Ольга Ефимова
Система дидактических игр, направленных на формирование сенсорной культуры детей четвёртого года жизни. Форма
▼ Скачать
Система дидактических игр, направленных на формирование сенсорной культуры детей четвёртого года жизни.
Форма.
1. Какие бывают фигуры.
Дидактическая задача. Познакомить детей с новыми формами : овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат — треугольник, квадрат — прямоугольник, круг — овал.
Материал. Кукла.
Публикация «Система дидактических игр, направленных на формирование сенсорной культуры детей четвёртого года жизни, Форма» размещена в разделах
Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал.
Раздаточный: по две фигуры каждой формы меньшего размера.
Руководство. Как и на предыдущем занятии, используется игровой прием (кукла приносит фигуры). Воспитатель показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке — треугольник. Опять проводится обследование формы путем обведения контура фигуры пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям отобрать треугольники и сложить их вместе.
Затем сопоставляет квадрат с прямоугольником, дошкольники обводят фигуры пальцем, выясняют, что прямоугольник похож на квадрат, но длиннее. Дети складывают вместе сначала квадраты, потом прямоугольники.
Аналогично проводится сопоставление овала с уже знакомым кругом.
2. Подбери фигуру.
Дидактическая задача. Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.
Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.
Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточке.
Руководство. Воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, тоже обводит его пальцем: «А это какая форма?» То же самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель исправляет.
«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными». Педагог просит детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на начерченную фигуру и только при полном совпадении — класть.
В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме — круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник».
3. Сложи такой же предмет.
Цель. Учить различать в предметах детали овальной и круглой формы; находить различия в частях двух одинаковых предметов (парные картинки); выкладывать предметы точно по образцу с учетом формы и величины их частей.
Материал. Парные картинки (8—10 шт.) с изображениями одинаковых предметов, отличающихся друг от друга формой одной или нескольких частей. Каждая карточка с парными картинками имеет две свободные клетки для выкладывания предметов из частей; круги из цветного картона трех размеров (диаметром 2 см, 3 см, 5 см); овалы размером 2x3,5 см, 3x5 см, 4x6,5 см.
Ход игры. Раздать каждому ребенку по карточке, а на середину стола поставить низкую коробку или поднос с кружками и овалами разной величины и цвета.
Предложить детям рассмотреть картинки: двух зайчиков, двух мишек и других и ответить на вопрос: «Чем эти зверюшки отличаются друг от друга?» Желательно, чтобы дети при ответах сравнивали по форме сразу две части предметов («У одного зайчика головка круглая, а у другого овальная»).
Игровые задания.
1. Подобрать точно такие же по форме и величине детали и наложить их на детали нарисованных предметов.
2. Выложить из овалов и кругов на свободных клетках карточки такие же предметы.
3. Поменяться с соседом карточкой, рассмотреть, какие предметы на ней нарисованы, и попросить у воспитателя фигуры (овалы и круги большие, маленькие или средние) для выкладывания предметов. Например : «Для одного цветка мне нужны маленькие кружки, а для другого — маленький кружок и маленькие овалы».
4. Сделай узор на варежке.
Дидактическая задача. Закреплять представление детей о геометрических формах; упражнять в их назывании и восприятии; помочь детям анализировать расположение предметов в пространстве.
Материал. Вырезанная из белой бумаги и украшенная аппликацией «варежка», заготовка варежки, цветные фигуры.
Руководство. Воспитатель предлагает детям украсить куклам варежки. Объясняет, что на улице похолодало и у кукол стали мёрзнуть ручки. На фабрике сделали варежки, но не успели их до конца украсить. Нужно завершить эту работу. Самое главное, чтобы варежки у кукол были одинаковые, иначе будет некрасиво (можно предложить детям рассмотреть и сравнить свои варежки, чтобы убедиться, что рисунки на них одинаковые).
Каждому ребёнку раздаётся по готовой варежке, которая вырезана из белой бумаги и украшена аппликацией, и предложите сделать такую же. Ребёнок получает заготовку варежки и цветные фигуры для аппликации.
Необходимо обязательно рассмотреть с ребёнком образец, дать ему возможность обвести пальцем края каждой фигуры; пусть он, если сможет, назовёт формы и опишет словами расположение фигур. Только после этого можно переходить к составлению орнамента. Когда фигуры орнамента будут разложены по местам, их можно приклеить.
4. Рамки – вкладыши Монтессори.
Цель. Вырабатывать умение узнавать, различать и называть форму плоских фигур.
Материал. Набор квадратных рамок-пластинок размером 100Х100 мм, толщиной 1,5 – 2 мм. В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета. Взятый набор состоит из следующих фигур:
1. Круг (диаметр 50 мм).
2. Квадрат (сторона 40 мм).
3. Треугольник равносторонний (сторона 50 мм).
4. Овал (диаметр 70 и 40 мм).
5. Прямоугольник (сторона 60 и 40 мм).
6. Треугольник прямоугольный равнобедренный (катеты 60 мм).
Задания.
1. Обведи контур фигуры по рамке и по вкладышу.
Сначала лучше обводить контур по рамке, это намного легче, чем по вкладышу. А из фигур легче всего обводить круг и эллипс, очень трудно — звездочку.
Пусть малыш на чистый лист бумаги положит рамку «круг» и попробует обвести контур цветным карандашом. Не спешите сказать и показать, что рамку надо плотно прижимать к бумаге. Пусть малыш посмотрит и догадается, почему у других ребят или взрослых рисунки получаются четкие и правильные, а у него — нет.
— Тут есть секрет. Если ты его узнаешь, то и у тебя будет хорошо получаться круг. — Таким замечанием можно настроить малыша на поиск этого секрета.
Еще удачнее получается игра, если перед этим малыш рисовал от руки солнышко, а оно не получалось круглое. И теперь по рамке солнышко вдруг так «закруглится», так пригладится, что малыш, конечно, будет доволен.
Ребенку сравнительно трудно правильно нарисовать квадрат, треугольник или вообще какую-нибудь фигуру, а с помощью рамок они вдруг станут выходить идеально правильными.
Сделай на одном листе ровно 3 (можно 4, 5, 6 и т. д.) кружка. Задание, связанное со счетом нарисованных фигур. Нарисуй все овалы в рядок («огурцы на полке») или треугольники в колонку («ёлочка выросла», причем можно еще предлагать второе условие: «так, чтобы они не касались друг друга» или, наоборот, «чтобы они зацепились друг за друга» («цепочка»).
Кто больше нарисует фигур на одной странице, но так, чтобы они касались (не касались) друг друга. Это «портняжное» задание — как из одного куска материи выкроить больше заготовок или как сделать, чтобы меньше осталось обрезков? Тут тоже есть варианты: можно фигуру задать заранее (кто балы нарисует кружков, а можно предложить выбрать (какую фигуру взять чтобы на этом листе поместилось как можно больше фигур).
Такое задание пригодится и для дела, если вы готовите украшения для ёлки из цветной бумаги и, нарисовав на ней кружки, ромбы или звездочки, вырезаете их ножницами.
2. Раскрась фигуры цветным карандашом.
Чаще всего это задание выполняется одновременно с первым. После того как малыш нарисует несколько контуров фигур по рамке или вкладышу, ему можно дать задачу закрасить их цветными карандашами.
Цвет окраски лучше подбирать соответственно тому предмету, который изображает контур. Если это солнышко, то оно будет желтым, оранжевым или красным, если арбуз, то зеленым или полосатым, а если это воздушный шарик, то любым. Хорошо, когда малыш сам выбирает цвет. У него свои планы, о которых взрослые не всегда могут догадаться, и поэтому свои решения.
— Что это у тебя будет? — можно спросить у него. — Как ты хочешь покрасить?
3. Узнай фигуру на ощупь.
Малышу завязывают глаза, как при игре в жмурки, и дают стопочкой рамки, названия которых он уже знает. Ребенок на ощупь определяет фигуру и говорит, как она называется.
— Правильно! — одобрительно встречают «зрячие» узнавание фигуры, и
малыш откладывает фигуру вправо. Если он ошибся, то совсем иным, печальным
голосом говорят «налево», и малыш кладет ее слева («направо» и «налево» считать
с точки зрения малыша). Если малыш не один, то можно играть, «кто больше
узнает фигур на ощупь», «кто скорее их узнает» (если знают уже названия всех
рамок). В этой игре хорошо развивается осязание, необходимое в работе с
фотоматериалами при ориентировке в темноте и в некоторых других случаях.
6. Волшебные дорожки.
Цель. Учить соотносить геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по форме с контурными изображениями, отвлекаясь от цвета и величины.
Материал. Блоки Дьениша, лист бумаги с нарисованными дорожками (линейный алгоритм движения).
Руководство. Дети выкладывают дорожку из блоков Дьениша, согласно предложенной схеме, чтобы Вини – Пух смог добраться в гости к Пяточку.
7. Домино фигур.
Дидактическая задача. Учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называть ее. Игра закрепляет знания о геометрических фигурах.
Материал. 28 карточек, на каждой половинке изображена та или иная геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. На карточках-«дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок.
Руководство. В игре принимают участие 2 – 4 ребёнка. Карточки выкладываются на стол фигурами вниз. Воспитатель знакомит детей с материалом игры, объясняет правила игры. Игра начинается с выкладывания карточки «дубль — пусто. Как и в обычном домино, за один ход ребенок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке требуемой фигуры, он подыскивает карточку с этой фигурой из общего числа карточек на столе (при условии, когда играющих двое-трое). Если ребенок не назовет фигуру, то не имеет права на очередной ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек. В ходе игры воспитатель дает дополнительные указан: пояснения.
Длительность и повторность. Игра проводится 2 - 3 раза, продолжительность игры 15 минут.
8. Волшебные дорожки.
Цель. Учить группировать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
Материал. Блоки Дьениша, большой лист бумаги с нарисованной схемой движения.
Руководство. Вини-Пух выставляет панно с изображением дорожек. Дети рассмотрев его, выясняют что на нём изображено. У каждого ребёнка по три круга, три квадрата, три прямоугольника, три треугольника разных цветов и размеров. Дети выкладывают «камешки» (геометрические фигуры) вдоль дорожек в соответствии с эмблемой дорожки.
9. Найди предмет такой же формы.
Дидактическая задача. Учить детей выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Дети впервые учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, предметы круглой формы (мячи, шары, пуговицы, квадратной (строительный материал, платок, карточки лото, треугольной (строительный материал, флажок, морковь, овальной (яйцо, огурец, игрушка кит).
Руководство. Геометрические фигуры лежат на одном столе, предметы — на другом. Воспитатель просит детей подойти к столу (дети встают вокруг стола, обращает внимание на различные предметы, лежащие на столе, и объясняет задание. Сначала показывает фигуру и предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его к этой фигуре. Если ребенок правильно нашел пред-мет и положил его к соответствующей фигуре, все дети хлопают в ладоши. На одном занятии можно подобрать не более трех форм каждому ребенку. Если он ошибается, то воспитатель предлагает ребёнку обвести фигуру и предмет. Этот прием помогает ребенку правильно выполнить задание.
Длительность и повторность. Игра заканчивается, когда воспитатель поочередно покажет все фигуры и дети найдут предметы соответствующих форм. Длительность игры — 15 минут. При повторном проведении игры воспитатель меняет предметы и геометрические фигуры.
10. Геометрическое лото.
Дидактическая задача. Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подирать предметы по геометрическому образцу.
Материал. 5 карточек с изображением геометрических фиryp (крут, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, 5 картотек с изображением предметов разной формы : круглой (мяч, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар, квадратной (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг, овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо, прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, картина).
Руководство. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). В игре принимают участие пять детей. Выигрывает тот, кто быстрее подберёт все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.
Длительность и повторность. Продолжительности игры — не более 15 минут.
11. Найди то, что я покажу.
Дидактическая задача. Учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур-образцов. Игра требует двойного сопоставления: вначале форма предмета сопоставляется с геометрической фигурой, затем эта фигура — с формой другого предмета. То, что геометрическая фигура выступает здесь как посредствующее звено между двумя предметами, подчеркивает для детей ее значение в качестве образца, эталона, позволяющего определить форму предмета
Материал. Набор плоскостных геометрических фигу: (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и два набор: предметов различных форм.
Руководство. Воспитатель показывает детям геометрические фигуры-образцы, предлагает показать движением руки очертания этих фигур и назвать их. Затем дети рассматривают npeдметы различной формы : коробку, шарик, кольцо — круглой формы; флажок, кубик, пирамидку — треугольной формы; книг зеркало, поднос — прямоугольной формы и т. п. После этого воспитатель ведет детей в другую комнату и рассматривает находящиеся в ней предметы, объясняет, что среди них есть прел меты таких же форм, какие они сейчас видели. Затем объясняет детям, как они будут играть: «Надо правильно подобрать к предмету геометрическую фигуру соответствующей формы, например, к коробке круглой формы нужно подобрать круг, с этой фигурой в другой комнате найти такой же предмет круглой формы, т. е. такую же коробку». При повторном проведении игры воспитатель усложняет задание: ребенок в другой комнате находит, используя фигуру в качестве образца, другой предмет такой же формы. Например, к кругу подбирает кольцо круглой формы и отмечает : «Коробка и кольцо — предметы круглой формы». Дети поочередно выполняют задание.
Длительность и повторность. Игра заканчивается, когда дети найдут все нужные предметы, пользуясь геометрическими фигурами-образцами. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов. Игра повторяется 3—4 paза. Продолжительность игры — 15 минут.