Ирина Васильевна Тресковская
Школьная дезадаптация. Причины, проявления и профилактика
▼ Скачать + Заказать документы
«Школьная дезадаптация. Причины, проявления и профилактика!»
Термином «школьная дезадаптация» («школьная неприспособленность») фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе школьного обучения. К числу основных первичных внешних признаков врачи, педагоги и психологи единодушно относят физиологические проявления затруднений в учёбе и различные нарушения школьных норм поведения.
Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации :
Публикация «Школьная дезадаптация, Причины, проявления и профилактика» размещена в разделах
- Неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД)
; -Постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД);
-Систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД).
Проявления школьной дезадаптации.
На физиологическом уровне дезадаптация проявляется в повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, импульсивности, неконтролируемом двигательном беспокойстве (расторможенности) либо заторможенности, нарушениях аппетита, сна, речи (заикание, запинки). Нередко наблюдаются слабость, жалобы на головные боли и боли в животе, гримасничанье, дрожание пальцев рук, обгрызание ногтей и другие навязчивые движения и действия, а также говорение с самим собой, энурез.
На познавательном и социально-психологическом уровне признаками дезадаптации являются неуспешность учения, негативное отношение к школе (вплоть до отказа посещать её, к учителям и одноклассникам, учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх, упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности, своего отличия от других, заметная уединённость в кругу одноклассников, лживость, заниженная либо завышенная самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью.
Признаки дезадаптации :
- усталый утомленный вид ребенка;
- нежелание делиться впечатлениями;
- нежелание выполнять домашние задания;
- жалобы на события в школе;
- беспокойный сон;
- трудности утреннего пробуждения, вялость;
- постоянные жалобы нп плохое самочувствие и др.
Причины школьной дезадаптации :
Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность. Соматическая ослабленность ребенка. Нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов. Двигательные нарушения. Эмоциональные расстройства.
ВАЖНО! Дети тяжело переживают отрицательную оценку их взрослыми и сверстниками. Они не могут своевременно и адекватно реагировать на психотравмирующую ситуацию, что вызывает ранние детские неврозы, дезадаптивное поведение.
ВАЖНО! Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Также полезно общаться с учителем, который наблюдает непосредственное поведение ребенка в школе. Могут помочь и родители других детей, т. к. многие школьники рассказывают им о событиях в школе.
ВАЖНО! Для первого этапа школьной жизни характерно то, что ребенок подчиняется новым требованиям учителя, регулирующим его поведение в классе и дома, а также начинает интересоваться содержанием самих учебных предметов. Безболезненное прохождение ребенком этого этапа свидетельствует о хорошей готовности к школьным занятиям. Но далеко не все дети семилетнего возраста обладают ею. Согласно Н. В. Иванову, многие из них первоначально испытывают трудности и не сразу включаются в школьную жизнь.
Наиболее часто встречаются три типа трудностей:
Первый из них связан с особенностями школьного режима. Без должных привычек у ребенка появляется чрезмерная усталость, срывы в учебной работе, пропуск режимных моментов. Большинство шестилетних детей с психофизиологической стороны подготовлены к формированию соответствующих привычек. Необходимо только, чтобы учитель и родители понятно и четко выражали новые требования к жизни ребенка, постоянно контролировали их исполнение, принимали меры поощрения и наказания с учетом индивидуальных особенностей детей.
Второй тип трудностей, которые испытывают первоклассники, проистекает из характера взаимоотношений с учителем, одноклассниками, в семье. При всей возможной приветливости и доброте к детям, учитель все-таки выступает как авторитетный и строгий наставник, выдвигающий определенные правила поведения и пресекающий всякие отклонения от них.
Трудности Третий тип трудностей многие первоклассники начинают испытывать в середине учебного года. В начале они с радостью посещали школу, с удовольствием принимались за любые упражнения, гордились оценками учителя, сказывалась их общая готовность к овладению знаниями. Наиболее верный способ предупредить «насыщение» учением состоит в том, чтобы дети получали на уроках достаточно сложные учебно-познавательные задачи, сталкивались с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями.
Уровни адаптации:
Высокий уровень адаптации:
- первоклассник положительно относится к школе : -представляемые требования воспринимает адекватно; -учебный материал усваивает легко; -глубоко и полно овладевает программным материалом; - решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; -проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовиться ко всем урокам); -общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; -занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации:
-первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; -понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; -усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; -сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; -бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); -общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы.
Низкий уровень адаптации:
-первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе;
-нередки жалобы на нездоровье; -
наблюдаются нарушения дисциплины;
- объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно;
-самостоятельная работа с учебником затруднена;
-при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;
-к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль,
- систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;
-сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха;
- для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей;
-общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Рекомендации родителям.
- Будьте внимательным к ребёнку!
- Не предъявляйте завышенных требований!
- Обязательно беседуйте с ребёнком в конце дня о его школьных впечатлениях, открытиях, проблемах!
- Расскажите учителю, если после начала обучения Вы заметили изменения в поведении ребёнка дома!
- Следите за режимом дня ребенка!
- Ребёнок должен знать, что Ваша любовь к нему не зависит от результатов обучения!
Как вести себя с ребенком?
Старайтесь ничего не решать за ребенка. Для того чтобы он мог справляться с заданиями сам, научите его ставить правильные вопросы. Например: «Что необходимо сделать для того, чтобы это число разделить на три?». Правильно ответив на вопрос, ребенок ощутит подъем и радость от того, что сумел самостоятельно выполнить задание. Также это поможет ему найти собственные методы работы. Но и полностью оставлять ребенка без внимания тоже нельзя. Оставшись с уроками один на один, он вполне может застопориться на каком-то задании, не продвигаясь дальше. К тому же, дети нуждаются в одобрении того, что они сделали. Им просто необходим человек, который будет подпитывать их веру в собственные силы. Поэтому не забывайте хвалить ребенка за хорошо выполненную работу и не наказывайте, слишком строго за неудачи. Излишняя строгость и требовательность не приведет к положительным результатам.