Лилия Юркова
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с организмом человека «Сердце и сосуды»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Сердце и сосуды.
Познавательное занятие
Программные задачи:
1. Дать детям первые представления о крови и кровеносной системе. Познакомить с понятиями «кровь», «сердце», «сосуды».
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с организмом человека „Сердце и сосуды“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сердце и кровеносная система. Гланый орган человека
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
2. Способствовать формированию в сознании детей представлении о целостности человеческого организма через постижение зависимости между здоровым образом жизни и здоровым сердцем.
3. Развивать и поддерживать любознательность, активность и инициативность в поисковой (познавательной) деятельности.
Ход занятия:
- Ребята, мы уже не раз говорили о том, как устроен человек, как работают его органы. А сегодня мы поговорим о крови.
Блок1-внешний вид крови.
- У вас у всех есть кровь? (Ответы). Вы её видели? (Ответы). Как она выглядит? (Ответы).
- Кровь, которая вытекает из ранки, немного другого цвета, чем та, которая находится внутри организма. Чтобы узнать её цвет, повернитесь лицом к окну (электрической лампе, сложите ладошки весте и накройте ими глаза. Прикрывайте плотнее, чтобы свет не пробивался между пальцами. Глаза не закрывайте. Посидите спокойно, пусть глаза привыкнут к темноте. Через ладошки просвечивается кровь. Какого она цвета? (Ответы). Отличается она от той крови, которую вы видели? (Детские ладони прозрачны, на розовом фоне хорошо видны темные контуры костей. У взрослых видно то же, только ладони менее прозрачны.)
Блок 2 - для чего нужна кровь.
- А знаете ли вы? Для чего нужна кровь? (Предположения детей). Да, кровь переносит и кислород, и пишувсему организму, а уносит ненужные вещества.
Блок 3- сколько крови имеет человек.
- Как вы сказали - кровь жидкая. А знаете ли вы, что у каждого человека её довольно много. Например, у вас её примерно 1,5л - вот сколько, (педагог показывает неполную 2-литровую стеклянную банку или полную 1,5-литровую пластмассовую бутылку с водой). У ваших мам примерно 3 таких бутылки, у пап - 4 бутылки.
Блок 4 - кровь находится в кровеносных сосудах.
- А знаете ли вы почему кровь из нас не выливается? (Предположения детей). Кровь не просто налита в организм, как вода в бутылку, а течет по особым трубочкам, которые называются сосудами. Они имеют разную толщину. Толстые сосуды мы легко можем увидеть, а тонкие не увидишь.
- Давайте рассмотрим толстые сосуды у себя под кожей. Положите руки на стол ладошками вверх. Найдите сосуды у себя - вот здесь (педагог показывает на запястье). Видите, синеватые полоски? Это и естьсосуды. (Педагог даёт достаточное время для рассматривания сосудов у себя у своих соседей. У всех сосудов видны по-разному).
- Как доказать, что есть и тонкие, невидимые сосуды? положитеруку на стол ладонью вниз. Посмотрите на кожу и ногти. Какого они цвета? (Розового).
- А теперь возьмите спичку и надавите на ноготь. Снимите спичку. Опять надавите. Как меняется цвет ногтя? (Ответ; ноготь то бледнеет, то снова розовеет). Можете объяснить, почему так происходит?
- Почему ноготь розовый? (В нём есть кровь). А почему при надавливании спичкой он становится белым? (Потому что сосуды пережаты, и кровь сюда не поступает.)
Блок 5 – кровь движется потому, что её толкает сердце.
- Помните, когда вы ранили кожу, то потекла кровь. А почему она течет? Кто её толкает? (Возможно, кто-нибудь из детей скажет о сердце, но не обязательно). А толкает кровь сердце. Сердце - один из важнейших органов нашего организма. Именно оно заставляет течь кровь по сосудам. Сожмите-ка кулачок и посмотрите на него. Вот какойразмер имеет ваше сердце. А у меня вот какое сердце (педагог показывает свой кулак.) Вы растёте - и сердце растет вместе с вами.
- Знаете, где оно находится? (Педагог вызывает мальчика, предлагает снять футболку и обводит пальцем контуры сердца. Оно лежит немного левее центра грудины.)
- Теперь покажите на себе, где лежит ваше сердце. (Дети показывают.) Приложите кулачок к этому месту. (Педагог корректирует действия детей.) Посмотрите, как оно работает. Сожмите кулачок, а потом чуть расслабьте, сожмите - расслабьте. Сожмётся сердце - вытолкнет кровь, опять сожмется -опять вытолкнет.
- Сердце выталкивает кровь порциями. Вот так (Педагог набирает воду в спринцовку, соединенную с прозрачной трубочкой от медицинской системы, и, слегка нажимая, показывает, как кровь выталкивает из сердца, как течёт подкрашенная жидкость по трубочке. Вода выливается в подставленный тазик).
Блок 6 - прослушивание тонов сердца
А знаете ли вы, в сердце есть специальные отверстия, через которые течет кровь. Они то открываются, то закрываются. Закрываются они с шумом, как закрывается дверь. Мы можем послушать, как работает сердце. Повернитесь лицом друг к другу. Те, кто находится слева, сидите прямо. А те, кто находятся справа, наклонитесь и приложите ухо к груди своего товарища - к тому месту, где находится сердце (педагог корректирует действия детей, разговаривает очень тихо или молчит, дает возможность всем услышать удары сердца. Если дети одеты легко, раздеваться не надо. Тоны достаточно хорошо прослушиваются через одежду).Можете послушать удары сердца и на спине.
- Молодцы, а теперь поменяйтесь ролями.
Блок 7 - Влияние физической нагрузки на частоту сердцебиений.
А знаете ли вы?
- Сердце стучит ровно и спокойно всю жизнь. Вы ещё не родились, а сердце уже работало. Оно никогда не устает, никогда не останавливается. Отдыхает оно в перерывах между ударами.
- А сейчас мы узнаем, что будет с сердцем, когда мы бегаем (физминутка).
- Послушайте сердце ушком друг друга (педагог молчит, не мешает слушать). Как оно стучит? (Ответы детей. У детей не всегда наблюдается увеличение силы и частоты при физической нагрузке, поэтому изменений можно и не получить).
- Если человек занимается физкультурой, его сердце работает быстрее. Оно становится всё более сильным. Покажите кулаком, какработает сердце после физкультуры? (Дети сжимают кулачок быстрее и чаще.)
Блок 8 - Прослушивание сердца в фонендоскоп или стетоскоп.
- А знаете ли вы, что у врачей есть специальные приборы, чтобы слушать сердце. Через него удары слышны лучше. Я вам принесла такие приборы, а кто знает, как называется этот прибор. Их надо вставить в уши, а расширенную часть приложить к груди. Кладите её на разные места и определите, где сердце слышно лучше всего. Только нельзя передвигать прибор прямо по коже. Надо его аккуратно ставить и аккуратно снимать (педагог корректирует действия детей, говорит очень тихо, чтобы не мешать прослушиванию тонов сердца).
Заключение.
- Вот мы и познакомились с сосудами и сердцем. Сердце человека - это очень важный орган. Как его укрепить? Очень просто - весёлой игрой, прогулкой, работой на свежем воздухе, занятиями физкультурой, зарядкой, купанием, плаванием. Побольше есть свежих овощей и фруктов. Всё это укрепляет наше сердце, помните об этом и берегите его. Дарение детям сердец.