Елена Васильевна Алексеева
Сенсорная интеграция и ее нарушение
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсoрная интеграция является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге. Нервная система человека получает и обрабатывает информацию от органов чувств. Этот процесс называется сенсорной интеграцией.
Нарушение сенсoрнoй интеграции – это состояние, при котором мозг испытывает проблемы с получением и реагированием на информацию, поступающую через органы чувств.
Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т. е. всю систему работы анализаторов.
Публикация «Сенсорная интеграция и ее нарушение» размещена в разделах
Развитие процессов обработки информации происходит во время активного и разнообразного взаимодействия ребенка с окружающим миром. В первые 7 лет жизни мозг ребенка настроен, в первую очередь, на обработку сенсорной информации, восприятие и мышление ребенка опираются непосредственно на полученные ощущения, а деятельность имеет преимущественно двигательную природу. Успешное сенсомоторное развитие детей в этот возрастной период способствует дальнейшему развитию их ментальных и социальных навыков. Таким образом, сенсорная интеграция, развиваемая детьми в раннем детстве и дошкольном возрасте во время игр, говорения, двигательной активности, является основой для более сложной интеграции, необходимой для освоения письма, чтения, счета и прочих учебных программ, а также для адекватного социального поведения и способности справляться с проблемами.
Дети, у которых плохо развита сенсорная интеграция, в дальнейшем будут испытывать трудности в обучении и коммуникации с окружающим миром.
Если существует дефицит сенсорного различия, то возникают трудности в интерпретации стимулов : в определении их силы, модальности, сходства. Так, ребёнок с аутизмом «не слышит» маму, потому что ее голос не дифференцируется с остальными звуками.
Существуют основные сенсорные системы : тактильная, прoприoцептивная, вестибулярная, обонятельная, зрительная, слуховая и вкусовая. Если слуховая, обонятельная, зрительная и вкусовая системы начинают работать на более поздней стадии развития, то нарушается развитие ребенка.
1. Проприоцептивная (осознание тела). Мышцы и связки – активируются натяжение мышц и движение. Обеспечивает информацией о том, где находится соответствующая часть тела и как она двигается.
2. Слуховая (слух). Внутреннее ухо – стимулируется воздушными, звуковыми волнами. Обеспечивает информацией о звуках в окружающем пространстве (громкий, тихий, высокий, низкий, близкий, далекий).
3. Вестибулярная (баланс). Внутреннее ухо – стимулируется движением головы и входящими сигналами от других чувств, особенно зрения. Обеспечивает информацией о том, как расположено наше тело в пространстве, и о том, двигается ли наше тело или окружающее пространство.
4. Вкусовая (вкус). Химические рецепторы на языке – близко вплетена в обонятельную систему. Обеспечивает информацией о разных типах вкуса (сладкий, кислый, горький, соленый, острый).
5. Тактильная (касание). Кожа – плотность распределения клеток варьирует по всему телу. Области наибольшей плотности включают рот, кисти и гениталии.
Обеспечивает информацией об окружающей среде и качествах объектов (касание, давление, текстура, жесткий, мягкий, острый, тупой, горячий, холодный, болезненный).
6. Обоняние (запах). Химические рецепторы в полости носа – близко связаны
с вкусовой системой. Обеспечивает информацией о различных типах запахов (несвежий, резкий, раздражающий, гнилостный, цветочный, пикантный).
7. Зрительный (свет). Ретинальная оболочка глаза – стимулируется светом. Обеспечивает информацией об объектах и людях. Помогает нам определить границы того, как мы перемещаемся во времени и пространстве.
Подборка сенсорных игр и активностей для дома:
Прыжки.
Подпрыгивание ребенка на коленях родителя
Прыжок / падение в матрас / подушку
Прыжок с хула-хупом
Подпрыгивание сидя на гимнастическом мяче
Вестибулярный аппарат:
Качели на гамаке
Потяните ребенка за одеяло
Качели на детской площадке
Крепко держать за руки и вращаться
Работа на силу:
Ходьба на руках
Игра в толкание рук
Игра «Тянуть шарф»
Езда на велосипеде вместе (с сопротивлением).