Лариса Ивенина
Консультация для воспитателей «Формирование у детей привычек к ЗОЖ во время ООД»
Дошкольный возраст является сензитивным периодом в жизни ребенка для формирования фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование у детей привычек к ЗОЖ во время ООД“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Мой опыт работы по решению сохранения и укрепления здоровья дошкольников в ДОУ опирается, прежде всего, на использование комплексного подхода в оздоровление детей через применение здоровьесберегающих технологий. Система работы выстроена таким образом, чтобы учитывать возрастные, физические и психологические особенности детей дошкольного возраста.
В работе придерживаюсь следующих принципов:
- Доступность (учет возрастных особенностей);
- Систематичность (повторение усвоенных правил и норм);
- Последовательность (от простого - к сложному);
- Наглядность (учет особенностей мышления);
-Динамичность (интеграция программы в разные виды деятельности);
Основные мероприятия, в которых реализуются задачи по формированию привычки к здоровому образу жизни это - ООД, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования, праздники, все виды детской деятельности
Через организованную деятельность «Окружающий мир».
Включаем такие темы как «Чтобы зубы были крепкими», «Красивая осанка», «Чистота рук - залог здоровья» и т. д. Использую беседу с детьми, как средство систематизации и уточнения, представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни. Благодаря беседе, знания детей становятся четче, осмысленнее.
Игровая деятельность.
Именно дидактические и ассоциативные игры позволяют мне сделать процесс обучения более ярким, занимательным, так как та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной деятельности для детей. В дидактических играх, например, «Разложи по порядку» (режим дня, «Оденем куклу на прогулку» (закрепление КГН, «Что такое хорошо, что такое плохо», не только закрепляю ранее полученные умения, навыки и знания, но создаю ситуацию успеха у каждого ребенка и как следствие позитивный настрой и желание действовать также.
Режимные моменты.
Утренняя гимнастика - важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. В утреннюю гимнастику с традиционным комплексом в обязательном порядке включается упражнения для профилактики нарушений осанки, плоскостопия; оздоровительный бег и релаксация. В отсутствии инструктора по физической культуре работа продолжается, закрепляются умения в выполнении упражнений. В летний период утренняя гимнастика проводится на свежем воздухе.
Ещё одной формой приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима, которую я ежедневно использую в работе с детьми, является гимнастика после дневного сна. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. На закаливающих процедурах, массажных мероприятиях, дыхательной и пальчиковой гимнастике отмечаю приятные ощущения, которые получили дети. Например, при хождении по «дорожкам здоровья» говорим о необычных, каждый раз меняющихся чувствах в стопе при наступании, что таким образом мы учим ножку правильно наступать и воздействуем на точки (биологически активные, находящиеся на стопе, а значит, оздоравливаем весь организм. Во время дыхательной гимнастике отмечаю не только положительное влияние на органы дыхания, но и на воздействие на весь организм, путем насыщения клеток кислородом и т. д.
Даже завтрак, обед и ужин становится увлекательным, интересным и полезным, когда дети получают информацию о пользе того или иного продукта или каши, так как в них содержаться полезные вещества и витамины, одновременно учим названию блюд.
Тематические беседы
Во время режимного момента прием детей провожу беседы с детьми по закреплению КГН, рассматриваем картинки: «Витамины в каждом кусочке», «Я болезни не боюсь – закаливанием я лечусь» и т. д.
Прогулка.
Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении, оказывает оздоровительный эффект. На прогулках я провожу с детьми наблюдения за природой, индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, игры-забавы и физические упражнения, закрепляю знания, полученные на занятиях.
Проводя наблюдение за растениями дети закрепляют знания о их лекарственных свойствах, за солнцем – о благотворном влиянии солнца на здоровье человека, за животными – закрепляем меры безопасного поведения с животными на улице.
Трудовая деятельность.
Для детей каждой возрастной группы определены трудовые обязанности, приучаю не только добросовестно выполнять эти обязанности, но и осознавать их значимость для своего здоровья, для здоровья окружающих. Детей привлекаю к посильному труду при выполнении поручении «Соберем листву, шишки», «Разложи дорожку здоровья» и т. д
Самостоятельные игры детей в вечернее время
Рекомендую детям следующие игры «Наши помощники органы чувств», «Помоги полечить зайку или куклу».
Художественная литература.
Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Для привития культурно-гигиенических навыков использовала потешки, сказки.
В группе имеется физкультурный уголок, в котором находится спортивный инвентарь, массажеры, мячи,флажки и т. д.
Работа с родителями.
Огромную роль в воспитании по ЗОЖ играет и семья.
Родителей знакомим с содержанием работы группы, вовлекаем их в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. В работе я использую традиционные формы работы - родительские собрания, например, на тему «Формирование привычки к здоровому образу жизни»; консультации, одна из которых «Одевание детей по погоде – профилактика простудных заболеваний»; оформляю папки – передвижки и уголок здоровья на темы, связанные с главной задачей: «Естественные витамины», «Профилактика гриппа», «Дети и спорт», и т. д
Я считаю, что созданная система позволяет качественно решать задачи по формированию привычки здорового образа жизни у дошкольников.
Таким образом, с младшего возраста формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. Поэтому формирование привычки к ЗОЖ является той профилактикой, которая необходима каждому человеку. А становление такой привычки в детстве станет залогом здоровой, счастливой и продолжительной жизни наших, пока еще маленьких, детей.