Юлия Балдина
Сенсорные игры дома с мамой
▼ Скачать + Заказать документы
Для полноценного восприятия предметов и явлений окружающего мира, сенсорное развитие имеет огромное значение. Именно на этой основе потом будут развиваться мышление, память и воображение, даже готовность к школе.
Можно сколько угодно говорить – «кисло», «горько», «горячо», но ребенок не сможет понять, что это такое пока сам не попробует и не потрогает. И с одной стороны это нормально: подобный чувственный опыт нужно пропускать через себя, только тогда он имеет значение для развития личности.
Публикация «Сенсорные игры дома с мамой» размещена в разделах
С другой, такие развлечения могут быть небезопасными и для самого ребенка, и для окружающих предметов: дай малышу волю, он всю посуду «проверит» на прочность, а все лужи на глубину.
Поэтому любопытство, жажду познания и лишнюю энергию ребенка нужно направить в мирное русло. Вот здесь и возникает интересный вопрос – чем занять ребенка дома, чтобы ему была польза и родителям спокойствие? Ниже предоставлены игры, в которые можно играть с ребенком дома, используя подручные предметы.
1. Подбираем крышечки к баночкам.
Перед тем, как начать игру вам следует провести ревизию все косметики и лекарств, чтобы найти баночки и тюбики с крышечками разных размеров и освободить их от содержимого для игры.
Перед занятием сложите все баночки в одну сторону, а крышки – в другую, а затем со словами «Эта подходит, эта не подходит» начинайте поочередно подбирать пары. Сначала берите для игры не больше 3-4 баночек с крышками, существенно различающимися по диаметру, потом постепенно усложняйте игру, добавляя все новые экземпляры. От этой развивающей игры двойная польза: малыш учится ориентироваться в размерах, а заодно оттачивает полезное умение по открыванию и закрыванию крышек.
2. Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания и защелкивания.
Эта игра похожа на первую, только вместо закручивания и откручивания крышечек, мы будем открывать и закрывать крышечки.
Прежде чем выкинуть использованную коробочку или баночку обратите внимание, какая у нее крышка или защелка. Наверняка, она будет интересна вашему малышу. Дети страсть как любят открывать разные коробочки, а если вы туда еще положите какой-нибудь сюрприз (маленькую игрушечку, то игра для ребенка станет вдвое интереснее, именно ожидание сюрприза мотивирует ребенка открыть упаковку.
Что можно учиться открывать и закрывать? Для этой игры хорошо подойдут банки или бутылки с откручивающейся крышкой, яйца от киндер-сюрпризов, ненужные пустые футляры от очков или маникюрных наборов на защелке, закрывающиеся внахлест или «задвигающиеся» коробочки и т. д.
И не забывайте учиться не только открывать, но и закрывать коробочки. В конце игры, напоминайте малышу, что все игрушки нужно разложить по их домикам и убрать в специально отведенное место.
3. Сортировать бусины по мисочкам.
В этой игре перед ребенком ставится задача: разложить разноцветные бусинки по мисочкам соответствующих цветов. Для начала можно использовать бусины двух цветов, затем можно добавить ещё один цвет. От этой игры двойная польза: развиваем мелкую моторику ребенка (тренируется щипковый захват) и при этом практикуется умение сортировать предметы по группам (в данном случае по цветам).
Для повышения интереса ребенка к игре можно привлекать любимые игрушки. Объявите малышу, что зайчику нравятся только зеленые бусины, а котику только красные. А вот у львенка есть бусины всех этих цветов, но, к сожалению, совсем не знает цвета, ему обязательно нужно помочь.
4. Отыскивать одинаковые фасолинки, макарошки и т. п. и раскладывать по ячейкам.
Для этой игры хорошо подойдет контейнер от яиц. Заранее перед игрой в 5 ячеек разложите макароны, фасоль, орехи и т. п. Затем предложите малышу напротив этих ячеек разложить точно такие же предметы. Поначалу нерассортированные малышом предметы можете сложить в несколько мисочек (макароны — в одну, фасоль — в другую, затем, чтобы усложнить задание, попробуйте перемешать все в одной миске. Игра развивает мелкую моторику и одновременно помогает закрепить понятие «одинаковый» (достаточно просто употреблять понятие в ходе игры, ребенок быстро его усвоит).
5. Перекладывать фасолинки из одной мисочки в другую, изучать понятия «много-мало».
Сначала разложите фасоль в две мисочки так, чтобы в одной из них было много фасоли, а в другой заметно меньше. Объясняя ребенку где мало, а где много фасоли, обязательно выделяйте эти понятия интонацией («мало» говорите тоненьким голосом, а «много» более низким). Предложите малышу переложить фасоль из одной миски в другую, обсудите, где теперь стало больше фасоли.
6. Играем со шнуровкой.
В этой игре два варианта. Вы можете взять красивую картинку или открытку, проделать в ней много дырочек и взять шнурок, при помощи которого ребенок будет прошнуровывать эти самые дырочки.
В другом варианте шнуровок вместо картинок с дырками используются различные детали, например большие разноцветные бусины, или макароны, которые нужно нанизывать на шнурок. В результате такой игры со шнуровкой должно получиться что-то вроде бус.
В качестве первой шнуровки вы также можете попробовать и такой вариант: возьмите любую не слишком длинную ленточку, а для нанизывания используйте баранки (сушки) или колечки от пирамидки. При этом также объясняйте ребенку, что вы с ним делаете бусы для любимой игрушки. Дырки в сушках значительно больше, чем в деталях шнуровки, что облегчает задачу малышу.
7. Просеиваем крупы через ситечко.
Еще одна развивающая игра, придуманная знаменитой Марией Монтессори. Эта игра нацелена на знакомство ребенка с ситом и его интересным свойством – отделять крупное от мелкого. Для занятия нужно предварительно смешать в миске манку и фасоль. А затем вместе с малышом нужно при помощи ситечка с ручкой отделить фасоль от манки. Отсеянную фасоль складывайте в отдельную мисочку.
В процессе игры объясняйте малышу, что фасоль осталась в ситечке, потому что она крупная и не может пройти через дырочки в сите, а манка мелкая, поэтому она через дырочки просеивается.
8. Поиграем с водой.
Первые действия, которые нужно осваивать – это переливания из стаканчика в стаканчик, наполнение одной большой емкости при помощи другой посуды поменьше (например, небольшими стаканчиками черпаем воду в ведерко). После того, как эти действия освоены, можно учиться разливать воду по стаканам из небольшого чайничка или кувшинчика.
Во время такой игры главное, чему нужно учить малыша – это правильно держать чайник. Объясняйте ребенку, что чайник нужно держать правой рукой (если он правша) за ручку, а левой немного придерживать с другой стороны, при этом поднимать чайник нужно так, чтобы он не касался края стаканчика, иначе стакан упадет. Конечно, на первых порах вам нужно будет держать чайник вместе с малышом, т. к. это задание не из легких.
Переливание воды из чайника в стаканы, естественно, можно интересно обыгрывать. Рассадите игрушки и скажите малышу, что ему сейчас предстоит ответственное задание – разлить всем гостям-игрушкам чай.
В большинстве предоставленных игр используются предметы, которые можно найти на кухне и не нужно тратить много денег в магазине игрушек. Получается очень интересно, познавательно и малозатратно.
Не забывайте, что все игры с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.