Костина Наталья Петровна
Алгоритм работы с кровными родителями воспитанников детского дома и кандидатами в замещающие родители
▼ Скачать + Заказать документы
Республика Хакасия в составе Российской Федерации
Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом «Ласточка»
Алгоритм работы с кровными родителями воспитанников детского дома
и кандидатами в замещающие родители
Публикация «Алгоритм работы с кровными родителями воспитанников детского дома и кандидатами в замещающие родители» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Конечной целью нашего учреждения является реализация права ребенка на проживание и воспитание в условиях семьи. В соответствии с этой целью выделяются две основные задачи: либо возвращение ребенка в кровную семью (с предварительной реабилитацией и восстановлением родителей в родительских правах, либо жизнеустройство детей в замещающие семьи. Решение этих задач происходит при тесном сотрудничестве сотрудников детского дома с ООиП и предполагает следующие процедуры:
- реабилитация кровной семьи и ее сопровождение для предотвращения рецидивов, а также восстановление детско-родительских отношений;
- подготовка и сопровождение замещающих родителей;
- комплексная реабилитация детей, включающая в себя наряду с социально-педагогическими, психологические и медицинские аспекты;
- подготовка детей к переходу на воспитание в замещающие или биологические семьи.
Схематически алгоритм данной работы можно представить в следующем виде:
1. На основании анализа внутрисемейной ситуации и при выявляющихся тенденциях, способствующих восстановлению нарушенных внутрисемейных отношений, социальный педагог устанавливает контакт с биологической семьей. Проводится ряд встреч, направленных на достижение позитивных изменений и восстановление семьи.
2. Психологом проводится реабилитационно-коррекционная работа с членами семьи по рефлексии прошлого опыта воспитания ребенка, допущенных ошибок, программирования дальнейших взаимоотношений, коррекции ожиданий, поддержке. Проводится работа с ребенком по устранению последствий психологической травмы, подготовке ребенка к встрече с семьей, возврату на воспитание в родную семью.
3. При условии положительной динамики в развитии ситуации, основными признаками которой становятся трудоустройство родителей, прохождение ими лечения и т. п., семье предоставляется возможность принимать ребенка на каникулы, в выходные дни. А при стабилизации ситуации ребенок возвращается в семью.
4. При невозможности реабилитировать семью, нежелании семьи идти на контакт начинается процесс подготовки ребенка к помещению в замещающую семью. Для снижения риска вторичного социального сиротства семье необходимо пройти ряд предварительных процедур, среди которых обязательным является обучение кандидатов по специальной программе. На период адаптации ребенка к семье рекомендуется оформление «гостевого режима», а при передачи ребенка на воспитание в замещающую семью предусматривается предоставление психолого-педагогической помощи на период адаптации ребенка и семьи к совместному проживанию.
5. Также в комплекс мероприятий по обеспечению прав ребенка-сироты на воспитание в семье входит рекламно-просветительская работа : выступление в прессе, на телевидении, подготовка рекламных роликов, организация встреч с волонтерами и другими заинтересованными лицами с целью формирования позитивного образа детей-сирот и т. п.
6. Как правило, дети, изъятые из неблагополучных семей, остро нуждаются в комплексе реабилитационных мероприятий, включающие в себя социально-педагогические, психологические и медицинские аспекты. Поэтому подготовке детей к переходу на воспитание в семью предшествует реабилитационный этап, включающий оказание психолого-медико-педагогической помощи ребенку. Для этого проводится комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка, основываясь на заключении которого определяются дальнейшие пути коррекционно-развивающей работы и медицинской помощи. В группу сопровождения ребенка, помимо воспитателей, входят социальный педагог, педагог-психолог, дефектолог, логопед, педиатр.
7. Непосредственно психолого-педагогическая подготовка детей к переходу на воспитание в замещающую семью включает в себя цикл занятий, направленных на:
- понимание детьми разницы между биологическим и психологическим родительством;
- формирование представлений о жизни в семье, семейных отношениях, ролях, правах и обязанностях членов семьи;
- научение ребенка позитивной модели поведения в семье;
- обучение эффективным формам общения и взаимодействия детей и взрослых;
- беседа с кандидатами с целью изучения их индивидуальных особенностей, особенностей их семейного уклада, правил, установленных в семье и т. п. Собеседование с кандидатами включает в себя выслушивание кандидатов сведений об их актуальной ситуации, помощь в осознании своей мотивации к принятию ребенка, информирование о необходимости прохождения подготовки в замещающие родители. В результате качественного информирование граждан сотрудниками детского дома и ООиП происходит дифференциация запроса, что, в свою очередь, помогает гражданам начать взвешивать и определять свои возможности. Это, в свою очередь, в долгосрочной перспективе становится одним из факторов более взвешенного принятия решения о приеме в семью ребенка-сироты.
- заочное знакомство ребенка с замещающими родителями (рассказ о семье, описание членов семьи, фото);
- личное знакомство ребенка и кандидатов с обеспечением комфортных условий для посещения;
- наблюдение за общением ребенка и кандидатов и обучение эффективным формам общения и взаимодействия детей и взрослых. В зависимости от ситуации, консультирование кандидатов в замещающие родители и их кровных детей по проблеме взаимодействия с их приемными братьями/сестрами может быть как разовым, так и длительным. Своевременно полученные знания кандидатами в замещающие родители позволяют в период взаимной адаптации семьи и ребенка избежать конфликтов, создать благоприятную атмосферу в семье. У кандидатов формируется адекватная позиция в отношении своих потенциальных возможностей при принятии в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
- психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей (телефонные звонки, посещение семьи, консультации для детей и замещающих родителей, мониторинг состояния и развития ребенка, принятого в семью). Специалистами выдаются рекомендации по построению конструктивных взаимодействий с детьми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.