Лучший педагог года

Система использования инновационных технологий по речевому развитию дошкольников в разных видах детской деятельности

Елена Лиценко
Система использования инновационных технологий по речевому развитию дошкольников в разных видах детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Система использования инновационных технологий по речевому развитию дошкольников в разных видах детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО

МБДОУ «ЦРР-ДС «Сказка»

СЛАЙД 1.

Сегодня в центре внимания – ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир.

Публикация «Система использования инновационных технологий по речевому развитию дошкольников в разных видах детской деятельности» размещена в разделах

Деятельность нашего дошкольного учреждения направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

СЛАЙД 2.

При организации воспитательно-образовательным процессом педагоги руководствуются основными аспектами организации образовательной деятельности по ФГОС ДО.

СЛАЙД 3.

Работа по развитию речи с детьми дошкольниками проходит, реализуя задачи программы «От рождения до школы», соответствует поставленным целям ФГОС ДО.

СЛАЙД 4.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей воспитателями проводится постоянно.

1. Развитие фонематического восприятия: узнавание звуков речи. Различные высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука).

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза: выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

СЛАЙД 5.

4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.

5. Развитие грамматических навыков - составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

Развитие связной речи.

Работа с родителями

- Изготовление пособий и консультаций для родителей.

- Проведение мастер – классов.

• Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (методические, материально-технические, информационные, организационные)

СЛАЙД 6.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является:

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, п. 2.7. ОПРЕДЕЛЯЕТ - ряд видов деятельности для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет).

СЛАЙД 7.

Развитие речи и коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения

«Кто к нам пришел?», «Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», «Поздоровайся!», «Нужно делать так!», «Подари улыбку другу», «Узнай по голосу»

СЛАЙД 8.

Восприятие художественной литературы

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь : разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т. д. Таким образом у детей будет формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность.

СЛАЙД 9.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, трудовая деятельность.

Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.

СЛАЙД 10.

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

В процессе конструктивной деятельности, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

СЛАЙД 11.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает озвучивать свою деятельность. После занятия, например, по рисованию, можно оценить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

СЛАЙД 12.

Музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи :

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

- культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

- формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

- развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

СЛАЙД 13.

Двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Всем известно, что движение - это жизнь. Прямая зависимость между двигательной деятельностью детей и развитием речи изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Задачи:

1. Создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника.

2. Привлечь к совместному сотрудничеству родителей через использование разнообразных форм работы по физическому воспитанию.

СЛАЙД 14.

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними).

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

СЛАЙД 15.

Игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры.

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) . Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

СЛАЙД 16.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

СЛАЙД 17.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

СЛАЙД 18.

Развитие речи у детей с нарушениями зрения

Разработана и реализуется АООП ДО для детей с ОВЗ (С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ)

При индивидуальном и дифференцированном подходе при организации инклюзии:

СЛАЙД 19.

темп и четкость речи педагога, медленное обследование предмета руками педагога;

размещение ребенка и предмета с учетом окклюзии (закрытии) глаза;

размер и фон картинки, демонстрационного материала, пособий, их количество;

индивидуальный показ, дополнительное рассматривание;

замена некоторых упражнений, уменьшение дозировки при организации двигательной активности;

снятие окклюзии на музыкальных, физкультурных занятиях, развлечениях (иногда).

СЛАЙД 20.

Группы инновационных технологий речевого развития

Технология развивающего обучения

Технология проблемного обучения (Что делать, если., образной речи (составление сравнений, метафор, рассказов по картине)

Игровые технологии

Здоровъесберегающие технологии (гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз, ритмопластика, игра «Кричалки-шепталки-молчалки»)

Информационно-коммуникационные технологии

Альтернативные технологии :

- технология ТРИЗ (мозговой штурм, метод фокальных объектов- хорошо-плохо, морфологический анализ, приём «Эмпатия»- сочувствие,

- проектная деятельность,

- исследовательская деятельность, коллекционирование,

- друдлы (абстрактные каракули, загадка) – картинка-игра,

- технология синквейна. Рассмотрим некоторые из перечисленных технологий

СЛАЙД 21.

Развивающее обучение – это способ организации процесса образования, в котором основной акцент делается на потенциальные возможности ребенка. Целью этого является формирование у детей навыков самостоятельного поиска знаний и, следовательно, воспитание такого качества, как независимость, которое применимо и в окружающей действительности. Все обучение опирается на “зону ближайшего развития”, то есть возможности детей. Универсальным методом является педагогическое требование.

СЛАЙД 22.

Здоровьесберегающие технологии

«Здоровье детей — здоровье нации!».

Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.

формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье.

СЛАЙД 23.

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика для глаз

СЛАЙД 24 -39.

В рамках реализации проекта музыкально-развивающей направленности по гражданско-патриотическому воспитанию с элементами гендерного воспитания «Живи в веках, моя Россия!» применялась представленная система учреждения по использованию инновационных технологий по речевому развитию дошкольников в разных видах детской деятельности.

СЛАЙД 40.

Проектная деятельность

По мнению Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса - одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, это создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования.

Стратегия поведения педагога: отслеживание возникновения проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи.

Решение задач других образовательных областей, интегрированных в проект, имеет второстепенное значение. Речь и общение сопровождают все другие виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.

СЛАЙД 41.

Метод проектов позволяет решать комплекс задач, одна из которых – развитие речи.

Развитие всех компонентов речи;

Формирование словаря; умения выявления проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построение гипотез.

Развитие творческого мышления; самостоятельности, желание пополнять знания из разных источников; исследовательских умений;

Повышение коммуникативных умений при работе в различных группах;

СЛАЙД 43.

Использование проектов подготавливает ребенка к жизни в будущем.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.

Способ презентации результатов проекта

СЛАЙД 44.

ТРИЗ

Развития связной речи с использованием опорных картинок при пересказе текстов, сказок… соблюдая последовательность событий, создавая внутренний план высказывания, связный речевой замысел

Метод моделирования (аналогии) – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание, средства внутри текстовой связи (при изучении стихотворения, когда «кодируется» ключевое слово, фраза каждой строки; графическая схема предложения.).

Наглядное моделирование это: опорные картинки (предметные или сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, используемые для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа-описания, схемы, мнемотаблицы, карточки-символы, реальные предметы и т. д.

СЛАЙД 45.

Дидактические игры с наборами моделей учат дошкольников раскрывать обобщённое содержание элементов модели, наполняя его конкретными образами. Дети упражняются в умении подбирать образные слова для характеристики объекта и его действий, объяснять связь предметной картинки с элементами модели.

Замещение - это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов.

СЛАЙД 46.

Абстрактное моделирование. Абстрактные символы – это замещение слов и замечаний, стоящих в начале каждой части повествования и рассуждения. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир самостоятельного составления рассказа.

СЛАЙД 47.

Мнемотехника (греч.)«искусство запоминания», используют с целью обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказу художественного произведения, отгадывании и загадывании загадок. В дошкольной педагогике мнемотехнику называют по-разному :

• Сенсорно- графическая схема (Воробьёва В. К.)

• Блок –квадрат (Глухов В. П.)

• Предметно- схематическая модель (Ткаченко Т. А.)

• Схема составления рассказа (Ефименкова Л. Н.)

• Коллаж (Большева Т. В.)

СЛАЙД 48.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

СЛАЙД 49.

Какие игры бывают в ТРИЗ

• "Да-нет-ка". Взрослый придумывает слово. От ребенка требуется задавать наводящие вопросы. При этом тому, кто задумывает слово, можно отвечать только односложное "да" или "нет", пока не будет получен правильный ответ.

• "Черно-белое". Взрослый показывает детям карточку с изображением предмета белого цвета. Дети должны назвать все положительные качества этого объекта. Потом демонстрируется карточка с тем же предметом, только черного цвета. В этот раз надо назвать все отрицательные черты.

• "Перевертыши". Взрослый бросает малышу мяч и говорит слово, а ребенок придумывает слово, которое противоположно по значению, и кидает мяч обратно.

• "Маша-растеряша". Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается "Маша". Она вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает ей вопрос: "Что с тобой?" Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: "Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?" Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. "Маша-растеряша" выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.

СЛАЙД 50.

Обучение детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ

Обучение детей рассказыванию о том то, что дети делали и видели, соблюдая последовательность событий, связный речевой замысел. Для удобства данные характеристики заносятся в таблицу, где используются знаки и символы, условные заместители реальных предметов и явлений. Во время занимательного дела общение происходит свободно, демократично, можно сомневаться, отвечая на вопросы, угадывать, поправляться, размышлять и совершать "открытия". Девиз тризовцев - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивается каждый желающий, дети учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Воспитателем дается только положительная оценка работы детей: "интересно", "необычно", "любопытно", "хорошо", "молодец" и т. д.

СЛАЙД 51.

Морфологическая таблица

СЛАЙД 52.

Метод фокальных объектов

СЛАЙД 53.

Коллекционирование повышает продуктивность речевой деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.

В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. Коллекционирование полезно детям с неровным поведением, двигательно-активным, тревожным, малообщительным, застенчивым. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

СЛАЙД 54. Друдлы

Играем в друдлы – развиваем воображение.

Все, что вызывает переход из небытия в бытие, - Творчество.

Платон

Психолог Л. С. Выготский отмечал, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему и видоизменяющим свое настоящее.

Слово Droodle образовано из двух слов doodle + riddle (riddle – загадка, doodle –абстрактные каракули).

Друдл - это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Как правило, она изображается в виде квадрата с условными начертаниями, а задача сводится к тому, чтобы увидеть в изображении самые разные предметы. Чем больше креативных названий или изображений придумано, тем лучше.

Как играть в друдлы с детьми:

Вербально

Первые друдлы удобно сделать на картонных карточках. Так ребенок не будет отвлекаться на другие рисунки и сможет легко поворачивать картинку.

Можно попробовать отграничить тему ответов, например, вопросом, а что это за кухонный объект? Сузив область поисков, мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях разных зверей.

Предлагайте ребенку свои версии. Объясняйте, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Или предложите ребёнку угадать, какое название у рисунка.

Если малыш настаивает на единственном правильном ответе - поверните картинку на 90 градусов или нарисуйте еще один штрих.

Невербально

Предложите детям друдлы для рисования. Рисовать можно на определенную тему, по самостоятельному замыслу.

Каждый ответ на вопрос “Что здесь нарисовано”, данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание. Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.

СЛАЙД 55. Синквейн

СЛАЙД 56. Вот и речи конец, а кто слушал- молодец! Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Методика использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности дошкольного учреждения Музыкально-образовательная деятельность строится по заранее намеченному плану. Содержание и структура занятий должны быть вариативными и.

Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как.

Развитие диалогической речи в разных видах деятельности «Развитие диалогической речи в разных видах деятельности» 1. Разговор с детьми – основной путь формирования диалогической речи. 2. Беседа.

Анализ использования инновационных технологий по речевому развитию дошкольников В современном мире система дошкольного образования в условиях внедрения новых стандартов затрагивает инновационные процессы и является основой.

Методика использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности ДОУ Музыкально-образовательная деятельность строится по заранее намеченному плану. Содержание и структура занятий должны быть вариативными и.

Мастер-класс «Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности» Мастер – класс для педагогов ДО на тему: «Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности». (районное методическое.

Обеспечение двигательной активности детей в разных видах деятельности в режиме дня Презентация для родителей на тему: "Обеспечение двигательной активности детей в разных видах деятельности в режиме дня" 1 слайд Движение.

Использование здоровьесберегающих технологий в разных видах детской деятельности Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кукуйский центр образования» структурное подразделение Кукуйский детский сад Обобщенный.

Презентация-фотоотчет «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Петровская Анна Валентиновна. О себе. Образование: - среднее - профессиональное: окончила.

Технологическая карта организации детской деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы с ОВЗ (ОНР) ТЕМА:«Путешествие по волшебному лесу в чудесную страну Знайландию».Возрастная группа: Подготовительная группа с ОНР. Форма организации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система использования инновационных технологий по речевому развитию дошкольников в разных видах детской деятельности
Опубликовано: 6 октября 2019 в 17:27
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система использования инновационных технологий по речевому развитию дошкольников в разных видах детской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лиценко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД