Елена Плаксина
Сетевое социальное партнерство в развитии социально-профессиональной траектории учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Сетевое социальное партнерство в развитии социально-профессиональной траектории учащихся
Совершенствование общеобразовательной системы направлено на обеспечение доступности качественного образования, повышение открытости образования, достижение системных образовательных, управленческих и социально-экономических эффектов, повышение социального статуса и профессионального уровня педагогических и руководящих работников сферы образования.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Как показывает практика, в одном образовательном учреждении сложно удовлетворить разнообразные образовательные потребности учащихся, их интересы и запросы. В подавляющем большинстве случаев обучение определяется не потребностями учащихся, а теми совокупными ресурсами, которыми располагает школа.
Организация модели сетевого социального партнерства в развитии социально-профессиональной траектории учащихся МОУ «Лицей №12».
Цель модели сетевого социального партнерства МОУ «Лицей №12» : создание условий для реализации образовательной модели, обеспечивающей современное качество образования и устойчивое развитие системы, доступность современных образовательных условий для большего количества школьников (в том числе дистанционно) и построение социально-профессиональной траектории обучающихся.
Принципиальное значение в модели управления качеством образования в лицее на основе сетевого взаимодействия участников образовательного процесса имеют следующие положения:
- управление строится на основе анализа и самоанализа результатов деятельности педагогов, диагностики профессионализма;
- содержание и формы управления определяются с учетом принципов дифференциации и индивидуализации;
- критерием результативности управленческой деятельности становится рост профессионального мастерства педагогов, учебные и творческие достижения учащихся, уровень удовлетворения запросов обучающихся.
В основе модели социального партнерства лежат горизонтальная и вертикальная структуры взаимодействия. Горизонтальная структура предполагает следующий состав сети: методические объединения учителей, методическое объединение классных руководителей, творческие группы педагогов, социально-психологическая служба лицея, детские объединения, Совет лицея, Попечительский совет, общешкольный родительский комитет. Такая структура взаимодействия позволяет реализовать принцип вариативности в решении проблем, осуществлять взаимодействие всех участников образовательного процесса в решении стоящих задач. Основными условиями горизонтальной структуры взаимодействия являются: ясное понимание всеми субъектами стоящих задач; определение основных направлений деятельности; формирование программ профессионального развития и повышения квалификации. Реализуя модель образовательно – развивающей среды лицея, мы максимально обеспечиваем раскрытие индивидуальных способностей и личностных качеств обучающихся средствами углубленного и расширенного изучения отдельных предметов в 5-9-х классах, профильного обучения в 10-11-х классах, предпрофильной подготовкой обучающихся основной школы и организацией обучения в старшей школе на основе индивидуальных учебных планов. Данная модель ориентирована на развитие индивидуальности и расширение возможностей социализации обучающихся, а также выбор и реализацию индивидуальных образовательных траекторий.
Вертикальная структура строится на взаимодействии лицея с городским методическим центром, городскими экспериментальными площадками, образовательными учреждениями города Железногорска, ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет», ГБОУ ВПО «Курский государственный университет», участие в качестве школы-партнера в Федеральной образовательной сети «Школьная лига РОСНАНО», учреждения дополнительного образования города Железногорска. Вертикальная структура позволяет решать проблемы обеспечения нормативной и организационной поддержки развития лицея, разноплановой методической поддержки, внешних экспертных оценок, консультирования, координации деятельности лицея в контексте Концепции развития российского образования, областных и муниципальных целевых программ. Условиями функционирования модели управления качеством образования на основе сетевого взаимодействия участников образовательного процесса лицея являются:
1. Наличие нормативно-правовой базы, регулирующей его деятельность.
2. Наличие единой информационной сети (через Интернет, собственную локальную сеть).
3. Наличие каталога библиотечных фондов, инновационных разработок и проектов на основе электронной версии.
4. Наличие справочного аппарата на методическую литературу.
5. Выстраивание модели сетевого взаимодействия с внешними организациями.
6. Осуществление договорных отношений между субъектами сетевого взаимодействия.
С ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» сетевое сотрудничество продолжается в течение девяти лет: лицей является базой для организации курсов довузовской подготовки обучающихся 10,11-х классов химико-биологического профиля. Результат социального партнерства с ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет», ГБОУ ВПО «Курский государственный университет» : создание условий для обеспечения каждому учащемуся возможности формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать требуемую подготовку профильного направления в профориентации; учет запросов ВУЗов к компетенциям выпускников лицея и содержанию их подготовки; создание условий для профессиональной мобильности.
С декабря 2013 года лицей принимает активное участие в качестве школы-партнера в Федеральном образовательном проекте «Школьная лига РОСНАНО», цель которого определяется как сетевое взаимодействие ВУЗов России и лицеев для предоставления нашим талантливым обучающимся возможности реализации своих способностей согласно новым ФГОСам через тьюторство российских вузов и выставление своих проектных работ на всероссийских научных конференциях. Участие в данном образовательном проекте призвано решать задачи, затруднённые для достижения в обычном обучении, в числе которых:
• предоставление доступа учащимся к большому объёму образовательных массивов;
• предоставление возможности общения учащегося с преподавателями ВУЗов, со сверстниками-единомышленниками, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности;
• увеличение эвристической составляющей учебного процесса за счёт применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ;
• создание более комфортных, по сравнению с традиционными, условий для творческого самовыражения школьника, предоставление возможности демонстрации учащимся продуктов своей творческой деятельности;
• предоставление возможности соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах, при помощи участия в конкурсах, олимпиадах.
Сотрудничество с вышеперечисленными организациями, участие в Федеральном образовательном проекте дает возможность обучать преподавательский состав современным методам преподавания, обучающимся – участвовать в олимпиадах, проводимыми институтами и связанными с информационно-коммуникационными технологиями, что особенно важно в наше время.
Об эффективности образовательного процесса в лицее свидетельствует высокие результаты государственной итоговой аттестации, результаты участия в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня. За последние три года на 20% (с 25% до 45%) увеличилось количество достижений обучающихся в международных, федеральных, региональных и муниципальных интеллектуальных и игровых конкурсах, конкурсах творческих проектов, предметных олимпиадах. За последние пять лет более 70% выпускников лицея поступают в ВУЗы на бюджетной основе. В Федеральном проекте «Школьная лига РОСНАНО» в 2013-14 учебном году обучающийся 11 класса Гапонов Александр стал призёром интеллектуального турнира; обучающаяся 8 класса Щурова Юлия – победителем ( проект по теме: «Нанобабочки»).
При реализации такого сетевого взаимодействия выгоды всех участников очевидны:
1. Обучающиеся лицея имеют больше возможностей для успешного поступления в ВУЗы страны. Кроме того, за период обучения они детально знакомятся с выбранной специальностью и с особенностями обучения по данной специальности в ВУЗах-участниках. Реализация возможностей выбора индивидуальных образовательных программ.
2. Интерес МОУ «Лицей №12» обусловлен возможностью использования ресурсов ВУЗов-участников, федерального проекта «Школьная лига РОСНАНО», дистанционных конкурсов и федеральных образовательных программ осуществлением модернизации образования согласно новым федеральным стандартам.
Для администрации лицея: согласование государственных инициатив и социального заказа ближайшего окружения; обеспечение преемственности общего и высшего образования в системе основного и профильного обучения; координация деятельности педагогического коллектива по приоритетным направлениям развития лицея; обеспечение открытости содержания инновационной деятельности педагогического коллектива и оценки ее результатов педагогическим сообществом.
Для педагогов лицея: более полная реализация творческого потенциала; возможность рефлексии собственного педагогического и инновационного опыта, возможность повышения квалификации в соответствии с осознанными потребностями; выработка форм подготовки к новым условиям оценивания результатов обучения; получение опыта участия в открытых мероприятиях областного и городского уровней.
3. Для сетевых образовательных учреждений: включение в актуальные для города Железногорска и Курской области инновационные процессы на основе использования методического и управленческого опыта лицея; возможность участия учащихся и педагогов в сетевых проектах, играх, сетевой системе повышения квалификации.
4. Интерес ВУЗов связан с тем, что в условиях конкурентной борьбы за студентов ВУЗы получают сильный подготовленный контингент обучающихся.
Таким образом, управление качеством образования на основе социального партнерства обеспечивает условия, при которых любой участник образовательного процесса может взаимодействовать с любым образовательным учреждением или педагогом по вопросам совместной работы, обмена идеями, обмена интеллектуальными продуктами, что позволит удовлетворить профессиональные запросы каждого из участников.
Литература.
1. Адамский А. И. Гражданский запрос к образованию: если общество не сможет дать его школе, никакие стандарты не помогут// Вести образования. - №5-6, 2006.
2. Адамский А. И. Образовательная политика должна быть инновационной// Перемены. - №3,2013
3. Глазунов А. Т. Практика социального партнерства регионов России/ А. Т. Глазунов, М. В. Никитин и др. -М. : Издат. Центр НОУ ИСОМ, 2013.-50 с.
4. Мешкова И. В., Сафонова Е. Г., Фищукова О. А. Формирование профессиональной направленности личности в условиях социального партнерства//Профессиональное образование. - №5,2013.
5. Научно-методические основы сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи : концепция и программа развития : науч. -методич. пособие / под ред. С. Н. Чистяковой, А. Н. Ходусова, Т. А. Антопольской. Курск, 2005.-80с.
6. Никитин М. В. Модернизация управления развитием образовательных организаций: Монография/М. В. Никитин. - М. : Издат. центр АПО,2011.-221 с.