Tatyana
Синдром гиперактивности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Проблема гиперактивности у детей является актуальным направлением деятельности современной психологии и педагогики. Практика показывает, что в современном мире с этой проблемой сталкиваются большое количество родителей. Гиперактивность в большинстве случаев начинает проявляться с четырехлетнего возраста и продолжается до подросткового периода. Вывить данную проблему представляется возможным в период с 5 до 7 лет. Самые большие трудности поджидают таких детей с наступлением школьного периода. С наступлением семилетнего возраста усидчивость увеличивается, но как правило появляется новая проблема «недостаток внимания». Гипреактивным школьникам сложно сосредоточится и концентрировать внимание на чем-то одном, сложно взаимодействовать с педагогами, не отвлекаясь на сторонние предметы. Дошкольникам зачастую проявляют нетерпение, невнимательность, суетливость в движениях, беспокойный сон, отсутствие усидчивости, чрезмерную разговорчивость, трудности в коммуникации, желание что-то сломать, разрушить, вступить в конфликт.
Публикация «Синдром гиперактивности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
При более детальном рассмотрении вопроса возникает проблема в различии активных детей и гиперактивных. Они очень схожи: так же спешат, все время в движении, интересуются всем, громко разговаривают. Но схожесть их только внешняя. Основное отличие в том, что у гиперактивных детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Другими словами, начать движение ребенку очень легко, любой внешний раздражитель моментально вызовет возбуждение. А остановиться гиперактивному ребенку очень сложно. Модель его поведение не совеем произвольное. Действия подчинены импульсам, он сам не знает, почему сделал то или другое. Замечания взрослых или опасность не могут моментально затормозить его. Процесс торможения начинается сложно и не сразу. Его движение часто бесцельно, он не умеет подчинить себя выполнению определенных задач и контролировать свое поведение.
Гиперактивный ребенок – заложник своей нервной системы. Природа наделила его очень высокой потребностью в движении. При невозможно двигаться ребенок будет шевелить головой, руками, ногами, теребить вещи, выполнять монотонные движения, он не может спокойно сидеть. Слово «спокойно» для него наказание. Огромного количества энергии должно выйти. Сдерживание таких детей, скорее всего приведет через некоторое время к «взрыву».
О гиперактивности можно судить, если у ребенка до 7 лет проявляются большинство из этих признаков не менее полугода:
1. дефицит активного внимания;
2. постоянное движение, часто бесцельное и суетливое;
3. непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание;
4. неспособность контролировать силу голоса и темп речи. В диалоге ребенок перебивает других, глотает слова, теряет нить рассказа;
5. не слушает, когда к нему обращаются;
6. проблемы со сном: беспокойство, частое пробуждение;
7. с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;
8. гиперактивный ребенок часто находится в центре конфликтов, но возникают они по причине его импульсивности, а не агрессивности;
9. испытывает трудности в организации;
10. в приоритете - шумные подвижные игры;
11. часто теряет вещи;
12. потребность в большом пространстве: рисунок ребенка часто заходит за край листа. В школе он занимает большую часть парты, дома, играя - всю свободную поверхность;
13. избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;
14. частые ошибки при написании слов и в решении заданий, связанные с невнимательностью;
15. часто бывает забывчив.
Для выявления СДВГ необходимо провести диагностику с применением следующих методов:
1. клиническое обследование;
2. наблюдение за поведением;
3. диагностические опросники для родителей;
4. исследование неврологического статуса;
5. психологическое обследование с применением нейропсихологических и психометрических методов.
Педагогу не стоит приписывать гиперактивному ребенку негативные черты: упрямство, капризы, строптивость и агрессивность. Это - сверхподвижный невнимательный ребенок, которому труднее, чем другим, сдерживать свою активность, в этом он не виноват. Он подвержен этим особенностям не более других детей. Что касается агрессивных, капризных, демонстративных детей, то таким при определенных обстоятельствах может стать любой ребенок.
Воспитателям, работающим с гиперактивными детьми, следует руководствоваться следующими правилами:
1. не обращать внимание на мелкие шалости, сдерживать раздражение
и не повышать голос на детей, так как от шума возбуждение только усиливается;
2. при необходимости установите физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;
3. на занятиях посадите ребенка вперед, уменьшите влияние негативных отвлекающих факторов;
4. во время занятия предусмотрите возможность двигательной «разрядки» : занятия физическим трудом, попросите что-нибудь поднять, принести и тому подобное;
5. регулируйте его взаимоотношения со сверстниками, чаще хвалите, положительно оценивайте успешное окончания начатого дела.
Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта комплексная проблема требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Психологу и педагогу, необходимо разъяснить родителям о необходимости помочь ему. Взаимоотношения ребенка с близким взрослым поможет сгладить проявления повышенной двигательной активности. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.
Родителям таких детей можно дать следующие рекомендации:
1. в своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах;
2. избегайте повторений слов «нет» и «нельзя»;
3. говорите сдержанно, спокойно и мягко;
4. давайте только одно задание, чтобы он мог его выполнить;
5. для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
6. поощряйте ребенка за виды деятельности, требующие концентрации внимания;
7. поддерживайте дома четкий распорядок дня;
8. избегайте по возможности скопления людей;
9. во время игр ограничивайте ребенка одним партнером;
10. оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
11. давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию.
Синдром гиперактивности и дефицита внимания доставляет много неудобств и проблем для педагогов и родителей. Для коррекции такого поведения важно иметь достоверную информацию о СДВГ, его причинах и методах работы. Большую роль в достижении положительных результатов зависит от родителей, так как они способны понимать, принимать и любить своего ребёнка, который просто устроен по-другому.
Библиографический список:
1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. / И. Л. Арцишевская // М. : «Книголюб», 2003.
2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова // М. : «Медпрактика-М», 2002.
3. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети : психолого-педагогическая помощь / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко. // СПб. : «Речь», 2007.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер // М. : «ЧеРо», «Сфера», 2005.
5. Горячева Л., Кругляк Л. Гиперактивный ребенок — это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему. / Л. Горячева, Л. Кругляк // СПб. : «Весь», 2020.
6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина // СПб. : «Речь», «ТЦ Сфера», 2002.
7. «Молодой учёный». № 13.1 (199.1). Апрель 2018 г. с 61–63.
8. Романчук О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Практическое руководство. / О. И. Романчук // М. : «Генезис», 2016.
9. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. / А. Л. Сиротюк // М. : «Сфера», 2003.
10. Воропаева О. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Пути к взаимопониманию // О. В. Воропаева. Молодой ученый. 2019. № 43 (281) с. 234-236. URL : https://moluch.ru/archive/281/63275.