Ольга Минсабирова
Дидактические пособия из ткани для сенсорного развития детей раннего возраста через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические пособия из ткани для сенсорного развития детей раннего возраста через игровую деятельность
Минсабирова Ольга Артуровна,
Воспитатель МБДОУ «Детский сад 245», г. Новокузнецк
minsabirovi@mail.ru
Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность
Публикация «Дидактические пособия из ткани для сенсорного развития детей раннего возраста через игровую деятельность» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2023
Развитие ребенка раннего возраста является фундаментом для его дальнейшего воспитания и обучения, развития познавательных процессов, личности в целом. В этом возрасте ребенок познает окружающий мир, осваивая в том числе сенсорные эталоны цвета, формы, величины и др.
На первом году жизни основная задача сенсорного развития заключается в представлении ребенку разнообразия внешних впечатлений, привлечение его внимания к свойствам окружающих предметов. Сенсорное развитие в этот период обеспечивает приток новых впечатленийи становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка.
На втором-третьем году жизни задача сенсорного развития существенно усложняется. В этот период у малыша начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (синий, фиолетовый, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник.
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста организуется на протяжении всего периода его пребывания в детском саду и закрепляется в условиях семьи. При этом неоценимый вклад в решении проблемы усвоения ребенком сенсорных эталонов отводится игровой деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволили выделить ряд условий, которые позволят эффективно осуществлять сенсорное развитие детей раннего возраста : систематичное использование комплекса дидактических игр и создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Реализация данных условий легла в основу работы по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Первоначально было уделено внимание совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды. В группе собраны материалы по сенсорному развитию детей раннего возраста направленные на восприятие цвета, формы, величины, звуковысотности, тактильных ощущений, вкусовых ощущений.
Совместно с родителями были изготовлены сенсорные коробки («Весна», «Лето», «Зима», «Осень», развивающие сенсорные коврики (рис. 1,которые были выполнены из тканей разных по цвету и фактуре, пуговиц разной фактуры и размера.
Рис. 1. Сенсорные коврики для детей раннего возраста
Также были выполнены сенсорные мешочки, наполненные крупами разного размера, бобовыми, шуршащими тканями, кофе, пряными травами.
Большой интерес вызвали у детей сенсорные книжки, которые выполнены из ярких оттенков тканей, красивых аппликаций с добавлением материалов, развивающих моторику и восприятие, умственные способности ребенка (рис. 2.). При работе с такой книжкойобъединяется игра и обучение детей раннего возраста.
Рис. 2. Сенсорные книжки для детей раннего возраста
В целом, обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми, пособиями) позволило целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, в семье. Разнообразие игр позволяет заинтересовывать детей.
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечила не только организованную воспитателем игровую деятельность детей раннего возраста, но и привлекало их для организации самостоятельной игры.
Работа по сенсорному развитию в ранней группе проводится на протяжении всего дня. Утром организуется работа с сенсорными ковриками и книжками. Детям очень нравится рассматривать сенсорные книжки, получая новые тактильные ощущения от взаимодействия с разными по фактуре материалами, замочками, пуговками, шнурками и др. Обязательно вся работа организуется в форме игры и сопровождается стихотворениями, потешками, детскими песенками.
Также был разработан и внедрен комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста. В основу комплекса игр были положены исследования Л. А. Венгер, Е. А. Янушко и др. и выстроен по принципу от простого к сложного. Отобранные игры направлены на развитие у детей раннего возраста сенсорных эталонов цвета, формы, величины, тактильных ощущений.
В частности, в утренний промежуток времени были запланированы и проведены такие дидактические игры, как «Найди цветок для бабочки», «Подбери такой же предмет», «Посади жука на свой листок» и др. Игры проводились индивидуально и в сюжетной форме. Обязательно в каждой игре детям давался образец действия, сопровождаемый словесным объяснением. В ситуации затруднения выполнения задания использовались сопряженные действия.
Также игры проводились во время прогулки, например, «Найди такой же цветочек», «Спрячь шарик в ладошках», «Покажи такую же», «Поймай киску» и др.
В вечернее время планировались игры с сенсорными книжками, а также ряд дидактических игр, таких как «Спрячемся от дождика», «Найди пару», «Закрой окошко в домике», «Паровозик из Ромашкино» и др.
Большую роль в сенсорном развитии детей раннего возраста играла работа с родителями. В уголке для родителей были размещены: памятка «Игры по сенсорному развитию детей раннего возраста», консультация «Что должен знать ребенок к 3 годам». Также была сделана выставка литературы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.
Таким образом, работа по сенсорному развитию детей раннего возраста носит комплексный и системный характер в основу, которой положено использование игровой деятельности как ведущей деятельности на данном возрастном этапе.
Ссылки на источники:
1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988. - 144 с.
2. Петрова И. В., Присяжнюк С. А., Лиханова Т. И. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. – М. : Сфера, 2012. – 64 с.
3. Хохрякова Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста. – М. : Сфера, 2017. – 128 с.
4. ЯнушкоЯ. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М. : ВЛАДОС, 2018. – 351 с.