Лизунова Валентина Анатольевна
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В детском дошкольном учреждении работаю всего три года. Так как мне в основном пришлось работать с младшими дошкольниками, я обратила внимание на недостаточность развития сенсорной культуры у детей. Сенсорное развитие является фундаментом умственного развития ребенка, необходимо для успешного воспитания ребенка в детском образовательном учреждении, а затем и в начальной школе. При недостачном формировании восприятия предметов, развитии сенсорномоторных действий, у детей возникают трудности с обучением письму, выполнением поделок на уроках труда. Основные задачи сенсорного воспитания, которые необходимо было мне решить:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
• создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;
• содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими, цвета, величины;
• подобрать эффективные игры, игровые упражнения, игры-занятия по сенсорному воспитанию;
• привлечь родителей к созданию развивающих игр и пособий в рамках смотра – конкурса «Мир игрушки»;
• создать сенсомоторный уголок в группе;
• составить картотеку игр по сенсорному развитию.
Сенсорная деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда, в которой он находится. С помощью родителей воспитанников были проведены следующие мероприятия:
• пополнен игровой и сенсорный материал в группе;
• дополнены мелким игровым материалом наборы для экспериментирования с водой и песком, емкости разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания предметов;
• приобретены доски-вкладыши с основными формами; наборы объемных тел; развивающая игра «Блоки Дьенеша»;
• куб – сортер с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел;
• обновлен музыкальный уголок звучащими игрушками;
• приобретен пластмассовый конструктор «Лего».
• изготовлены настольные, дидактические игры: «Разложи предметы по разноцветным кармашкам», «Геометрик», «Закрути крышки», «Разноцветные домики», «Книжка с разноцветными окошками», развивающие панно «Модница», «Домик в деревне».
ля повышения сенсорной культуры воспитанников использовала различные формы работы: проведение опытов, самостоятельные наблюдения, дидактические и подвижные игры.
При ознакомлении детей с различными сенсорными эталонами использовала групповые и индивидуальные занятия, познавательные игры, дающие толчок к познанию мира каждым ребенком. В рамках сенсорного развития детей знакомила их с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также проводила работу по обучению детей целостному восприятию образов предметов. Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, фонетической системы языка – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета, необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать. Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о свойствах предмета. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.
Знакомство детей с цветом осуществляла в ходе непосредственно образовательной деятельности и в быту при рассматривании различных предметов. Проводила игры – занятия: «Цветная вода», «Ниточки для шариков», «Разноцветные кубики», «Найди парочки» с использованием красок, цветных карандашей, пластилина, счетных палочек.
Очень эффективно проведение с детьми подвижных игр с использованием цветных ленточек, флажков, мячей, обручей, колец: «Найди свое гнездышко», «Подними флажок», «Бегите к своему флажку». Для знакомства и закрепления знаний цветов и самостоятельной работы детей в сенсорномоторном уголке я изготовила дидактические игры: «Книжка с разноцветными окошками», «Разложи предметы по цветным кармашкам», «Разноцветные домики», которые помогли воспитанникам в знакомстве с сенсорными эталонами.
Изучая с воспитанниками геометрические формы, использовала специальные игрушки (кубик – сортер, строительный конструктор, рамки -вкладыши). В рамках проведения конкурса «Мир игрушки» родители воспитанников изготовили настольную игру «Геометрик», играя в которую, дети натягивают резинки на гвоздики, получая различные геометрические фигуры.
Чтобы познакомить детей с плоскими и объемными геометрическими формами, проводила с детьми игры – занятия: «Разложи фигуры по домикам», «Фигуры играют в прятки», «Башни». Демонстрировала детям опыты и эксперименты с предметами различных геометрических форм: «Катится – не катится», «Веселый поезд», «Почтовый ящик».
При знакомстве детей с величиной и закреплении знаний о ней использовала следующие методы и приемы:
• сравнение пар предметов во время игр, в режимных моментах зрительно и практически – способом приложения;
• использование специальных дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши, доски Сегена);
• проведение игр - занятий «Накрой платочком», «Покорми кукол», «Подбери мебель для котят»;
• проведение дидактических игр с применением блоков Дьенеша.
Изучая с детьми такой важный аспект сенсорной культуры, как расположение предметов в пространстве, использовала разнообразные способы:
наблюдение в группе и на участке детского сада;
манипуляции с предметами;
занятия рисованием, аппликацией лепкой;
развивающие игры : «Составь предмет», «Посади огород», «Веселый конструктор», «Собери пазлы», «Веселый огород».
Для закрепления знаний детей о величине и расположении предметов в пространстве из бросового материала изготовила развивающие игры : «Закрути правильно крышки» и «Выложи по образцу».
В ходе игр и занятий, направленных на развитие у детей осязания, решала следующие задачи:
развитие хватания;
обучение целенаправленному ощупыванию;
развитие чувствительности пальцев рук;
знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами.
Тактильные ощущения являются важным и информативным источником сведений о внешнем мире. Игры и занятия по развитию осязания проводила во время прогулки, режимных моментов, занятий лепкой, свободной деятельности детей. Для развития восприятия у детей таких свойств предметов, как фактура, плотность, форма, мною были изготовлены дидактические игры: «Тактильный мешочек»; «Найди одинаковые мешочки». Я использовала различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей (карандаши-«султанчики»,игры-шнуровки).
Использование массажных мячей дает очень хорощий результат.
Разные по форме, упругости, фактуре поверхности, мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно. «Шариковые» ванны представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. Опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения. По аналогии использую «Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпаю горох, фасоль, желуди, шишки. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации чувствительности пальцев. Игровые развивающие панно «Модница» и «Домик в деревне», которые изготовили родители воспитанников, представляют собой панно, сшитые из фетра и ряда съемных деталей, изображающих части предметов, из которых ребенок собирает целое по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.
Органом осязания служат пальцы рук, и основные усилия направлены на развитие чувствительности рецепторов пальцев руки. С этой целью использовала различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно – двигательных ощущений:
• лепка;
• аппликация;
• аппликационная лепка;
• конструирование из бумаги, конструктора «Лего»;
• рисование;
• сортировка мелких предметов;
• изготовление поделок из природного материала (ракушек, шишек, желудей, семян ясеня и клена).
Самостоятельная исследовательская деятельность детей вызывает положительные эмоции, помогает снизить умственное утомление. В своей работе использовала пальчиковую гимнастику с элементами массажа, что, несомненно, способствует повышению тактильной чувствительности.
Один раз в неделю я проводила занятия кружка «Умные ладошки», которые направлены на изучение упражнений для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. Для развития слухового внимания у детей в своей практике применяю различные игры: «Угадай, чей голосок», «Постучим, погремим!», «Кто там?». В сенсорномоторном уголке у нас есть набор «шумелок», которые сделаны из пластиковых контейнеров с различными наполнителями. В фонотеке много записей с различными звуками природы (шум воды, моря, голоса птиц, животных, которые также помогают детям в развитие у них слухового восприятия окружающего мира.
Анализ проведенной деятельности показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических, подвижных, развивающих игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность детей. На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Воспитание сенсорной культуры поможет детям в старшей и подготовительной группе овладеть навыками письма, послужит базой для изучения математики.