Папки-передвижки

Схема изучения личности ребенка с РАС. Диагностика и постановка коррекционных задач

Наталия Кудрявцева
Схема изучения личности ребенка с РАС. Диагностика и постановка коррекционных задач
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в отечественной педагогике и психологии остро стоит проблема диагностики и оценки функциональных навыков у детей с РАС, и нет единого подхода к вопросам обучения и коррекции детей с аутизмом. Диапазон выраженности нарушений в развитии у таких детей невероятно широк, что значительно осложняет создание единых стандартов помощи для них. Поэтому многое зависит от постановки диагноза РАС. При вынесении диагноза в РФ психиатры и неврологи используют критерии при оценке людей с РАС из Международной Классификации Болезней - 10 (адаптированной для практики в РФ в 1999 г.) и Диагностическое и статистическое руководство по психическим болезням (DSM-5). При этом необходимо заключение не менее двух экспертов, это могут быть специалисты разных профилей (например, психиатр и невролог или консилиум двух психиатров).

Темочки:

Но на сегодняшний день нет высокой совместимости МКБ – 10 и DSM -5! Поэтому уже достигнуто соглашение между Всемирной Организацией Здравоохранения и Национальным институтом психического здоровья США, в соответствии с которым должна быть достигнута высокая совместимость DSM-5 и МКБ - 11, над пересмотром которой сейчас работают сотрудники ВОЗ.

Так как диагноз РАС является многомерным, то и психологическое тестирование проводится сразу по нескольким параметрам.

Среди них — тест интеллекта и стандартизованный тест развития языка и речи, оценка интеллектуального функционирования.

Для выявления специфического отставания в развитии проводятся различные тесты на аутизм для детей.

- Скрининговые (M-CHAT, CARS, ASSQ);

- Диагностические (ADOS, ADI-R, ABC);

- Оценка контрольных показателей заболевания (ATEC).

1 группа – скрининговые, - предназначены для объективной самодиагностики и определения необходимости обращения к специалисту. Среди них: M-CHAT – Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста. Используется для обследования на выявление детей в возрасте от 1,5 до 2,5 лет.

CARS – Диагностическая шкала раннего детского аутизма. Служит для начального скрининга признаков заболевания и степени тяжести.

ASSQ – используется для обнаружения признаков аутизма у детей и подростков с 6 до 16 лет. На вопросы отвечают родители или пациент для самодиагностики.

2 группа – диагностические, – это тесты на аутизм для определения степени заболевания и общего нарушения уровня развития и навыков речевого общения. Для всех возрастных групп.

ADOS – Шкала наблюдения для диагностики аутизма. Данная методика рекомендуется для диагностики заболевания независимо от возраста пациента и его развития речевого общения. Тест ADOS состоит из 4 модулей, на выполнение каждого из них необходимо около 40 минут.

ADI-R – интервью для диагностики аутизма. Для проведения процедуры нужен опытный психолог и представитель пациента (родители, опекун, воспитатель). Ограничением проведения интервью является уровень умственного развития (не меньше 2 лет). На проведение интервью и подведение итогов требуется 1,5–2 часа.

И 3 группа - оценка результатов: ATEC – тест для оценки эффективности лечения аутизма. Был разработан Институтом изучения аутизма, США. Он используется родителями, врачами, психологами для проведения оценки того или иного метода терапии аутизма. Вопросы АТЕС разделены на 4 части (речь и коммуникативность, социализация, сенсорика и познавательные способности, здоровье и поведение, баллы набираются в зависимости от ответа на них.

Ранее уже отмечалось, что диапазон выраженности нарушений в развитии у таких детей невероятно широк. В МКБ -10 РАС введены в рубрику F84 «Общие расстройства психологического развития».

F84.0 Детский аутизм

Аутистическое расстройство

Детский:

• аутизм

• психоз

Синдром Каннера

F84.1 Атипичный аутизм

Атипичный детский психоз

Умственная отсталость с чертами аутизма

F84.2 Синдром Ретта

F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

Детская деменция

Синдром Геллера

Симбиозный психоз

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

F84.5 Синдром Аспергера

Аутистическая психопатия

Шизоидное расстройство в детском возрасте

F84.8 Другие общие расстройства развития.

После постановки диагноза у ребенка с РАС, он проходит психолого-педагогического обследование в ОО, основными формами которого являются: первичный прием родителей - сбор анамнестических сведений, анализ медицинской документации и заключения ПМПК, беседа с родителями, определение основных трудностей, сильных и слабых сторон ребенка.

Знакомство с обучающимся. Диагностическое наблюдение за спонтанным поведением ребенка - 1-2 встречи.

Многоуровневая диагностика специалистами школы - психолого-педагогическое обследование поведения и коммуникации. Заполнение представления на учащегося каждым специалистом.

Наблюдение и сбор анамнеза специалистами школы в течение учебного года. Текущая диагностика.

Итоговая диагностика.

Что касается непосредственно психологического обследования ребенка с РАС, то здесь выделяют несколько этапов:

I и основной этап - экспериментально-психологическое (патопсихологическое) исследование (С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко).

Для исследования когнитивных функций:

- памяти, внимания, мышления, восприятия и т. д.

эмоционально – волевой сферы и регулятивных функций у ребенка :

-тонус, равновесие, двигательная активность согласованность движений, зрительно-моторная координация, проявления общей и мелкой моторики, двигательное подражание, стереотипии, истощаемость и т. д.

графические пробы (рисунок себя, семьи, РНЖ и др. варианты,

сюжетные картинки, моделирующие житейские ситуации,

- распознавание мимической экспрессии основных эмоций человека, поз и жестов.

II этап - Протокол для ППк школы.

III этап - Комплексная характеристика состояния развития ребенка (для составления СИПР).

IV этап - Анализ поведения — по Карте «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка» (По И. И. Мамайчук, доктор псих. наук, профессор).

V этап – Мониторинг.

В ГКОУ РО ТСШ № 19 дети с РАС получают комплексную коррекционную поддержку, целью которой является максимально возможная интеграция ребенка с РАС в адекватную для него образовательную среду.

Задачи следующие : проведение комплексного диагностического обследования с целью определения уровня развития ребенка с РАС и построения дальнейшего оптимального образовательного маршрута (СИПР);

развитие познавательной деятельности в рамках Адаптированной основной общеобразовательной программы; формирование социально-приемлемого поведения, содействие адаптации ребенка с РАС в детском коллективе; включение ребенка с РАС в индивидуальную и групповую психокоррекционную работу, формирование коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы; оказание психологической и педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с РАС.

В соответствии с ФГОС и с учетом примерной АООП ОО для детей с РАС разрабатывает и утверждает самостоятельно СИПР. При этом Стандарт не содержит перечня компетенций.

В ГКОУ РО СТШ № 19 были разработаны следующие направления работы по СИПР для детей с РАС:

1. Формирование навыков самообслуживания,

2. Формирование восприятия,

3. Формирование моторики,

4. Формирование речи,

5. Формирование коммуникативных навыков,

6. Формирование социальных навыков.

По данным направлениям специалисты школы, члены ППк школы оценивают уровень сформированности действий, операций и представлений, внесенных в СИПР. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

Мониторинг динамики развития ребенка с РАС, обучающегося по СИПР состоит из Карты наблюдений специалистов (первичные,

протоколов специалистов для ППк школы,

листов наблюдений (I и II полугодие,

итоговой таблица по каждому направлению.

На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Имеющийся на сегодняшний день практический опыт школы обучения детей с РАС показывает, что для этой категории детей разработанный вариант СИПР отвечает требованиям целостной системы психолого-педагогического сопровождения.

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологийСохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологий На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая.

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке»Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.

Интеграция коррекционных занятий в ДОУ Коврижиных О. В. учитель-логопед МДОУДСКВ «Радуга» г. о. Нижняя Салда Презентация темы самообразования «Интеграция коррекционных занятий.

Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет)Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Схема изучения личности ребенка с РАС. Диагностика и постановка коррекционных задач
Опубликовано: 11 декабря 2020 в 19:32
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Схема изучения личности ребенка с РАС. Диагностика и постановка коррекционных задач» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Кудрявцева (УИ 174879) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД