Подъемова Марина
Конспект занятия «Шахматно-шашечный турнир» с использованием современных коррекционных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Шахматно-шашечный турнир» с использованием современных коррекционных технологий.
Цель: познакомить детей с одним из летних праздников – Международным
днём шахмат
Задачи:
- вызвать интерес к шахматам, как настольной интеллектуальной игре;
Публикация «Конспект занятия „Шахматно-шашечный турнир“ с использованием современных коррекционных технологий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шахматы. Сценарии развлечений
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
- познакомить с интересными фактами из истории шахмат;
- расширять кругозор детей;
- развивать логическое мышление, любознательность;
- воспитывать сдержанность, доброжелательность, уверенность в своих
силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с
достоинством.
Оборудование:шашки,ноутбук.
Ход мероприятия:
I. Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята. Я хочу вам предложить отгадать одну загадку:
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
– Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать (Шахматы.)
( Автор:А. Романовских)
II. Основная часть.
1. Из истории шахмат.
С 1966 года 20 июля весь мир отмечает Международный день шахмат. В этот день в шахматных клубах любители этой замечательной игры обмениваются опытом, проводят турниры и развлекаются. Вот и мы с Вами сегодня проведём шахматно – шашечный турнир, на котором вы узнаете интересные факты из истории шахмат. Не страшно, если вы совсем не знакомы с этой игрой, значит, пришло время узнать о ней. А любители шахмат сегодня смогут взглянуть на эту игру по - новому.
Шахматы – это настольная логическая игра для 2 игроков, которые на специальной шахматной доске из 64 клеток с помощью 32 фигур (16 белых и 16 чёрных) пытаются пленить короля противника, т. е. поставить ему мат.
И делают это уже в течение полутора тысячи лет. Именно тогда в Индии придумали эту игру. Только играли в неё 4 игрока, и в армии у каждого было по 8 фигур разного цвета: чёрного, зелёного, жёлтого и красного. И назывались эти фигуры по-другому, не так, как в услышанном только что стихотворении.
В Индии эта игра называлась чатуранга. Король в ней назывался раджа, ферзь – визирь, ладья – колесница, конь – кавалерия, пешка – пехота, и только слон до сих пор носит своё первоначальное название.
Но не только в чатуранге фигуры назывались иначе. С Индии эта игра перешла в Персию, где уже и получила своё современное название. «Шах мат» на персидском означает «король умер». А к 9 веку шахматы пришли и в Россию, завоевав почти весь мир, став неотъемлемой частью человеческой культуры. И во многих странах шахматные фигуры получали своё название.
Король – самая важная фигура на шахматной доске, до 15 века он назывался шахом. Ферзь – самая сильная фигура. Во Франции её называют дамой, в Англии королевой, а раньше в разных странах её называли и министром, и князем, и советником. Ладью иногда называли башней, а ещё у неё есть второе название – тура. Конь тоже в некоторых странах назывался всадником или рыцарем. Давайте отгадаем загадки про фигуры.
Только прямо я хожу,
Верно королю служу.
Да и пешкам помогаю,
Лучше всех их защищаю. (Ладья)
Я ладье по силам равен,
Но, увы, слабей ферзя.
И сойти с диагонали
Мне, друзья, никак нельзя. (Слон)
Потихоньку я шагаю,
Как могу, так помогаю.
А ещё могу мечтать
Ферзем непременно стать. (Пешка)
Мы уже говорили, что слон для всех с самого начала возникновения шахмат был слоном. Правда, у нас иногда его называют офицером. Но в Англии его называют по-другому, из-за того, что верхняя часть шахматного слона напоминает один головной уборепископа – митру, поэтому англичане его и называют епископом.
Игра в шахматы настолько популярна, что часто её можно встретить и в литературных произведениях.
Литературная викторина.
1. Какой герой Эдуарда Успенского любил играть в шахматы? (Крокодил Гена.)
2. Как звали девочку, которой в Зазеркалье удалось принять участие в игре в гигантские шахматы? (Алиса.)
3. Как звали героя, который в борьбе за философский камень вынужден был, рискуя с друзьями жизнью, сыграть в кошмарную игру в Волшебные шахматы. (Гарри Поттер.)
Шахматы – это не просто игра, это ещё и вид спорта. На весь мир известны имена шахматных чемпионов : Александр Алёхин, Михаил Ботвинник, Роберт Фишер, Михаил Таль, Борис Спасский, Владимир Крамник и многие другие.
Шахматы требуют выносливости. Недаром выдающиеся шахматисты — хорошие спортсмены. Чемпион мира 30-х годов голландец Макс Эйве выступал на любительском ринге, принимал участие в автогонках. Гарри Каспаров увлекается футболом, плаванием, велосипедом и легкой атлетикой. А Анатолий Карпов любит играть в теннис.
2. Проведение турнира по шахматам и шашкам.
(Дети делятся по парам. Выбирается жюри. Проводится турнир по шахматам и шашкам.)
III. Заключительная часть.
- Вот мы и подошли к финалу нашей игры.
Вот и закончился славный турнир,
Каждый награду свою получил.
Время пройдёт, соберёмся опять,
Будем сражаться и побеждать!
- Слово жюри. (Награждение.)
- А закончить нашу игру я хочу стихами Ирины Седовой:
Шахматы — это интересно,
И для головы полезно,
Шахматы — это обучение,
Шахматы — это развлечение,
Это множество друзей,
Вместе с другом веселей.
Подружитесь с шахматами, и ваша жизнь заиграет новыми красками, а 20 июля – Международный день шахмат станет и вашим праздником!