Татьяна Якимова
Открытое занятие по нетрадиционному рисованию в технике «граттаж» в старшей группе «Сияние Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ ДЕТСКИЙ САД «ЯГОДКА» П. ПРИИРТЫШСКИЙ ТОБОЛЬСКОГО РАЙОНА
ОТКРЫТОЕ КОМПЛЕКСНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
ЗАНЯТИЕ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ В СТИЛЕ «ГРАТАЖЖ»
«СИЯНИЕ СЕВЕРА»
Разработано воспитателем старшей группы : Т. Ю. Якимовой.
Вид деятельности: нетрадиционное рисование в стиле «гратажж» с использованием трафаретов.
Публикация «Открытое занятие по нетрадиционному рисованию в технике „граттаж“ в старшей группе „Сияние Севера“» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Открытые занятия. Конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Цели : Развивать творческие способности детей, закреплять приобретённые ранее знания. Учить использовать заранее приготовленную пластинку для гратажа, как начальную площадку для рисования, использовать трафарет для передачи основных форм композиции, дополнять очертания, передовая характерные особенности изображаемых предметов и силуэтов. Учить применять новые нетрадиционные формы и технические приёмы рисования.
Образовательные задачи:
• Систематизировать представления детей о жизни народов Севера.
• Совершенствовать умение соотносить частное и целое, заполнять области рисования, не прибегая к помощи технических средств рисования.
• Использовать нетрадиционные экспериментальные действия при создании графической композиции.
Развивающие задачи:
• Развивать внимательность, мыслительную активность, умение выдвигать гипотезы, делать выводы на основе наблюдений и практической деятельности
• Активировать и пополнять словарь детей, планировать свою работу
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность и интерес к экспериментальной нетрадиционной деятельности
Методы и приё мы:
• Актуализация знаний детей, моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации
• Непосредственное наблюдение и демонстрация опыта детьми
• Создание проблемной ситуации, рассматривание, напоминание, создание ситуации успеха, творческие упражнения, репродуктивные упражнения
• Использование дидактического пособия, моделирование результата экспериментальной деятельности, анализ соответствия, рефлексивный анализ, физкультминутка, индивидуальная работа, обращение к образу, визуально-сенсорное ограничение
Материалы:
• Макет «Север» с чумом и фигурками ненцев,
• Тарелочки с ягелем и клюквой,
• Видео письмо от детей Севера,
• Мультимедийное оборудование,
• Заранее приготовленные детьми пластинки для работы в технике «гратажж»,
• трафареты оленей,
• зубочистки,
• салфетки,
Ход занятия:
Дети сидят полукругом у стола, на котором стоит макет накрытый тканью - подарок.
-Ребята, сегодня на занятии мы с вами продолжим работу с волшебными картонками, которые приготовили на прошлом занятии.
А что это за подарок? Кому он и что в нем? Вам интересно, что в нем? Давайте же посмотрим и узнаем, кому он и от кого пришел?
Открывает сундучок, слышится волшебная музыка
Воспитатель открывает макет, изображающий северный пейзаж с чумом, стадом оленей и человеком в малице.
-Что это за чудо-коробочка? Ребята, вы знаете?
Давайте поближе рассмотрим, что здесь.
Вынимаем из макета человечка-ненца
-Какой красивый наряд у этого человека. Во что он одет?
( дети перечисляют: шуба с капюшоном, варежки, валенки)
-Ребята, это не просто шуба-это малица- национальная одежда ненцев, сшита она из шкур оленей, в ней не страшен даже самый сильный мороз. На ней вы не найдете пуговиц и других застежек- малица надевается через голову. А благодаря капюшону шапка ненцам не нужна. Малицы носят мужчины, а женщины носят такие же наряды, только длинные, они называются- парки. На ногах кисы- они тоже сшиты из шкур кого?
(оленей)
-Обратите внимание на лицо ненца- оно гладкое, без больших бугорков, чтобы северный ветер не повредил его, а глаза и рот тонкие, как след от ножа. Давайте посмотрим, где он живет?
Вынимаем домик-чум.
-Что за интересный дом, расскажите, какой он, похож ли на наши дома?
(дети сравнивают чум и одноэтажный дом, отмечают, что у чума совмещены крыша и стены, нет трубы, фундамента, окон и вместо дверей у него весит оленья шкура)
Далее рассматриваем оленя, отмечая цвет шкуры, форму рогов и собачью упряжку, вспоминая, что в нее ставят только самых сильный и выносливых собак.
-А как называются сани, в которые запряжены собаки? (нарты)
-Нарты бывают не только маленькие, для собак, но и большими- в них запрягают оленей, для перевозки тяжелых грузов. Мелкие вещи (посуду и другую кухонную утварь) перевозят в берестяных коробках.
Посмотрите, а у маленького человечка в руке сверток, давайте достанем его и посмотрим, что это.
Воспитатель вынимает сверток и читает.
«Дорогие ребята! Мы приглашаем вас к нам в гости на далекий Север!
У нас на севере сейчас очень холодно, лежит белый снег и стада оленей вырывают из под него вкусный мох-ягель, еще у нас растут карликовые деревья. За лето- вкусные ягоды: голубика, морошка, брусника, клюква. Здесь живут люди, которые не бояться лютых морозов, долгих ночей. Эти люди- ненцы. Мы ездим на собачьих упряжках, пасем оленей и живем в домах-чумах. Наши папы-меткие охотники-они охотятся на куропаток, песцов, лис и даже на медведей, а сетями ловят вкусную рыбу. Наши мамы умелые мастерицы- они шьют из шкур малицы, парки, штаны, кисы и все украшают узорами вышитыми бисером и мехом. Великие шаманы- хранители Севера отгоняют злых духов своими песнями у костра. Иногда и мы играем в шаманов, и также поем песни и прыгаем- танцуем у костров. Очень любим кататься на собаках. Стихотворение «Северное такси». Мы прислали вам видео письмо, где вы найдете наши фотографии и нашего Севера. Ждем вас в гости!» (смотрим по мультимедийному оборудованию видео – письмо от детей- ненцев под мелодию «Мы поедем, мы помчимся»)
-Ребята, а как мы доберемся до севера, ведь у нас нет оленьих упряжек и быстрых нарт? (дети предлагают разные варианты)
-У нас есть волшебный самолет, который живо перенесет нас на Север. (дети, рассмотрев самолет, закрывают глаза и переносятся под тихую музыку и стихотворение на Север)
-Ой, как тут холодно, вы замерзли? (Психорефлекторная игра «Согреемся у костра»)
(воспитатель зажигает свечи и дети греются)
-Войдемте в чем. А вот и хозяйка. (Достают макеты куклы) Она что-то варит в котелке на костре, понюхайте- чем это пахнет? (дети фантазируют, что может варить ненка, она ждет мужа- он должен вернуться с охоты, стучит ножом по столу- это значит, что стол чистый- и можно садиться кушать. В чуме нет стульев- ненцы едят сидя на шкурах подворачивая ноги под себя.
Не будем мешать ей, ведь у нее много дел, пока нет мужа, она главная в семье.
-Летом на Севере не бывает не бывает ночи, а зимой ночь длится очень долго- полгода. Такая ночь называется Полярной.
-А какие времена суток бывают у нас?
-Сейчас на Севере Полярная ночь, а Полярной ночью можно увидеть настоящее чудо- на темном небе вдруг вспыхивает яркий светлый огонек, он разрастается, искрится, переливается и освещает все небо- это называется Северное сияние.
(дети смотрят видеозапись с Северным сиянием)
-Стает очень холодно, ребята давайте вернемся в наш детский сад?
(на волшебном самолетике дети возвращаются в детский сад)
-Много интересного мы узнали побывав на Севере? А давайте нарисуем Север на наших волшебных картоночках. (дети вспоминают, как изготовить волшебный картон)
Мы будем рисовать не кистями и карандашами, а тоненькими палочками- эта техника процарапывания называется гратажж и помогут нам трафареты силуэт.
Дети приступают к процарапыванию, добавляя в рисунке образ чума и Северного Сияния. Звучит мелодия северных народов. После окончания работы дети любуются своими работами.
-Как хорошо, что в подарок нам останется этот кусочек Севера, но он будет не полным, ведь на нем нет Северного сияния.
Вдруг раздается волшебная музыка.
-Что это такое, ребята?
В макете зажигается Сияние и дети видят полную тарелку клюкву
-Это еще один подарок от северных ребятишек-полезная ягода-клюква.