Венера Кошелева
Сенсорное воспитание детей раннего и младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста
Автор: Кошелева Венера Расимовна
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов «способность ощущения». Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие». Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, высоту звуков и т. п).
Публикация «Сенсорное воспитание детей раннего и младшего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Раннее детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.
Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждениях.
Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие.
Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов, так и в самостоятельной игровой, поисково-исследовательской деятельности детей.
Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.
Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:
• Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
• Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
• Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;
• Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
• Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
• Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Анализируя программу раннего возраста и младшей группы размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, я постаралась создать для детей предметно - развивающую среду, с учётом их возрастных особенностей, особенно уделила внимание на развитие сенсорных способностей.
При организации сенсомоторного уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детям. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.
Своими руками изготовила специальные панно, с помощью которых дети учатся управляться с разнообразными застёжками, липучками, пуговицами, одновременно упражняясь в различении и названии цветов спектра, геометрических фигур, величины предметов.
В своей работе я использую следующие дидактические игры:
ЦВЕТ: «От какого дерева листок»; «Цветной паровозик»; «Найди будку для щенка»; «Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары»; «Собери грибы»; «Найди яблочко»; «Волшебная мозаика»; «Красивый забор»; «Посади цветок»; «Волшебные краски» и т. д.
ФОРМА: «Собери любой предмет»; «Цветные фигуры»; «Волшебные палочки» и т. д.
РАЗМЕР: «Матрёшки»; «Шары»; «Разложи фигуры по размеру»; «Большой и маленький грибок»; «Собери листочки»; «Собери фигуру» и т. д.
Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов я использую следующие дидактические игры созданные своими руками: «Бантики с прищепкой»; «Волшебные палочки»; «Пуговичное панно»; «Шнуровки»; «Спрячь мышку» и т. д.
В играх с песком, водой, снегом дети знакомятся со свойствами этих материалов (песок сыпется, из мокрого можно лепить, для работы с водой дети используют различные виды посуды: стаканы, ложки, тарелки различной глубины, пипетки, пробирки).
Для развития двигательной активности детей в разных уголках группы размещены разные на ощупь игрушки (волшебный мешочек с сюрпризом; сенсорный домик, мячи разного размера, цвета и качества, кегли.)
Для развития слуха: использую игрушки издающие различные звуки. Для развития музыкального слуха играем на музыкальных инструментах, использую «шумовые коробочки» созданные своими руками, используем музыкально-дидактические игры:
«Найди колокольчик»; «Динь - дон»; «Угадай на чем играю» и т. д.
Использую диски со звуками природы: (воды, грозы, шелест листьев, шум ветра, дождя).
Для развития обоняния - запахи выполняют важную связующую функцию между телом и сознанием. За доли секунды сигнал передаётся из обонятельного центра в определённый отдел мозга, который управляет эмоциями. Таким образом, можно направленно воздействовать на настроение ребё нка: взбодрить его или наоборот, успокоить и т. п. Игры: «Мой любимый запах»; «Узнай запах»; и т. д.
Для осязания: различные материалы с разной фактурой (кусочки меха; шёлка; шерсти, бархатной бумаги, и дт).
Игры: «Найди на ощупь»; «Опиши предмет» и т. д.
Ценность игр заключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интригует его, мобилизует внимание, развивает интерес, мышление ребенка.
Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма. С этой целью была проведена работа с родителями.
Консультации для родителей:
«Мастер-класс «Су-Джок"
«Воспитание сенсорной культуры ребёнка»;
«Пальцы помогают говорить»;
«Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка»;
В заключении следует отметить, что в результате сенсорного воспитания, дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Становится очевидным, что создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.
Используя данную технологию обучения в конце учебного года, дети младшей группы показали не плохой результат: стали лучше осваивать цвет, форму, размер. Это связано еще и с тем, что знания подаются детям в игровой форме. Дети увлечены игрой и не замечают, что они включены в процесс обучения.
Список используемой литературы
1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М. :Просвещение,1988.
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/ Под ред. Л. А. Венгера. – М. :Просвещение,1978.
3. Абдуллаева Ш. А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат. - М. ,1975.
4. Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н. Н. Поддьякова и В. Н. Аванесовой. - М. :Новое время, 1981.
5. Сенсорное воспитание дошкольников. /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М. :Просвящение 1963.
6. Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/pedoput08.htm