Раиса Диль
Индивидуальный социально-личностный проект «Школа шахматистов»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Нягань детский сад №7 «Журавлик»
Школа Шахматистов
Социально- личностный проект
Участник проекта
Шавалиева Регина
Подготовительная к школе группа
Руководитель проекта :
Диль Раиса Минвагизовна
Воспитатель
Нягань, 2021
Оглавление
Введение… 3
Основной текст…. 5
Заключение…. 11
Список литературы….….12
Введение
Публикация «Индивидуальный социально-личностный проект „Школа шахматистов“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Однажды в детском саду я взяла шахматы, села за стол, открыла книгу и стала расставлять шахматные фигуры. Дети меня спросили, что я делаю? Я пояснила, что я разбираю партию Капабланки, из моей любимой книги. Когда дети открыли книгу, то очень удивились. Лиза сказала: Ой, в книге нарисованы шахматная доска и фигуры. Миша сказал: «Я ничего не понимаю!» Я объяснила, в этой книге 30 партий Капабланки, называется книга «Шахматная школа Хосе Рауля Капабланки». Хосе Рауль Капабланка- это мой любимый шахматист. Эту книгу мне подарил мой тренер по шахматам Сергей Александрович, чтобы я совершенствовала свои умения и готовилась к шахматному турниру в городе Ханты-Мансийске. Ребята заинтересовались и стали наблюдать за моими действиями, а потом попросили меня научить их так же играть в шахматы. Как же я вас научу? Я же не тренер по шахматам! Но ребята настаивали. И мы решили открыть в группе школу шахматистов. А как это сделать мы не знали.
Гипотеза: Мы предположили, что если мы откроем в группе школу шахматистов, то дети смогут научиться играть в шахматы.
Объект исследования: Обучение детей игре в шахматы.
Предмет исследования: Шахматы.
Цель проекта : Научить детей играть в шахматы.
Задачи проекта :
1. Выяснить, какие условия нужны для открытия школы шахматистов в группе.
2. Открыть в группе школу шахматистов.
3. Учить детей играть в шахматы.
4. Организовать шахматный турнир между детьми.
5. Сделать выводы.
Этапы исследования:
Подготовительный этап:
1. Формулирование целей, задач исследования.
2. Сбор информации о шахматах, условиях открытия в группе школы шахматистов.
Основной этап:
1. Экскурсия в шахматный клуб «Дебют».
2. Подготовить необходимое оборудование для школы шахматистов.
3. Записать детей в школу шахматистов.
4. Провести опрос детей.
5. Организовать обучение детей игре в шахматы.
6. Проведение шахматного турнира в группе.
Заключительный этап:
1. Формулировка выводов.
2. Формулировка новой проблемы.
3. Презентация проекта.
Основной текст
За помощью я решила обратиться к своему тренеру. Сергей Александрович очень хороший тренер, сильный по шахматам, может поставить мат в Цейтнот, за быстрое время, за 4-5 секунд в эндшпиле. Он объяснил мне, что для того, чтобы детском саду открыть школу шахматистов, нужны шахматы, столы, стулья, часы. И конечно в школе должны быть ученики и учитель (или тренер по шахматам).
Раиса Минвагизовна помогла нам организовать в группе уголок шахматистов : прикрепили на стену большую магнитную доску с комплектом шахматных фигур, купили 8 наборов шахмат, 2 набора настольных магнитных шахмат, часы.
В мою школу записалось 8 детей. Я стала думать, как же мне их учить, с чего начать? И я снова обратилась за помощью к своему тренеру. Сергей Александрович мне посоветовал прежде чем начать занятия в школе узнать, что умеют и знают дети о шахматах. Мы составили таблицу. Я провела опрос детей.
Таблица умений детей играть в шахматы
Умения
Фамилия
имя
ребёнка Название шахматных фигур
Как фигуры расставлять на поле? Как ходят фигуры Умеет ориентироваться на шахматной доске Правила игры История шахмат
Лера Хохрина - - - - - -
Милана
Туракулова + + + - - -
Юля
Никитина + + + + + -
Алиса
Мамутина - - - - - -
Ирфан
Абдуллаев - - - - - -
Дима
Рудый + + + + + -
Илья
Калашников + + + + + -
Дарина
Шадрина + + + + + -
Поговорив с ребятами, я узнала, что три ребенка совсем не умели играть в шахматы. Остальные ребята умели расставлять фигуры на поле, знали название фигур, знали, как ходят некоторые фигуры. Юля, Дима, Илья и Дарина умели ориентироваться на шахматной доске. Но дети плохо знали правила игры и совсем ничего не могли сказать об истории шахмат.
Таким образом, я узнала, как построить мою работу с детьми. Сначала я решила познакомить детей с историей шахмат.
Я рассказала, что шахматы появились в стране Индия, очень давно и назывались чатуранга. Эта была военная игра, в которую играли четверо, по два человека с каждой стороны. Фигуры располагались в углах, движение фигур определялось бросанием игральных костей. Далее на смену чатуранге пришла двухсторонняя игра шатрандж, где игроки уже сами, без бросания костей, определяли, как им ходить.
В древние века шахматы могли иметь абсолютно разную форму и были совсем не похожи на современные. Шахматные фигуры были в виде драконов, всадников, мифических существ, животных, людей.
Сейчас шахматы одна из самых популярных интеллектуальных игр, которой увлекаются люди во всех уголках нашей планеты. Шахматы - это не только игра, но и вид спорта, по ним проводятся турниры, есть свои чемпионы.
Раиса Минвагизовна рассказала нам, что в нашем округе тоже есть спортивная сборная команда по шахматам, в состав сборной входят не только взрослые спортсмены, но и дети. У нас появилось огромное желание поскорее научиться играть, и войти в состав сборной команды ХМАО!
Затем я познакомила ребят с шахматной доской и шахматными дорожками. Чтобы им легко было ориентироваться на шахматной доске и запоминать все обозначения мы играли с ними в игры «Диагональ», «Вертикаль», «Горизонталь», «Кубики- поля», «Волшебный кармашек», «Строители», «Посади цветок», «Змейка».
Затем учились правильно называть все шахматные фигуры. Для детей, которые не знают, или иногда путают фигуры я подобрала игры: «Волшебный мешочек», «Какой фигуры не хватает?», «Угадай–ка», «Шахматная шкатулка». Чтобы дети не путались и правильно расставляли фигуры на шахматной доске мы играли в игры «Найди домик для фигуры», «Кто быстрее?», «Куча-мала», «Ряд», «Прятки», «Над головой», «Шахматный город».
А также выучили с ребятами стихотворение:
Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены,
Наши славные слоны.
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
Всем этим играм меня научил мой тренер.
Итак, ребята выучили названия шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, научились ориентироваться на шахматной доске, умеют расставлять шахматы в начальное положение.
А дальше нужно было учиться играть! С чего начать? Я нашла об этом мнения авторитетных гроссмейстеров.
«Первое, что необходимо для изучающего игру, это - освоиться с силой фигур», - учил экс-чемпион мира Хосе-Рауль Капабланка.
Но как лучше всего это сделать? Вот что советует русский шахматный мастер, один из сильнейших шахматистов мира Александр Дмитриевич Петров: «Начиная играть в шахматы, сначала нужно учить ходы фигур по одиночке. Усвоив ходы, учиться маневрировать двумя фигурами, потом тремя и так далее…».
Я решила последовать мнению выдающихся гроссмейстеров, и мы с ребятами стали осваивать правила хода и взятия каждой фигуры. В этом нам помогли игры, которые я придумала сама. Например, игра «Помоги лисе поймать зайца» (лиса - это ферзь, заяц-ладья). Цель игры: Ферзь должен съесть ладью, «Лиса против волка» (лиса- слон, волк -ферзь). Цель: волк должен съесть лису. «Оседлай коня» (Бармалей- ладья, конь – конь). Цель игры: Бармалей- ладья должен оседлать коня, «Чудовище и царевна» (царевна- пешка, чудовище- конь). Цель игры: царевне нужно не попасть в лапы чудовища.
Во время игр я знакомила детей с правилами игры:
-Играть нужно молча, не спеша.
-Нельзя мешать думать партнёру.
-Нельзя подсказывать игрокам.
-Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывать варианты.
-Если выигрываешь, нельзя насмехаться на партнёром и зазнаваться.
-Если проиграешь не стоит расстраиваться- даже лучшие шахматисты
мира потерпели в своей жизни много поражений.
-После окончания парии, проигравший пожимает руку противника - это дань уважения.
Дети стали играть между собой. Результаты игр мы заносили в таблицу.
Таблица результатов игр детей в шахматы
Фамилия имя ребёнка Количество игр Победы Ничья
Лера Хохрина 8 2
Милана Туракулова 6 2
Юля Никитина 12 3 2
Алиса Мамутина 7 1
Ирфан Абдуллаев 8 2
Дима Рудый 14 8 4
Илья Калашников 12 5
Дарина Шадрина 16 15
Когда дети научились играть, мы организовали шахматный турнир, чтобы выявить среди детей школы победителей. Пригласили Наталью Вячеславовну, воспитателя нашего детского сада, для судейства. Восемь детей - это четыре тура по два человека, чтобы все дети со всеми поиграли. Победители турнира: Дарина-1 место, Дима-2 место, Юля-3 место. Сразу после окончания турнира я предложила Дарине сыграть со мной партию. Как победитель Дарина играла белыми.
Мы играли Дебют четырех коней. Этот дебют неоднократно встречается в партиях чемпионов мира Хосе Рауля Капабланки и Михаила Ботвинника. Я выиграла Дарину за восемнадцать ходов. Главная ошибка моего соперника была в том, что с начала игры она позволила мне занять инициативу на королевском фланге и захватить ключевое поле в центре. А далее двойной удар на короля и ферзя, ну а потом уже мат.
Заключение
В заключении можно сделать вывод, что за время работы над проектом мы смогли открыть школу шахматистов и научить детей играть в шахматы. Цель достигнута. Гипотеза подтвердилась.
Но работа в школе будет продолжена. Нам еще нужно разобрать все парии из книги Хосе Рауля Капабланки. Я хочу познакомить детей с выдающимися шахматистами, чемпионами мира по шахматам. А также планирую сводить ребят на экскурсию в шахматный клуб «Дебют», и познакомить их со своим тренером. Ведь скоро мы пойдем в школу, а ребятам нужно будет дальше учиться играть в шахматы.
Список использованной литературы
1. Шахматы – школе/ Сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев; Под ред. Б. С. Гершунского, Н. В. Крогиуса, В. С. Хелемендика. - М. : Педагогика,1991.-336с.
2. Капабланка Х. Р. Шахматная школа Хосе Рауля Капабланки. -М. Ф: «RUSSIAN CHESSHOUSE/ Русский Шахматный Дом», 2018.-112с. (Библиотечка шахматиста).
3. Сухин Игорь Георгиевич Шахматы. Полный курс для детей- Шахматы Большой самоучитель для детей /И. Г. Сухин. -Москва: Издательство АСТ. 2017.-160с. : ил. -(Шахматная школа)
4. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких : Книга- сказка для совместного чтения родителей и детей. -М. : ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ»-2000.-288с.