Лариса Сальникова
Сценарий народного праздника «Широкая масленица» для старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8.
г. Володарск Нижегородская область
«Широкая масленица.
Сценарий народного праздника Старший дошкольный возраст.
Составила музыкальный руководитель: Сальникова Лариса Валерьевна
Публикация «Сценарий народного праздника „Широкая масленица“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цель: Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.
Задачи:
1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.
2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.
3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.
4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
Масленица — это веселые проводы зимы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
Возраст детей : 5-7 лет.
Одна старшая и одна подготовительная группы
Актуальность:
В настоящее время, педагогам предоставляется возможность творческого подхода к воспитательно- образовательному процессу. И, конечно, на современном этапе невозможно обойти огромный пласт истории народа, его культуру, искусство, традиции, обычаи, праздники – богатейший материал для работы с детьми. Ребенок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В тоже время, недостатки развития и воспитания в этот период жизни, трудно восполнить в последующие годы. Национальное достояние несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости и народную педагогику.
В основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы большое внимание уделяется воспитанию в детях духовно-нравственной культуры и патриотических чувств: любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия- великая многонациональная странна с героическим прошлым и счастливым будущим.
В наше время, когда активно возрождается церковная культура, христианские ценности, очень важна роль работы педагогов дошкольных учреждений. Именно в детском саду есть прекрасная возможность для приобщения детей к традиционной народной культуре и формирования основы для её воссоздания. Несложно изо дня в день знакомить дошкольников с разными её аспектами, руководствуясь народным календарём. В каждой группе есть уголок ряжения, который может включать элементы русских народных костюмов – прекрасное подспорье для сюжетно-ролевых игр. В течение рабочего дня незаменимы аудиозаписи народных песен, мелодий, сказок, потешек, считалок, колыбельных. Занимаясь с детьми изобразительной деятельностью важно делать акцент на произведениях русского декоративно-прикладного искусства, живописи, познакомить с национальной игрушкой. В уголке книг целесообразно выделить место для устного народного творчества и других жанров русской литературы. Для дошкольников любого возраста можно создать картотеку русских народных игр. Знакомство дошкольников с историей своего народа естественным образом легче проходит через знакомство с традициями проведения русских праздников. Ведь это не просто веселье, а вековая культурная практика приобщения подрастающего поколения к русским обычаям. В детских учреждениях часто проводится Масленица, как весёлое развлечение с непременным вкусным атрибутом – блинами. И дети воспринимают её именно так. А ведь у Масленицы есть и более глубокий смысл, традиции. В этой связи важно предварительно провести знакомство детей с традициями Масленицы, обычаями каждого её дня.
Форма проведения: Народный праздник.
Виды деятельности: Слушание музыки: «Байновская кадриль», хоровод: «Метелица»р. н. м., пение: «Ой – да, Масленица» р. н. м., «Ой вставала, я ранёшенько» р. н. п., «Блины» р. н. м. танец: «Сударушка» р. н. м., «Кадриль» р. н. м., игры:
«Гори, гори ясно» р. н. м., «Ручеёк» р. н. м., инсценировка стихотворения С. Михалкова: «Как мужик корову продавал».
Нацеленность на результат:Знакомство с традициями родной страны, развитие кругозора, эстетической восприимчивости, получение ярких впечатлений от праздника.
Описание требований к знаниям, умениям и навыкам: Дети: получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; познакомились с предметами быта старинной русской избы; приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.
Качества личности: Любознательность, уверенность в себе, ответственность за себя и задругих, дисциплинированность, патриотизм, уважение к старшим и друг к другу.
Ход праздника:
Звучит музыка: «Байновская кадриль» дети заходят в зал, имитируя гуляние, садятся на скамейки. Выбегают скоморохи.
Приветствие:
1 Скоморох: Гей! Веселей собирайся народ, нынче масленица в гости идёт.
Спешите, спешите, спешите, друзей с собою захватите.
2 Скоморох: Тары – бары, тары – бары, выходите во дворы.
Будем пляски начинать, будем масленку встречать.
Дети встают полукругом.
Вед: Ай –да, зимушка – зима, зима славная была.
Но пришла пора проститься, да с весною подружиться.
1 Реб: Зима – ледяна, зима – студяна, пришла и твоя пора уходить со двора
2 Реб: Русскую зиму проводить нужно, задорно, весело и дружно.
Хоровод: «Метелица» р. н. м.
(после песни, дети садятся на места)
Завязка сюжета:
Под музыку в зал, приплясывая, входит Деде Ерофей.
Дед Ерофей: Ой! Ой! Как много вас, да все румяные, улыбчивые.
А вот звать –то вас как? И не знаю!
А ну, называйте себя по имени
Да пошумней, чтоб слыхать было!
Дети отвечают.
Дед Ерофей: Теперь понятно с кем имею дело.
Вед: Дедушка! А как тебя – то самого звать? Расскажи, коль не трудно!
(Дед поёт частушки) :
А я Дед Ерофей износил сто пар лаптей.
Только пару сапог до сих пор сносить не смог.
Шила баба мне кафтан из овчины латки.
Поменял я тот кафтан на три шоколадки. (танцует)
Вед: Дедушка Ерофей! А что привело тебя к нам в садик?
Развитие сюжетных линий:
Дед: Как что? Да ведь Масленица, в среду все блины пекут, среду – лакомкой зовут. А где же ваши блины?
Вед: Пекутся, дедушка, пекутся. Давай лучше с нами Масленицу встречать!
1 Скоморох: Масленица – кривошейка, встретим тебя хорошенько:
С блинами, с каравайцами, с вареничками.
2 Скоморох: С сыром, маслом, калачом и с печеным яйцом!
В первый день её встречают – весёлой песней зазывают.
Песня: «Ой, да Масленица» р. н. м.
(исполняют дети)
Все: Едет Масленица молодая, гостья наша дорогая.
На саночках расписных, на конях вороных!
Под музыку вносят чучело Масленицы и ставят посредине зала.
Дед: В старину Масленицу встречали.
3 Реб: А мы масленицу встречали! Повстречали, душа, повстречали!
4 Реб: На горушке побывали! Побывали, душа, побывали!
5 Реб: Блином гору выстилали! Выстилали, душа, выстилали!
6 Реб: Маслом гору поливали? Поливали, душа, поливали!
1 Скоморох: Во вторник будем мы играть, красно – солнышко встречать.
Игра: «Гори, гори ясно» р. н. п. «Ручеёк» р. н. м.
2 Скоморох: Разгуляй - четверг придёт, шутку, песни принесёт.
Запевайте песню русскую, песню звонкую, задушевную.
Песня: «Ой, вставала я ранёшенька» р. н. п.
(после песни выходят девочки)
Вед: Девочки – красавицы, выходите, с молодцами попляшите.
Танец: «Сударушка» р. н. м.
Вед: Дед Ерофей! А в пятницу, что делали?
Дед: Так ведь к тёще ходили!
1 Скоморох: Тёща для зятя пирог пекла, зять на двор –пирог на стол.
2 Скоморох: Думала тёща – семерым пирог не съесть, а зятюшка сел – да с присеста и съел!
Вед: Ребята, а куда дедушка Ерофей подевался? Наверное на базар умчался.
Инсценировка стихотворения : «Как старик корову продавал».
Вед: На рынке корову старик продавал, никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна! Но видно, не нравилась людям она.
1Покупатель: Хозяин, продашь нам корову свою!
Дед: Продам! Я с утра с ней на рынке стою!
1Покупатель: Не много ли просишь, старик, за неё?
Дед: Да где наживаться, вернуть бы своё.
1Покупатель: Уж больно твоя коровёнка худа!
Дед: Болеет проклятая! Прямо беда!
1Покупатель: А много ль корова даёт молока?
Дед: Да мы молока не видали пока!
Вед: Весь день на базаре старик торговал, никто за корову цены не давал.
Один паренёк пожалел старика.
Паренё к: Папаша! Рука у тебя нелегка! Я возле коровы твоей постою.
Авось продадим мы корову твою!
Вед: Идёт покупатель с тугим кошельком. И вот уж торгуется он с пареньком.
2Покупатель: Корову продашь?
Паренё к: Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!
2 Покупатель: Да, так ли! Уж выглядит больно худой! А много ль корова даёт молока?
Паренё к: Не выдоишь за день, устанет рука.
Вед: Старик посмотрел на корову свою.
Дед: Зачем я, бурёнка, тебя продаю? Корову свою не продам никому – такая корова нужна самому.
Корова:Му-у-у! Пейте, дети, молоко, будете здоровы!
Дед: А в субботу не безделки – «Золовкины посиделки». Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте.
Вед: А как «Кадриль» - то заиграет, всех танцоров увлекает. Всякий молодец, на свой образец.
Танец: «Кадриль» р. н. м.
Кульминация:
Дед: А не пора ли нам блины есть?
1 Скоморох: Широкая Масленица, мы тобою хвалимся. На горах катаемся, блинками наедаемся.
2 Скоморох: Тин –тинка, подай блинка. Оладышка – прибавышка, масляный кусочек!
Песня: «Блины» р. н. м.
Угощение блинами.
Развязка – рефлексия:
Вед: В воскресенье с Масленицей прощаемся, в воскресенье слезами умываемся, прощай, Масленица!
1 Скоморох: Прощай Масленица – кончилось гуляньице.
2 Скоморох: Прощай зима холодная, приходи, весна красная!
Скоморохи увозят Масленицу.
Вед: Весна – весна! По горам, по лесам, по полям, приходи скорее к нам, к нашим масленым блинам!
Дети уходят в группу.
Список литературы:
- «Праздники в детском саду» Л. Ф. Жданова Москва «Аквариум»2000г.
-«Праздник в детском саду» Н. В. Корчаловская, Г. Д. Посевина Ростов н / Д: изд- во «Феникс», 2000 г.
- «А у наших у ворот развесёлый хоровод» народные праздники, игры и развлечения М. А. Михайлова – Ярославль 2001 г.
- «Музыкальное планирование детей на основе народной культуры» планирование, занятия, развлечения. Старшая группа. О. В. Шубина, И. Г. Чайка – Волгоград: Учитель 2016 г.
- «Масленица –полизуха» народные песни детям О. Лыков -Пермь 2012