Лучший педагог года

Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

светлана соснина
Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре. «Здоровый образ жизни», «физическая культура личности», «физкультурная образованность» - эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь, составляя ее неотъемлемую часть. Великая ценность каждого человека – здоровье, оно немыслимо без систематических занятий физическими упражнениями. ]

Публикация «Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах

Давным-давно, еще на заре педагоги, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье… нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им и они будут беречься».

В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения является физическое развитие.

С целью реализации установленного приоритета деятельности в ДОУ мы проводим углубленную работу по физическому развитию и оздоровлению дошкольников.

Цели физкультурно – оздоровительной работы :

-стабилизация физического, психологического и эмоционального благополучия воспитанников

-улучшение соматических показателей

-снижение заболеваемости, снижение риска возникновения осложнений после заболеваний

-улучшение функционального состояния дошкольников.

Задачи физкультурно - оздоровительной работы :

-создать условия для обеспечения психического и физического благополучия каждого ребенка

-обеспечить оптимальное освоение детьми комплекса движений и физических упражнений, необходимых для нормального физического развития

-воспитывать интерес и желание участвовать в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, учить пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий

-воспитывать у детей осмысленное отношение к здоровью как важной жизненной ценности: развивать валеологическую культуру ребенка, основы валеологического сознания

-осуществлять комплекс закаливающих процедур

-развивать индивидуально – дифференцированный подход к детям в системе физкультурно - оздоровительной работы.

С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание мы уделяем такой физкультурно оздоровительной работе :

1. Спортивные праздники и развлечения:

-эстафеты и конкурсы;

-тематические;

-с использованием персонажей;

-с участием родителей;

-с подвижными и народными играми;

-участие в районных соревнованиях.

2. Физкультминутки.

3. Закаливание.

4. Спортивные игры и упражнения:

-катание на велосипеде;

-футбол;

-бадминтон;

-катание на санках;

-скольжение по ледяной дорожке.

4. Методическая работа :

-изготовление спортивного инвентаря:

-семинары;

-составление планов и программ;

-работа с родителями.

5. Неделя здоровья.

6. Дыхательная гимнастика.

7. Подвижные игры.

8. Физкультурные занятия :

-утренняя гимнастика;

-образно игровые;

-сюжетно – игровые;

-предметно – образные;

-по сказкам и литературным произведениям;

-эстафеты и соревнования.

Для более успешного результата физического развития детей мы используем традиционные и нетрадиционны методы работы, а так же оптимизацию двигательного режима:

1. Этапы педагогического процесса: утренняя гимнастика, занятия по физкультуре, физкультминутки, проведение подвижных и спортивных игр на прогулке.

2. Комплекс лечебно – оздоровительных мероприятий: полоскание, самомассаж, дыхательная гимнастика, корригирующая гимнастика.

3. Закливание: утренний прием, воздушные ванны с упражнениями, сон с доступом свежего воздуха, дорожки здоровья.

Дети дошкольного возраста проявляют особый интерес к спортивным играм и упражнениям. Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию основных физиологических систем организма, (нервной системы, сердечно – сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физических способностей детей, воспитанию положительных морально – волевых качеств, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Данный вид игр мы проводим летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма.

Отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями – их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья; предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям.

Наряду со спортивными играми широко используем игры и упражнения с мячами. Главная цель которых — укрепление опорно-двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижности в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоциональной — волевой сфер. При выполнении упражнений на мячах одновременно включаются двигательный, зрительный и тактильный анализаторы, что значительно усиливает положительный эффект от занятий.

С древнейших времен в культуре любого народа мяч служил предметом для игр и развлечений. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с ним.

Вот несколько упражнений, которые я рекомендую выполнять на физкультурных занятиях :

1. Упражнение «Сжимаем мяч». Максимально сдавливать мяч обеими руками на разных уровнях спереди и сзади, стараясь давить на мяч как можно дольше.

2. Упражнение «Футболист-1». Прокатывать мяч то одной ногой, то другой. Движение осуществляется подошвенной частью стопы с максимальным давлением на мяч. Стопа постоянно контролирует движения мяча. Не упуская его.

3. Упражнение «Пинг-понг». Перебрасывать мяч из одной руки в другую. Кисти рук параллельны друг другу.

4. Упражнение «Перехват». Перекладывать мяч из одной руки в другую вокруг себя. При этом руки находятся в различных положениях (на уровне шеи, пояса, таза).

5. Упражнение «Маятник». Сидя, ноги расставлены. Наклониться, прокатывать мяч от одной руки к другой. Повторить движения с закрытыми глазами.

6. Упражнение «Ходьба с мячом». Зажать мяч между стопами и передвигаться по комнате

С целью развития и поддержания интереса детей к различным занятиям мы используем разные формы и типы физкультурных занятий :

• Классические занятия ( по схеме: вводно – подготовительная часть, основная, заключительная части).

• Игровые занятия ( с использованием игр: народные подвижные игры, игры – эстафеты, игры – аттракционы и т. д.).

• Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, упражнения с мячом и т. д.).

• Сюжетные занятия – комплексные (объединённые определенным сюжетом, с развитием речи, с викторинами и т. д.).

• Занятия серии «Изучаем свое тело» (беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой).

• Тематические занятия (с одним видом физических упражнений)

Также большое внимание уделяется физкультурно – массовым мероприятиям (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья). Их значение очень велико в развитии двигательной активности и приобщению детей к здоровому образу жизни. Проведение физкультурно – массовых мероприятий является одной из составных частей методики физического воспитания детей дошкольного возраста.

Тематика физкультурных досугов и праздников определяется в соответствии с комплексно – тематическим планированием. Успешно проходят досуги на основе использования одного вида инвентаря: Праздник мяча, праздник скакалки. А также досуги, выстроенные как путешествия (например, литературно – физкультурные такие как «День сказок» «День загадок» и т. д.)

Если ребенок в дошкольном возрасте полюбит движение, то он не только обретет здоровье, но и через всю жизнь пронесет потребность в движениях. Поэтому мы считаем важным и существенным поэтапный подход к обучению двигательным навыкам, соответствующим возрасту и физическому развитию ребенка.

Первый этап один из самых важных, поскольку то, как впервые ребенок воспримет движение, повлечет за собой дальнейшее желание или нежелание его совершенствовать.

На втором этапе решаются вопросы исправления возникших ошибок в освоении движения. Использование корригирующей и дыхательной гимнастики помогает почувствовать правильное положение своего тела.

Третий этап – позволяет закрепить навык выполнения движения в нестандартной ситуации и требует творческого подхода к решению поставленной задачи.

Четвертый этап применяется с целью своеобразной двигательной раскрепощённости и высокой творческой активности.

Пятый этап – это сочетание разных по сложности двигательных действий, изученных ранее и освоенных на предыдущих этапах. Что позволяет развивать не только физические качества, но и двигательную память.

На шестом этапе дети могут почувствовать себя настоящими спортсменами. Этот этап несет еще и познавательную нагрузку, так как дети знакомятся с историей развития нашего спорта и историей Олимпийского движения

Седьмой этап заключительный. На этом этапе учитывается не только конечный результат, но и такие качества, как двигательные действия, ритмичность, пластичность, импульсивность, точность, живость.

Данная система работы помогает нам реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка. Оздоровительное направление подразумевает обеспечение качественной работы по укреплению здоровья детей; воспитательное – обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие его сил и способностей; образовательное – обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей.

Список литературы:

1. Вавилова Е. Н. Учите бегать. Прыгать, лазать и метать. Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1988.

2. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград:Учитель,2009.

3. Моргунова О. Н. физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. – Воронеж:ЧПЛакоценин С. С., 2007.

4. Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. - М. : Просвещение, 1974.

5. Янкелевич Е. И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет. – М. ,1999.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьмиЧас двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми «Подари ребенку крылья, и он научит тебя летать». Этот девиз стал для меня «путеводной звездой» в педагогической деятельности. Современное.

Использование дорожки здоровья в организации физкультурно — оздоровительной работы в младшей группеИспользование дорожки здоровья в организации физкультурно — оздоровительной работы в младшей группе Растить детей здоровыми – одна из главных задач каждого дошкольного учреждения. Усилия работников и нашего детского сада направлены на.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Подвижные игры:«Математические задания»Цель: учить выполнять задания по установке воспитателя, решать арифметические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Опубликовано: 17 ноября 2024 в 11:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем светлана соснина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД