Инна Страховская
Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста».
Раскроем тему простым понятным языком. Что такое сенсорика, и как она влияет на развитие головного мозга ребенка?
Публикация «Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Познание окружающего мира начинается с чувственного ознакомления с предметами, с первых ощущений и прикосновений. С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств: глазки, ушки, ротик, носик, тактильная чувствительность (соприкосновение, самым чувствительным местом восприятия являются кончики пальцев и стопы ребенка). Так малыш узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру, текстуру и др.
На первом году жизни задача взрослого создать для ребенка богатую и разнообразную на ощущения внешнюю среду, обращать внимание к свойствам предметов. Обеспечивая приток новых впечатлений, мы способствуем физическому и психическому развития ребёнка.
На втором-третьем году жизни задача сенсорного воспитания существенно усложняется. У ребёнка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (синий, фиолетовый, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, музыка, запахи…. Начиная с трёх лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. На первом году жизни ребёнка задачи сенсорного воспитания успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности (играем, трогаем, берем предметы в рот – это тоже знакомство с окружающим миром, как следствие его познание и развитие головное мозга ребенка).
Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребёнка. Особенно отчётливо эта зависимость прослеживается в художественных видах деятельности, в которых требуется преимущественное развитие тех или иных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок. В развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретённый ребёнком сенсорный опыт, обобщает его: «Это шарик. Он круглый, он катится». По мере того, как ребёнок овладевает речью, его ощущения приобретают новое качество: слово помогает вычленять новый признак, видеть его в других предметах. Введение в словарь ребёнка названий разных признаков (кислый, сладкий, теплый, холодный, прозрачный, красный, блестящий, матовый, гладкий и др.) помогает развить способность к сравнению — важнейшей мыслительной операции. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию, отчётливому различению. Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны — это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. В дошкольном возрасте ребё нок пользуется так называемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определёнными предметами (оранжевый цвет называет «как морковка», зелёный — «как травка»; квадрат определяет через форму кармашка, платочка. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Все формы познания — память, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Наш коврик из природных материалов - это новый сенсорный опыт для детских ножек. Подобные коврики у нас в клубе не единственный. Тема обширная, будет знакомить вас с нею в рубрике сенсорное развитие в умке+