наталья литовкина
Конспект урока по теме «Синонимы, антонимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Синонимы, антонимы.
Цели: Учить подбирать синонимы, антонимы к словам различных частей речи.
Формировать умение работать с синонимами, антонимами в пословицах, самостоятельно подбирать их к словам, составлять антонимические пары, синонимические ряды, правильно употреблять их в речи.
Развивать общую моторику координацию движений.
Развивать пальцевую моторику в пальчиковой гимнастике.
Развивать внимание, память, мышление.
Развивать связность высказываний, творческое воображение.
Публикация «Конспект урока по теме „Синонимы, антонимы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Противоположности, антонимы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Воспитывать умение выслушивать мнение других, культуру поведения, при фронтальной работе и работе в парах.
Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.
Воспитывать аккуратность, наблюдательность.
Образовательные технологии:
• Прием психологического включения в урок.
Использовать принцип доступности материала
Метод устного и письменного самоконтроля.
Работа в парах.
Метод переключения эмоционального состояния.
Здоровьесберегающие технологии:
Хромотерапия (синий цвет избавляет от тревоги и смятения)
Гимнастика для снятия напряжения с глаз.
Динамическая пауза.
Рефлексия деятельности.
Метод переключения эмоционального состояния.
Технология развития лексико-грамматической стороны речи:
Метод «Определи синоним на слух», «Выбери лишнее слово», «Вставь пропущенные слова»
ЭОР :
Использована презентация, музыкальное и голосовое сопровождение.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Прием психологического включения.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Вот подали нам звонок
Начинается урок.
Приглашаю вас путешествовать!
Знания свои совершенствовать!
Готовы, ребята, совершить путешествие?
Как вы думаете, для чего люди путешествуют?
Правильно! Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать, что - то новое и интересное! Вот и наше путешествие ответит на многие вопросы. Послушайте стихотворение и скажите, в какую страну мы держим путь?
2. Актуализация опорных знаний.
Зелёный и таинственный
Средь моря остров спит.
И надо нам единственный
Путь выбрать что лежит
Через моря Познания
На горы мастерства,
Минуя очень топкие
Опасные места.
В стране далёкой Лексике
Ищите те пути,
Которые вас к знаниям
Помогут привести.
В какой стране мы сегодня побываем?
Лексике.
А что это за страна?
В ней живут все слова русского языка.
3. Загадка
Теперь ребята, мы с вами должны узнать на каком виде транспорта мы совершим наше путешествие. Для этого мы должны отгадать загадку.
По волнам дворец плывёт
На себе людей везёт?
Как ребята ещё можно назвать корабль? (парусник, теплоход, лодка, яхта)
Мы ребята, сегодня совершим морское путешествие на яхте, которой управляет капитан. Это герой известного мультфильма. Посмотрите видео фрагмент и догадайтесь, как его зовут?
4. ВИДЕО
Вы узнали его? Это капитан Врунгель. Вместе с отважным капитаном мы будем выполнять задания и узнаем много нового и интересного о стране Лексике. Но сначала, мы должны дать название нашей яхте!
Поможет нам в этом первое задание капитана.
5. Подобрать антонимы.
Посмотрите, появились слова, которые вы должны прочитать и подобрать к ним слова с противоположным значением.
ШИРОКИЙ УЗКИЙ
ТВЁРДЫЙ МЯГКИЙ
СТАРЫЙ НОВЫЙ
СКУЧНЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ
БЕСПОЛН/ЕЗНЫЙ ЦЕННЫЙ
НЕРЯШЛИВЫЙ АККУРАТНЫЙ
Прочитайте первые буквы слов второго столбика сверху вниз и кажите, как называется наша яхта?
УМНИЦА
Как мы называем слова с противоположным значением?
АНТОНИМЫ
Правильно вот они первые жители страны Лексики.
Послушайте стихотворение и скажите, есть ли в нем антонимы?
6. Определить на слух антонимы.
От земного от причала
Оттолкнуся теплоход
Он назад пошёл сначала,
А потом пошёл вперёд
И пошёл, пошёл по морю,
Набирая полный ход!
Назовите антонимы. Докажите что это антонимы. Обратите внимание, что антонимов всегда два. Они образуют пару.
Ребята, на каждом корабле есть судовой журнал, а у нас есть тетрадь. Давайте в ней запишем дату отправления и место откуда отходит наша яхта. (классная работа)
Какие правила нужно соблюдать при письме? (посадка, ручка, тетрадь)
Яхта готова к отплытию, но у нас есть лишний груз, который нужно оставить на берегу. Для этого мы должны выполнить следующее задание.
7. Прочитайте слова и подберите из ряда слов к ним антонимы.
ТИХО темно, жарко, тесно, громко
КОНЕЦ обрыв, начало, всё
ГЛУБОКИЙ бездонный, мелкий, тихий, весёлый
СМЕЛЫЙ храбрый, понятливый, умный, робкий
Вы правильно подобрали слова, теперь запишите их в свой судовой журнал парами. Ведь мы говорили, что антонимы образуют пару. Пары пишем в столбик.
Тихо - громко
Конец – начало
Глубокий – мелкий
Смелый – робкий
А теперь ребята, проверти, правильно ли вы написали?
Ребята, скажите, а когда туристы путешествуют на яхте они, где живут? В КАЮТАХ. Каюты у нас двухместные и поэтому мы задание будем выполнять парами. Работайте в парах согласованно, не мешая другим, не выкрикивая. Готовность покажите знаком.
8. Работа с пословицами.
Врунгель передаёт вам пословицы, в которых потерялись антонимы. Верните их! В случае затруднения можете использовать спасательный круг или попросить помощь учителя.
1. Думай, где надо сказать, а где … молчать.
2. Знай больше, а говори … меньше.
3. Труд кормит, а лень … портит.
1. Маленькое дело лучше большого … безделья.
2. Лучшая вещь новая, лучший друг … старый.
3. Старый друг, лучше … новых двух.
1. Корень учения дорог, а плод его … сладок.
2. Во время путешествия, важно не забывать главное, когда заканчивается, что-то одно, начинается что-то другое.
3. У короткого ума, длинный язык.
Для чего нужны антонимы? Правильно, ребята, с помощью антонимов мы можем чётко выразить свою мысль. Как вы думаете, какая из перечисленных пословиц больше всего понравилась Врунгелю? Конечно о путешествии. Как вы её понимаете? Запишите её в свой судовой журнал.
9. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Нашего капитана, интересует вот какой вопрос? К любому слову мы можем подобрать антоним? НЕТ. Докажите. А знаете ли вы, слово, которое имеет с противоположное значение к слову антоним?
10. Актуализация опорных знаний.
СИНОНИМ
Вот и ещё одни жители страны ЛЕКСИКИ. Что это за слова такие синонимы? Давайте вспомним, как их ещё называют?
СЛОВА – ДРУЗЬЯ, ПРИЯТЕЛИ
ЧТОБЫ НАША РЕЧЬ БЫЛА РАЗНООБРАЗНОЙ, КРАСИВОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ.
Нас ждет следующее задание капитана.
11. Укажите лишнее слово.
ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, УНЫЛЫЙ, ГЛУБОКИЙ
ХРАБРЫЙ, ЗВОНКИЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ
СЛАБЫЙ, ЛОМКИЙ, ДОЛГИЙ, ХРУПКИЙ
КРЕПКИЙ, ДАЛЁКИЙ, ПРОЧНЫЙ, НАДЁЖНЫЙ
ПОНЯТЬ, ПРОСТИТЬ, РАЗОБРАТЬСЯ, ЗАПОМНИТЬ
Сколько синонимов можно подобрать к одному слову?
ЧЕМ БОЛЬШЕ ЧЕЛОВЕК ЗНАЕТ СИНОНИМОВ, ТЕМ ТОЧНЕЕ ОН ВЫРАЖАЕТ СВОЮ МЫСЛЬ.
Ветер весело шумит
Судно весело бежит
12. Гимнастика для пальцев.
А мы с вами, сделаем гимнастику для пальцев, и там где я буду останавливаться, вы мне называть антоним.
ЧТОБ ШТУРВАЛ ДЕРЖАТЬ ПОКРЕПЧЕ,
И ИЗ РУК НЕ ВЫПУСКАТЬ
НЕПРЕМЕННО НУЖНО ПАЛЬЦЫ
С ДЕТСТВА ДЕТКАМ РАЗВИВАТЬ
ВЗЯЛИ В РУКИ КАРАНДАШ-
СЛУШАЕМ ПРИКАЗ.
НА ЛАДОШКУ ПОЛОЖИ
К ПАЛЬЧИКАМ СКОРЕЙ ВЕДИ,
ДА АНТОНИМ ПОДСКАЖИ :
КОРАБЕЛЬНАЯ МАШИНА ВПЕРЕД … НАЗАД
ТЕЧЕНИЕ ТЁПЛОЕ … ХОЛОДНОЕ заканчивается, и капитан приготовил нам своё
ШИРОТЫ СЕВЕРНЫЕ … ЮЖНЫЕ
ВО ВРЕМЯ ШТОРМА КОРАБЛЬ НЫРЯЕТ, … ВЫНЫРИВАЕТ
НА МОРЕ БЫВАЕТ ШТИЛЬ… ШТОРМ
Итак, ребята, какие слова мы подбирали? АНТОНИМЫ
12. Работа с текстом.
Путешествие по стране ЛЕКСИКЕ заканчивается, и капитан приготовил нам своё последнее задание, в котором мы ещё раз повторим и обобщим знания, полученные во время путешествия. Прочитайте текст, который есть у каждого, найдите синонимы и объясните, зачем они употреблены в тексте?
Поднялся сильный, порывистый ветер. Сразу все изменилось. Громко, пронзительно шумят волны. Все потемнело. По небу плывут тяжелые облака. На море шторм.
Какое настроение вызывает у вас этот текст? (грустное, мрачное) Синонимы использованы для того что бы точнее передать настроение.
Но нам не хотелось бы на грустной ноте заканчивать наше путешествие, давайте исправим текст с помощью антонимов. Слова которые подчеркнуты в тексте поменяйте на слова с противоположенным значением.
Поднялся сильный ветер. Сразу все изменилось. Громко шумят волны. Все потемнело. По небу плывут тяжелые облака. На море шторм.
Прочитайте, что у нас получилось?
Поднялся легкий ветерок. Сразу все изменилось. Тихо шумят волны. Все посветлело. По небу плывут легкие облака. На море штиль.
13. Гимнастика для глаз.
Перед тем как записать текст, давайте сделаем гимнастику для глаз.
Мы устали все чуть-чуть
Предлагаю отдохнуть.
Надо нам зажмуриться
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать
Снова до пяти считаем
Снова глазки закрываем
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
А теперь всем вместе нужно
Поморгать глазами дружно
Вправо-влево посмотрите
Отдохнули? Хорошо.
Дальше пишем мы еще.
Берегите свое зрение ребята! Запишите текст.
14. Итог: Вот и закончилось наше путешествие. Давайте скажем капитану спасибо и вспомним, в какой стране мы побывали? А кто живет в этой стране? Какую роль синонимы и антонимы играют в речи?
15. Рефлексия.