Антонина Тимофеева
Серия конспектов занятий по ознакомлению детей с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта, в которых главным персонажем выступает человек.
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие №1
«Ладушки, ладушки»
Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Учить детей проговаривать потешки (слова, фразы, предложения)
Продолжать учить детей активно использовать слова обозначающие действия.
Развивать умение вступать в общение с воспитателем.
Воспитывать навыки речевого общения.
Способствовать воспитанию эмоционального отклика на содержание потешек.
Материал: яркий головной платок для воспитателя.
Публикация «Серия конспектов занятий по ознакомлению детей с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта, в которых главным персонажем выступает человек,» размещена в разделах
Методы и приемы: игровой, (пальчиковые игры) художественное слово, вопросы к детям, показ, сюрприз (превращение воспитателя в бабушку)
Ход занятия.
Воспитатель показывает детям красивый головной платок, поворачивая его, то одной то другой стороной, любуется им (вслух)
Когда несколько детей обратив внимание на платок, подойдут к воспитателю, продолжает совместное любование. Неожиданно высоко взметнув платок, плавно опускает его на головку то одного, то другого ребенка и спрашивает: «Где Ирочка? Тут Ирочка, мы ее нашли».(снимает платок). Затем «прячутся» одновременно 2-3 ребенка.
Воспитатель складывает уголком платок и повязывает его на голову.
Наклоняет голову вправо, влево, как бы красуясь своим нарядом.
Присаживаясь на корточки, заглядывает в глаза детей и, улыбаясь, приглашает: «Будем играть! Я буду бабушкой». Напевно читает потешку, сопровождая слова игровыми движениями рук, побуждая детей повторять знакомые слова и выполнять игровые приемы:
-Ладушки, ладушки! (хлопки)
Где были?
-У бабушки!
-Что ели? (фонарики)
Кашку
-Что пили?
- Простоквашку!
- Кашка сладенька,
Бабушка добренька! (кланяется)
Попили, поели, шу-у-у…полетели
Домой полетели,
На головку сели. Кш-ш-ш… (отмахнуться)
Неоднократно повторяется вопрос: «Что ели? Что вы пили? чтобы малыши ответили (кашку, простоквашку). Пританцовывая на вторую часть потешки, воспитатель побуждает детей повторять за ним слова
и действия;
На слова последней строчки: «На головку сели» - кладет ладони, на голову побуждая детей повторению действий, затем «отмахнуться» - «Кш-ш-ш…»
После паузы потешка пропевается с начала до конца в несколько ускоренном темпе, поддерживая радостное, веселое настроение. По окончании воспитатель обращается к детям: «А ваши ручки умеют варить кашку? Света хочешь сварить кашку для ребят? (Помогает Свете выполнить пальчиковую игру «Шалун»)
Наша Света варила кашу (пальчиком по ладони)
Кашу сварила, малышей кормила
Этому дала 4 раза (загибая пальчики)
А этому не дала.
Он много шалил
Свою тарелку разбил.
А Ира хочет сварить кашку для ребят? А Вера хочет сварить кашку?
(Игра повторяется 2-3 раза).
Затем воспитатель предлагает сварить кашку для кукол.
Материал: Яркий головной платок для воспитателя.
Занятие №2
«Ладушки, ладушки! Пекла бабка
оладушки…»
Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста.
Задачи!
Учить детей проговаривать потешки (слова, фразы, предложения)
Продолжать учить детей активно использовать слова обозначающие действия.
Развивать умение вступать в общение с воспитателем. Способствовать воспитанию эмоционального отклика на содержание потешек.
Материал: головной платок, фартук украшенный русским узором. Изделия прикладного русского народного творчества : расписанные мисочки и черпачек.
Методы и приемы: игровой, (пальчиковые игры) художественное слово, вопросы к детям, показ, сюрприз (превращение воспитателя в бабушку).
Ход занятия.
Надев яркий фартук, мягко стуча черпачком о мисочку, воспитатель старается привлечь внимание детей. Когда соберутся 2-3 ребенка, она обращает их внимание на свой красивый наряд, дает им возможность рассмотреть рисунок, предлагает поводить пальчиком, потрогать, погладить ладошкой. Далее показывает детям мисочку и черпачок. «Красивая мисочка, яркая как солнышко» - поднять мисочку то выше, то ниже, давая детям возможность полюбоваться. Затем рассматривают черпачок. Если у детей возникает желание подержать мисочку и черпачок, воспитатель поощряет их, рассматривая в это время еще раз рисунок. («Это ягодки, листики, веточки», или петушки, цветики и т. д.). Хотите поиграть? (Берет головной платок). А как вы думаете, кем я сейчас буду? Я буду бабушкой (повязывает платок) А вы хотите быть моими внучатками? Рассаживайтесь на стульчики. Медленно читает потешку, выполняя при этом черпачком вращательные движения по мисочке:
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Эти две строчки повторить 2-3 раза, изменяя интонацию, чтобы дети поняли смысл первых строк.
Маслом поливала,
Деткам давала.
Пауза. Повторить 2-3 раза. В процессе повторения выполнять игровые действия с черпачком: наклонить над мисочкой, как бы наливать тесто; то черпачок как бы пляшет или ходит вокруг мисочки.
(Черпачок и мисочка откладываются)
Воспитатель обращается к детям: Где ваши ладушки – оладушки? Дети показывают свои ладошки. Повторяются первые 4 строки потешки, синхронно выполняются движения:
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки (хлопки)
Маслом поливала (фонарики)
Деткам давала!
Повторить 2 раза. Затем воспитатель накладывает свои ладони на ладони ребенка, называя его по имени:
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два. –
После обращения к четырем детям, потешка читается сначала. Воспитатель «угощает» оладушками остальных детей.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!
Если у детей возникает желание повторить угощение, повторяются последние 4 строки потешки.
«Оладушек напекла, детушек угостила». Мои пальчики захотели поиграть! Хотите посмотреть, как мои пальчики играют?
Пальчиковая игра «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – Я
Вот и вся моя семья!
(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «Вот и вся моя семья» второй рукой охватывает весь кулачок.)
Ребятки, а ваши пальчики хотят так поиграть? (Играет с 2-3 детьми). Какие у вас ловкие и веселые пальчики, быстро научились играть. А хотите показать нашим куклам, как мы научились играть пальчиками в игру «Моя семья», печь оладушки и маслицем их поливать. Дети переходят в кукольный уголок.
Материал: Головной платок, фартук украшенный русским узором. Изделия прикладного русского народного творчества : расписные мисочка и черпачок.
Занятие №3
«Еду, еду к бабе к деду»
Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Учить детей проговаривать потешки (слова, фразы, предложения)
Продолжать учить детей активно использовать слова обозначающие действия.
Развивать умение вступать в общение с воспитателем и игровым персонажами.
Воспитывать навыки речевого общения.
Способствовать воспитанию эмоционального отклика на содержание потешек.
Материал: письмо, лошадка-каталка, яркая лента, куклы: дед, баба. Деревянные ложки по 2 шт. на каждого ребенка (или погремушки). Корзинка.
Методы и приемы: игровой, художественное слово, вопросы к детям, показ, сюрприз.
Ход занятия.
Воспитатель читает детям письмо, в котором бабушка и дедушка приглашают детей в гости.
- Хотите поехать к бабушке и дедушке? А когда идут в гости, обычно берут с собой подарок. Что можно подарить бабушке? Пауза. Дети предлагают свои варианты (платочек, бусы, корзиночку, цветок).
А что можно подарить дедушке? Дети предлагают свои варианты (поясок, рисунок, цветок, лопатку, лейку и т. д.) Дети вместе с воспитателем собирают в корзиночку подарки. Воспитатель предлагает детям нарядиться: «В гости ходят красивые, нарядные». Дети наряжаются в платочки, ленточки, шапочки. «Какие красивые наши ребятки!» А на чем же мы поедем к бабушке с дедушкой? Дети высказывают свои предположения. Все предположения анализируются воспитателем вместе с детьми, воспитатель подводит к тому, что поедем на лошадке.
- Где у нас лошадка? Вот лошадка, она уже ждет ребят. Дети рассаживаются на заранее приготовленные стульчики друг против друга, как бы в саночки, воспитатель садиться на стул между рядами берет в руки возжи-ленты, которые тянутся от лошадей по середине ряда. Предлагает детям вместе с ней сказать лошадке: Но! Поехали! Цок-цок! Едем-едем!» Имитируя голосом цоканья лошадей, то быстро, то медленно. Затем начинает читать потешку:
Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке в красивой шапке
По ровненькой дорожке (ритмично постукивают
На одной ножке то правой, то левой ногой)
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам
Едем! Едем! Едем! Едем! Динь! Динь! Стоп!
Чтение потешки повторяется 2-3 раза. Дети повторяют вслух за воспитателем отдельные слова. После чего вводятся последние слова потешки:
«Все проямо и прямо,
Все прямо и прямо.
А потом вдруг… в ямку! Бух!
(С этими словами воспитатель присаживается на корточки около стульчика) Дети могут повторить за воспитателем эти движения. Если у детей последние строки вызвали эмоциональный подъем, дети приезжают в гости, подходят к домику, если же цель не достигнута, можно повторить последние строки потешки.
Дети с воспитателем подходят к домику и видят замок.
Воспитатель: Ой, ребятки, а на двери то у бабушки с дедушкой что висит? Да, верно, это замок! Как же мы войдем в домик? Предложения детей.
Пальчиковая игра «Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!
Появляются бабушка и дедушка (куклы)
_Здравствуйте бабушка, дедушка!
-Здравствуйте ребятки! Посмотри-ка, дедушка! К нам гости пришли! Дорогие пришли! Посмотри, дед, какие они все нарядные, красивые.
-Дедушка, бабушка, а хотите, вам дети расскажут, на чем мы приехали? (Потешка повторяется от начала до конца). По окончании дети дарят свои подарки бабушке и дедушке. Дед и баба благодарят детей, наряжаются в обновы и в свою очередь дарят деревянные ложки (или погремушки) и просят повторить потешку.
Дети вместе с воспитателем повторяют всю потешку, отбивая ритм ложками. Дед и баба восхищаются способностями детей, просят приезжать еще в гости.
Воспитатель предлагает детям возвращаться в группу, садится на свои стульчики, приглашая детей сесть на лошадку. Но! Лошадка! Поехали!
Маатериал: Лошадка-каталка, яркая лента, куклы: дед, баба, деревянные ложки по 2 шт. на каждого ребенка (или погремушки)