Руфина Давлетшина
Сенсорное развитие детей с ЗПР «Изучаем цвет. Краски цвета»
Принято считать, что к трем годам ребенок умеет различать основные цвета. Исследования показали, что дети начинают воспринимать цвета к 2-3 месяцам. Первые цвета, которые видит ребенок - это желтый, оранжевый, красный, зеленый. Изучение цвета проходит легче в игре, ребенок быстрее учится группировать предметы по цвету и называть.
В своей работе организую разнообразные игры. В начале знакомства с цветами акцентирую внимание на основных цветах : желтый, красный, синий, зеленый.
Публикация «Сенсорное развитие детей с ЗПР „Изучаем цвет, Краски цвета“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Новый цвет начинаем изучать, как только ребенок начнет уверенно называть предыдущий. Провожу аналогии – красный карандаш, красный мяч. Называю цвет, не искажая слова, говорю, что машина желтая, а не желтенькая. При помощи сортировок ребенок научится выделять предметы по цвету и разделять их на группы. Задача взрослого озвучивать цвета, а малыш их запомнит.
Когда мы изучаем цвета, то даем детям визуальную опору. Но для детей с недоразвитием речи и ЗПР этого недостаточно. Надо дать опору на опыт, а для этого задействовать все органы восприятия. Обязательно потрогать, делать самому и при этом педагог называет цвет. На изучение каждого цвета мы отводим неделю, в дальнейшем мы закрепляем наши знания в повседневной жизни.
Изучение цветов можно разделить на несколько этапов. Прежде чем приступать к изучению названий оттенков, нужно убедиться, что малыш может их различать.
1 Способен подобрать цвет по представленному образцу.
2 Способен найти по слову-названию, например, возьми желтый карандаш.
3 Способен сам назвать цвет.
Взрослый показывает предмет и спрашивает: где синий? Желтый? Красный? Взрослый берет предмет и спрашивает, какого он цвета. После занятий обучения цвету снова проверяем знание цветов аналогично. Если ребенок отвечает неверно, значит, рано переходить к следующему этапу и нужно освоить предыдущую ступень. Ребенку предлагают простые упражнения сортирования предметов по цвету. Начинают с 2-3 цветов, к примеру черного и белого, при этом важно, чтобы предметы были одинаковыми. То есть малыш должен пытаться разделить кружки 2 цветов, красную и белую фасоль и т. д. Кстати, это упражнение хорошо развивает моторику.
После освоения такой сортировки приступаю к более сложным упражнениям. Одним из них является сортировка разноцветных предметов.
2 этап Способен найти по слову-названию, например, возьми желтый карандаш.
3 этап Способен сам назвать цвет.
В результате ребенок свободно показывает и называет по просьбе взрослого цвета.