Лучший педагог года

Школьная дезадаптация. Причины, проявления и профилактика

Ирина Васильевна Тресковская
Школьная дезадаптация. Причины, проявления и профилактика
▼ Скачать + Заказать документы

«Школьная дезадаптация. Причины, проявления и профилактика

Термином «школьная дезадаптация» («школьная неприспособленность») фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе школьного обучения. К числу основных первичных внешних признаков врачи, педагоги и психологи единодушно относят физиологические проявления затруднений в учёбе и различные нарушения школьных норм поведения.

Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации :

Публикация «Школьная дезадаптация, Причины, проявления и профилактика» размещена в разделах

- Неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД)

; -Постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД);

-Систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД).

Проявления школьной дезадаптации.

На физиологическом уровне дезадаптация проявляется в повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, импульсивности, неконтролируемом двигательном беспокойстве (расторможенности) либо заторможенности, нарушениях аппетита, сна, речи (заикание, запинки). Нередко наблюдаются слабость, жалобы на головные боли и боли в животе, гримасничанье, дрожание пальцев рук, обгрызание ногтей и другие навязчивые движения и действия, а также говорение с самим собой, энурез.

На познавательном и социально-психологическом уровне признаками дезадаптации являются неуспешность учения, негативное отношение к школе (вплоть до отказа посещать её, к учителям и одноклассникам, учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх, упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности, своего отличия от других, заметная уединённость в кругу одноклассников, лживость, заниженная либо завышенная самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью.

Признаки дезадаптации :

- усталый утомленный вид ребенка;

- нежелание делиться впечатлениями;

- нежелание выполнять домашние задания;

- жалобы на события в школе;

- беспокойный сон;

- трудности утреннего пробуждения, вялость;

- постоянные жалобы нп плохое самочувствие и др.

Причины школьной дезадаптации :

Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность. Соматическая ослабленность ребенка. Нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов. Двигательные нарушения. Эмоциональные расстройства.

ВАЖНО! Дети тяжело переживают отрицательную оценку их взрослыми и сверстниками. Они не могут своевременно и адекватно реагировать на психотравмирующую ситуацию, что вызывает ранние детские неврозы, дезадаптивное поведение.

ВАЖНО! Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Также полезно общаться с учителем, который наблюдает непосредственное поведение ребенка в школе. Могут помочь и родители других детей, т. к. многие школьники рассказывают им о событиях в школе.

ВАЖНО! Для первого этапа школьной жизни характерно то, что ребенок подчиняется новым требованиям учителя, регулирующим его поведение в классе и дома, а также начинает интересоваться содержанием самих учебных предметов. Безболезненное прохождение ребенком этого этапа свидетельствует о хорошей готовности к школьным занятиям. Но далеко не все дети семилетнего возраста обладают ею. Согласно Н. В. Иванову, многие из них первоначально испытывают трудности и не сразу включаются в школьную жизнь.

Наиболее часто встречаются три типа трудностей:

Первый из них связан с особенностями школьного режима. Без должных привычек у ребенка появляется чрезмерная усталость, срывы в учебной работе, пропуск режимных моментов. Большинство шестилетних детей с психофизиологической стороны подготовлены к формированию соответствующих привычек. Необходимо только, чтобы учитель и родители понятно и четко выражали новые требования к жизни ребенка, постоянно контролировали их исполнение, принимали меры поощрения и наказания с учетом индивидуальных особенностей детей.

Второй тип трудностей, которые испытывают первоклассники, проистекает из характера взаимоотношений с учителем, одноклассниками, в семье. При всей возможной приветливости и доброте к детям, учитель все-таки выступает как авторитетный и строгий наставник, выдвигающий определенные правила поведения и пресекающий всякие отклонения от них.

Трудности Третий тип трудностей многие первоклассники начинают испытывать в середине учебного года. В начале они с радостью посещали школу, с удовольствием принимались за любые упражнения, гордились оценками учителя, сказывалась их общая готовность к овладению знаниями. Наиболее верный способ предупредить «насыщение» учением состоит в том, чтобы дети получали на уроках достаточно сложные учебно-познавательные задачи, сталкивались с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями.

Уровни адаптации:

Высокий уровень адаптации:

- первоклассник положительно относится к школе : -представляемые требования воспринимает адекватно; -учебный материал усваивает легко; -глубоко и полно овладевает программным материалом; - решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; -проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовиться ко всем урокам); -общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; -занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации:

-первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; -понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; -усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; -сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; -бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); -общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы.

Низкий уровень адаптации:

-первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе;

-нередки жалобы на нездоровье; -

наблюдаются нарушения дисциплины;

- объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно;

-самостоятельная работа с учебником затруднена;

-при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;

-к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль,

- систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;

-сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха;

- для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей;

-общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Рекомендации родителям.

- Будьте внимательным к ребёнку!

- Не предъявляйте завышенных требований!

- Обязательно беседуйте с ребёнком в конце дня о его школьных впечатлениях, открытиях, проблемах!

- Расскажите учителю, если после начала обучения Вы заметили изменения в поведении ребёнка дома!

- Следите за режимом дня ребенка!

- Ребёнок должен знать, что Ваша любовь к нему не зависит от результатов обучения!

Как вести себя с ребенком?

Старайтесь ничего не решать за ребенка. Для того чтобы он мог справляться с заданиями сам, научите его ставить правильные вопросы. Например: «Что необходимо сделать для того, чтобы это число разделить на три?». Правильно ответив на вопрос, ребенок ощутит подъем и радость от того, что сумел самостоятельно выполнить задание. Также это поможет ему найти собственные методы работы. Но и полностью оставлять ребенка без внимания тоже нельзя. Оставшись с уроками один на один, он вполне может застопориться на каком-то задании, не продвигаясь дальше. К тому же, дети нуждаются в одобрении того, что они сделали. Им просто необходим человек, который будет подпитывать их веру в собственные силы. Поэтому не забывайте хвалить ребенка за хорошо выполненную работу и не наказывайте, слишком строго за неудачи. Излишняя строгость и требовательность не приведет к положительным результатам.

Публикации по теме:

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Фотоотчёт о квест-игре «День спонтанного проявления доброты» в подготовительной группеФотоотчёт о квест-игре «День спонтанного проявления доброты» в подготовительной группе 17 февраля отмечаемый по всему миру ежегодно "День спонтанного проявления доброты". Этот праздник ведет свою историю из США, но сегодня.

Конспект интегрированной НОД «День проявления доброты» для второй младшей группыКонспект интегрированной НОД «День проявления доброты» для второй младшей группы Цель: Создание условий для развития в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра.

Конспект НОД «День спонтанного проявления доброты» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «День спонтанного проявления доброты» для детей старшего дошкольного возраста Цель: сформировать представление о нравственных нормах отношений с окружающими и о доброте как важном качестве человека, о доброжелательности,.

Конспект занятия «Мы все разные, но мы равны» ко Дню спонтанного проявления доброты на МAAM Цели: формирование понятия толерантность, представления о качествах личности, необходимых для общения, воспитание терпеливости по отношению.

Консультация для родителей «Причины детско-родительских конфликтов» .

Причины неуспеваемости школьников Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной.

Сценарий праздника «17 февраля — День спонтанного проявления доброты»Сценарий праздника «17 февраля — День спонтанного проявления доброты» Без добра на этом свете Жить не могут даже дети! Потому что доброта- Бескорыстная черта! Нас бы не было сейчас Будь она чужой для нас! Мы.

Школьная олимпиада по астрономии Олимпиада школьников по астрономии 1. Какое утверждение ошибочно? Ответ обосновать 1) Кометы светятся, так как ядро кометы раскаляется и.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Школьная дезадаптация. Причины, проявления и профилактика
Опубликовано: 17 января 2023 в 10:12
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Школьная дезадаптация. Причины, проявления и профилактика» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Васильевна Тресковская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД