Сайкина Кристина
Синквейн как методический прием в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Синквейн - слово французское, в переводе означает "стихотворение из пяти строк".
Каждая строка подчинена определенным правилам.
Правила составления синквейна:
Его форма напоминает ёлочку.
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (1 существительное).
Вторая строка - описание признаков предмета или его свойства, два слова. (2 прилагательных).
Третья строка - описывает действия предмета, три слова. (3 глагола)
Публикация «Синквейн как методический прием в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Четвёртая строка – отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Может быть словосочетание или предложение. (фраза из 4 слов).
Пятая строка – одно слово –существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне. (ассоциации, возникающие, когда слышишь это слово).
Этапы работы над синквейном:
1 этап - подготовительный.
Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
Формы обогащение и активизация словаря:
Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие.)
Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.
Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие.)
2 этап - основной.
Цель этапа: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.
Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:
Способы освоения основного этапа:
1) "Синквейн - загадка"
Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
Лексическая тема "Время года"
1.? (зима).
2. Снежная, холодная.
3. Морозит, заметает, восхищает.
4. Серебристым снегом укрывает землю.
5. Волшебница.
2) "Найди ошибку в синквейне"
В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.
1. Белка.
2. Рыжая, ловкая.
3. Прыгает, учится, спит. (грызет)
4. Белка живет в гнезде. (в дупле)
5. Дикое животное.
3) "Синквейн по образцу"
Составление краткого рассказа по готовому дидактическому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в его состав).
В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная. Он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным живется трудно.
1 Заяц
2 Белый, пушистый
3 Боится, прячется, убегает
4 Мне жалко зайца.
5 Дикое животное
4) "Закончи стихотворение"
Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.
1. Помидор
2. Круглый, мягкий
3. Растет, краснеет, зреет
4. Растет в огороде.
5.? (Овощ)
3 этап - практический (самостоятельное составление синквейна).
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
Способы освоение практического этапа:
1) Составление синквейна по предметной картинке
Дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении.
1. Машина
2. Быстрая, гоночная
3. Едет, обгоняет, рычит
4. Я люблю с папой кататься на машине.
5. Транспорт
2) «Чей синквейн Лучше?»
Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему.
3) «Волчок».
Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок на какой предмет попадет стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составляется синквейн.
4)«Занимательный кубик».
На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.
5)«Речецветик».
Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.