексного сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Канищева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД