Нина Александровна Трохова
Сенсорная коробка «Огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад комбинированного вида №29»
«Огород»
Составитель:
воспитатель гр. №2
Трохова Н. А.
г. Сухой Лог
2019г.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
Сухомлинский В. А.
Публикация «Сенсорная коробка „Огород“» размещена в разделах
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные коробки и сухой бассейн
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2019
Сенсорная коробка — универсальное дидактическое пособие. Её можно использовать не только по прямому назначению, обогащая сенсорные впечатления малышей, но и знакомить с разными сказками или лексическими темами, делая её тематической. Сенсорная коробка может стать основой комплексного занятия, на которой завязан сюжет и все развивающие задания, которые вы планируете предложить ребенку во время игры. Сенсорная коробочка - универсальная развивающая игрушка для детей. По сути, это просто емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать, то, что находится внутри.
Сенсорная коробочка развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственно – образное мышление, концентрацию внимания, усидчивость, координацию движений, любопытство, воображение, фантазию и творческие способности.
Наиболее благоприятным для сенсорного развития многие исследователи считают ранний и дошкольный возраст, поэтому педагогам и родителям необходимо создать условия и подобрать средства сенсорного воспитания, которые бы этому способствовали.
Одним из эффективных средств сенсорного развития ребенка являются сенсорные коробки.
Цель сенсорных коробок - развитие сенсорного восприятия окружающего мира.
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики, координации движения, восприятия и формирования знаний о внешних свойствах предметов и материалов
2. Развитие таких психических процессов, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев
3. Получение детьми знаний об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.
Материалы для изготовления сенсорной коробки:
• пластиковый контейнер
• коробка (деревянная или картонная)
• глубокая миска
• надувной бассейн
• поднос с высокими бортиками
• корзина и прочие емкости
Наполнить сенсорную коробку можно различными материалами:
• Природный материал: песок натуральный/искусственный, земля, глина, трава/сено, листья, опилки, камни, перья
• Крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный, пшено, перловка, манка, овсянка
• Бобовые: фасоль, горох, чечевица
• Макароны, мука, сахар, соль, крахмал, кофе
• Жидкости: вода, лед, снег, молоко, мыльный раствор, масло
• Водяной грунт, гидрогель
• Кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин
• Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы.
• Паролон, губка, вата, ватные диски
Предметами – наполнителями могут служить:
• фигурки животных, насекомых, рыб и людей,
• растения (искусственные и настоящие,
• игрушки от киндер-сюрпризов,
• камни, ракушки, шишки, орехи
• кубики, кольца, шарики, крышечки
• лоскуты ткани, вата, бусины,
• маленькие коробочки, детали конструктора (Lego)
• игрушечные фрукты, грибы
• буквы и цифры,
• лопатки, ложки, грабли,
• мисочки, чашки, стаканчики, маленькие ведерки,
• груша для воды, сито, воронка, мельница и др.
Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.
Для детей 1,5-2 лет используются сенсорные коробочки с наполнителем, разным по тактильным ощущениям (без предметов). Цель – познакомить с коробочкой, дать ребёнку как можно больше разных тактильных ощущений, разработать пальчики и ручки в целом.
Детям 2-3 лет в сенсорные коробки нужно добавить игрушки и предметы и показать как с ними играть (что с ними делать). Цель – развитие координации движений и мелкой моторики. Обучение сортировке предметов по размерам, цветам, свойствам.
Для детей 3-5 лет сенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр. Цель – развитие воображения. Возможность ребенку самому выбрать игру, материал и предметы наполнителя.
Для детей 5-7 лет сенсорные коробки — пространство для фантазий, логических и познавательных игр.
Игры можно и нужно разделять по гендерному принципу: мальчики выбирают игры с машинками, военную тематику, динозавров, ну а девочки предпочитают фей, единорогов и розовый цвет наполнителя коробки.
Правила работы с сенсорными коробками:
1. Занятие проводится индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка
2. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине!
3. При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.
4. До и после окончания работы - помыть руки с мылом!
Сенсорные коробки можно использовать при изучении различных тем на занятиях в разных образовательных областях, или пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе для самостоятельной и/или индивидуальной работы с детьми.
Вывод: использование сенсорной коробки в работе с дошкольниками это интересная и полезная работа, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Важно не забывать менять содержимое коробочки и не давать детям все сразу, чтобы каждая игра давала детям ощущение новизны и необычности, оставалась для них всегда интересной, заманчивой, а главное – несла в себе развивающую функцию.
Сенсорный коробка "Огород"
Цель: развивать сенсорное восприятие окружающего мира.
Задачи:
• развитие сенсорных анализаторов;
• развитие мелкой моторики;
• развитие мышления;
• развитие творческих способностей ребенка.
Игра «Прячем ручки».
Цель - снятие психоэмоционального напряжения. Закрепление понятий: глубоко, спрятаться, пошевелить, колется, закопать, найти.
«Пальчиковый бассейн» - это позволяет детям познакомиться с крупой.
Игра «Огород»
Цель: воссоздание всего процесса выращивания овощей на огороде. Закрепление понятия как «овощи», названия овощей, посадить, выкопать.
Игра «Назови овощ»
Цель: учить детей узнавать и называть овощи; понимать и выполнять инструкцию «возьмите по одному»; повторять за воспитателем несложные фразы. (По ходу занятия следует использовать в речи обобщающее понятие овощи).
Ход игры:
Воспитатель сообщает детям, что в коробке, которая стоит на его столе, лежат овощи.
Воспитатель: сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. Посмотрю, знаете ли вы их.
Воспитатель достает морковь, лук, помидор, горох, огурец, дети называют каждый овощ. После того как овощи названы, воспитатель кладет их обратно в коробку. Затем воспитатель спрашивает о цвете, форме и величине овощей, дети, отвечают.
Дидактическая игра «Овощи»
Цель: знакомство детей с названием овощей (морковь, огурец, помидор, лук, горох). Формирование представлений о цвете, форме, величине предметов. Развитие тактильных ощущений. Развивать умение соотносить предметы с их изображением. Выделение предметов в окружающей среде.
Материал: сюжетная картинка «В огороде», муляжи овощей из соленого теста, сенсорная коробка, «Чудесный мешочек», маски.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку «В огороде» Дети рассматривают, воспитатель рассказывает, где растут овощи».
Стихотворение:
Летом солнце грело, грело,
Чтоб на грядке все созрело.
Огород у нас большой
Все созрело хорошо
Предлагает детям посетить огород (заранее приготовленная сенсорная коробка, где расположены грядки) и собрать овощи на поднос.
Дети собирают овощи, садятся на ковре. Рассматривают овощи, обводят
пальчиком, ощупывают, называют их. Определяют цвет овощей, их форму, размер.
Воспитатель предлагает разложить овощи по цвету («Отбери все красные, зеленые и т. п.», по форме «Отбери все круглые, овальные, треугольные»).
Далее предлагается отгадать загадки:
«Он красный, круглый. Что это?» (Помидор)
«Он зеленый, овальный, пупырчатый. Что это? (Огурец)
«Она длинная, треугольная, оранжевая. Что это? (Морковь) и т. д.
Воспитатель предлагает детям поиграть с «Чудесным мешочком» с натуральными овощами или муляжами.
Дети по очереди опускают руку в мешочек, на ощупь определяют, что это за овощ, еще раз проговаривают их форму, размер, цвет.
Далее детям предлагается инсценирование стихотворения Ю. Тувима
«Овощи».
Детям надеваются маски овощей.
«Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох.
Хозяйка тем временем ножик взяла.
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох.
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох.
И суп овощной оказался неплох!