Папки-передвижки

Синдром эмоционального выгорания у педагогов и его профилактика

Эльвира Халилова
Синдром эмоционального выгорания у педагогов и его профилактика
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время в России, так же как и в других развитых странах, говорят о профессиональном выгорании работников.

Исследования по проблеме профессионального выгорания начались ещё в 70-х годах XX века. Это было связано с тем, что к руководству Американской службы психологической и социальной поддержки населения стали поступать жалобы на неэффективность работы сотрудников, их вспыльчивость и раздражительность. Изучение данного явления привело психологов и медиков к открытию «особой формы «стресса общения», которую американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг предложил называть «burnout» («выгорание»). Обычно данное слово используется в разговорном английском языке для обозначения зависимости от наркотиков. В нашем случае оно подчёркивает зависимость «выгорающих» специалистов от работы.

Публикация «Синдром эмоционального выгорания у педагогов и его профилактика» размещена в разделах

По данным исследований Н. А. Аминова, через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все учителя.

Таким образом, проблема профессионального выгорания педагогических работников является актуальной в наши дни.

Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающие в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Огромную роль в развитии у членов педагогического коллектива профессионального выгорания может сыграть и неэффективный стиль руководства.

Отрицательно влияет на педагогов и работа в условиях дефицита времени. Желание всё сделать безукоризненно и недостаток времени несовместимы. Это приводит не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке и, как правило, к появлению психосоматических заболеваний.

Профессиональному выгоранию способствует и отсутствие сплочённого социального окружения, которое могло бы оказывать поддержку.

Таким образом, профессиональному выгоранию особенно подвержены педагоги, которым свойственно чрезмерное стремление быть замеченным или наоборот незаметным, желание делать всё очень хорошо или не стараться вовсе. Риску профессионального выгорания подвергаются и те, у кого часто возникают мысли о том, как несправедливы к ним окружающие: недооценивают их трудовые заслуги. Развитию эмоционального выгорания педагогов способствует постоянное чувство усталости, подавленности, незащищённости, отсутствие желаний, боязнь ошибок, страх перед неопределёнными ситуациями, страх показаться недостаточно совершенным, неуверенность в собственных силах.

Следует помнить, что генезис синдрома профессионального выгорания носит индивидуальный характер, зависящий от различий в эмоционально-мотивационной сфере, от условий, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

Существуют ресурсы противодействия выгоранию.

Ресурсы – это внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях. У каждого человека есть свой индивидуальный, изменчивый (подвижный) профиль ресурсов.

Выделяют внутренние (личностные) и внешние (социальные) ресурсы противодействия выгоранию.

Ключевым ресурсом противодействия выгоранию считают способность личности к смыслотворчеству. Потеря смысла жизни ведёт к ряду профессиональных и личностных деформаций. К их числу относится и синдром профессионального выгорания.

К наиболее выраженным внешним ресурсам относятся сферы профессиональной деятельности, семейной жизни и «свободного времени».

В целях организации профилактических мероприятий по сохранению и укреплению благоприятного психологического климата в коллективах образовательных организаций Бардымского муниципального района было проведено анонимное анкетирование педагогов по методикам «Климат в коллективе», «Диагностика эмоционального выгорания». Всего в обследовании участвовали 311 педагогов из 17 ОО.

Анкета «Климат в коллективе» позволяет определить уровень и характер толерантности во взаимоотношениях между членами коллектива, её результаты показывают коллективу и администрации, какие факторы способствуют успешному достижению поставленных целей и какие мешают, какие тенденции следует развивать. Психологический климат в коллективах ОО благоприятный и стабильный, 80 % педагогов не хотят уходить из своего коллектива и 66,8% считают свой коллектив сплоченным. Но проблемы еще существуют, так как 33,2% педагогов считают, что их коллектив не сплоченный и 17,3% педагогов хотели бы уйти в другую школу.

Методика «Диагностика эмоционального выгорания» (авторы К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой) позволяет определить степень выраженности профессионального выгорания по трем шкалам. Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше выражены различные стороны «выгорания». Первая шкала - «Эмоциональное истощение» - процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности. Здесь результаты следующие: Крайне низкий показатель у 39 педагогов, что составляет 12,5 %. Низкий показатель у 121 педагога (38,9%, средний показатель у 106 педагогов (34%, высокий показатель 35 педагогов (11,2%) и крайне высокий показатель у 2 педагогов (0,6%).

Вторая шкала – «Деперсонализация» (личностное отдаление) – форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям. Крайне низкий показатель у 133 педагогов, что составляет 42,7 %. Низкий показатель у 118 педагогов (37,9%, средний показатель у 46 педагогов (14,7%, высокий показатель 9 педагогов (2,8%) и крайне высокий показатель у 1 педагога (0,3%).

Третья шкала – «Редукция личных достижений» - снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство с собой, уменьшение ценности своей деятельности, осознание неуспеха в ней. Крайне низкий показатель у 36 педагогов, что составляет 11,5 %. Низкий показатель у 197 педагогов (63,3%, средний показатель у 69 педагогов (22,1%, высокий показатель 8 педагогов (2,5%) и с крайне высоким показателем нет. (Приложение 2).

Синдром эмоционального выгорания – это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Поскольку профессия педагога входит в группу риска выгорания, каждому учителю необходимо заботиться о себе, владея приёмами саморегуляции.

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления дыханием и мышечным тонусом. Она помогает снять эмоциональную напряжённость, активировать свою деятельность, восстановить силы. [6, с. 33]

К эффектам саморегуляции относятся:

• эффект успокоения (устранения эмоциональной напряжённости,

• эффект восстановления (ослабление проявлений утомления,

• эффект активизации (повышение психофизиологической активности).

Таким образом, профессиональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. [1, с. 16]

Библиографический список.

1. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов : диагностика, тренинги, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.

2. Бойко В. В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении. – СПб. : Питер, 2003. – 474 с.

3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания : диагностика и профилактика. – СПб. : Питер, 2008. – 358 с.

4. Горянина В. А. Психология общения. – М. : Академия, 2002. – 416 с.

5. Грабе М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. – СПб. : Речь, 2008. – 96 с.

6. Осухова Н. Г. Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2011. – 56 с.

7. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. – М. : Психотерапия, 2008. – 256 с.

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя» Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгоранияТренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синдром эмоционального выгорания у педагогов и его профилактика
Опубликовано: 8 октября 2020 в 11:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Синдром эмоционального выгорания у педагогов и его профилактика» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Халилова (УИ 1811262) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД