Елена Павленко
Программа «Волшебная сенсорная комната» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Темная сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок (взрослый) сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом.
Публикация «Программа „Волшебная сенсорная комната“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Предлагаемая программа содержит занятия, направленные на расширение познавательной сферы и на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Занятия отличаются по сложности и насыщенности, носят игровой характер.
Цель программы : расширение познавательной сферы, развитие воображения, сенсомоторных навыков, коррекция внимания, эмоционально волевой сферы ребенка.
Задачи:
1. создать эмоционально- положительный настрой в группе;
2. снять эмоционально-мышечное напряжение;
3. воспитывать доверие, доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
4. развивать наблюдательность и внимание;
5. развивать речь детей, обогащать пассивный и активный словарь;
6. развивать общую и мелкую моторику,
7. развивать игровые навыки, произвольность поведения,тактильную чувствительность и зрительную координацию.
8. осуществить коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка.
Принципы построения программы :
1. Принцип гуманизма и педагогического оптимизма основывается на утверждении «не навреди», т. е. любая коррекционно-развивающая работа должна способствовать развитию ребенка, а не тормозить его ход.
2. Принцип единства возрастного и индивидуального в развитии, т. е. индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.
3. Принцип развития психики, сознания в деятельности предполагает, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития является деятельность.
4. Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что коррекционная работа осуществляется последовательно через определенные промежутки времени. При этом корректируется и развивается вся личность в целом, а не отдельные ее стороны.
5. Принцип активности предполагает включенность ребенка в ситуацию группового взаимодействия: попытки детей овладеть своим поведением, объяснить собственную точку зрения и чувства и т. д.
6. Принцип доверия – создание атмосферы доброжелательности, поддержки;
наличие у ребенка положительной установки на коррекционную работу.
7. Принцип сотрудничества предполагает принятие взрослым роли «партнера» в процессе совместной деятельности.
Длительность занятий 15-25 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей участников занятий и целей упражнений).
Работа по данной программе не требует строгого соблюдения алгоритма занятий: по собственному желанию и с учетом специфики работы в темной сенсорной комнате психолог может заменять упражнения, что позволит более творчески использовать интерактивное оборудование. Взаимодействие со специальным оборудованием сенсорной комнаты положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулирует зрительные, слуховые анализаторы, мелкую моторику, активизирует речевые проявления.
Форма проведения занятий: игровые упражнения.
Структура группового занятия:
1. Ритуал приветсвия
2. Разминка
3. Основное содержания занятий
4. Рефлексия
5. Ритуал прощания
Разработанная мною программа адресована педагогам-психологам, осуществляющим работу с детьми в сенсорной комнате.
Оборудование:
1. пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь».
2. детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной;
3. сухой душ;
4. пуфики-кресло «Груша»;
5. проектор;
6. зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света;
7. сухой бассейн;
8. музыкальный центр и набор музыкальных дисков.
Оценка эффективности: эффективность занятий по программе отслеживается общей диагностикой ребенка, наблюдением за его поведением в различных ситуациях, отслеживанием его учебной деятельности.
Предполагаемый результат: улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.