Папки-передвижки

Сенсорная интеграция и ее нарушение

Елена Васильевна Алексеева
Сенсорная интеграция и ее нарушение

Сенсoрная интеграция является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге. Нервная система человека получает и обрабатывает информацию от органов чувств. Этот процесс называется сенсорной интеграцией.

Нарушение сенсoрнoй интеграции – это состояние, при котором мозг испытывает проблемы с получением и реагированием на информацию, поступающую через органы чувств.

Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т. е. всю систему работы анализаторов.

Развитие процессов обработки информации происходит во время активного и разнообразного взаимодействия ребенка с окружающим миром. В первые 7 лет жизни мозг ребенка настроен, в первую очередь, на обработку сенсорной информации, восприятие и мышление ребенка опираются непосредственно на полученные ощущения, а деятельность имеет преимущественно двигательную природу. Успешное сенсомоторное развитие детей в этот возрастной период способствует дальнейшему развитию их ментальных и социальных навыков. Таким образом, сенсорная интеграция, развиваемая детьми в раннем детстве и дошкольном возрасте во время игр, говорения, двигательной активности, является основой для более сложной интеграции, необходимой для освоения письма, чтения, счета и прочих учебных программ, а также для адекватного социального поведения и способности справляться с проблемами.

Дети, у которых плохо развита сенсорная интеграция, в дальнейшем будут испытывать трудности в обучении и коммуникации с окружающим миром.

Если существует дефицит сенсорного различия, то возникают трудности в интерпретации стимулов: в определении их силы, модальности, сходства. Так, ребёнок с аутизмом «не слышит» маму, потому что ее голос не дифференцируется с остальными звуками.

Существуют основные сенсорные системы: тактильная, прoприoцептивная, вестибулярная, обонятельная, зрительная, слуховая и вкусовая. Если слуховая, обонятельная, зрительная и вкусовая системы начинают работать на более поздней стадии развития, то нарушается развитие ребенка.

1. Проприоцептивная (осознание тела). Мышцы и связки – активируются натяжение мышц и движение. Обеспечивает информацией о том, где находится соответствующая часть тела и как она двигается.

2. Слуховая (слух). Внутреннее ухо – стимулируется воздушными, звуковыми волнами. Обеспечивает информацией о звуках в окружающем пространстве (громкий, тихий, высокий, низкий, близкий, далекий).

3. Вестибулярная (баланс). Внутреннее ухо – стимулируется движением головы и входящими сигналами от других чувств, особенно зрения. Обеспечивает информацией о том, как расположено наше тело в пространстве, и о том, двигается ли наше тело или окружающее пространство.

4. Вкусовая (вкус). Химические рецепторы на языке – близко вплетена в обонятельную систему. Обеспечивает информацией о разных типах вкуса (сладкий, кислый, горький, соленый, острый).

5. Тактильная (касание). Кожа – плотность распределения клеток варьирует по всему телу. Области наибольшей плотности включают рот, кисти и гениталии.

Обеспечивает информацией об окружающей среде и качествах объектов (касание, давление, текстура, жесткий, мягкий, острый, тупой, горячий, холодный, болезненный).

6. Обоняние (запах). Химические рецепторы в полости носа – близко связаны

с вкусовой системой. Обеспечивает информацией о различных типах запахов (несвежий, резкий, раздражающий, гнилостный, цветочный, пикантный).

7. Зрительный (свет). Ретинальная оболочка глаза – стимулируется светом. Обеспечивает информацией об объектах и людях. Помогает нам определить границы того, как мы перемещаемся во времени и пространстве.

Подборка сенсорных игр и активностей для дома:

Прыжки.

Подпрыгивание ребенка на коленях родителя

Прыжок / падение в матрас / подушку

Прыжок с хула-хупом

Подпрыгивание сидя на гимнастическом мяче

Вестибулярный аппарат:

Качели на гамаке

Потяните ребенка за одеяло

Качели на детской площадке

Крепко держать за руки и вращаться

Работа на силу:

Ходьба на руках

Игра в толкание рук

Игра «Тянуть шарф»

Езда на велосипеде вместе (с сопротивлением).

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей «Праздник косичек» «Праздник косичек». ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.

«Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий«Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий «Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий. Цель Сохранять и укреплять здоровье детей, создавать положительный.

Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС»Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС» Люблю различного рода семинары, где можно посмотреть, как работают воспитатели в других детских садах, почерпнуть для себя что-то новенькое.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сенсорная интеграция и ее нарушение
Опубликовано: 1 августа 2024 в 15:14
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорная интеграция и ее нарушение» (включая файлы) размещена пользователем Елена Васильевна Алексеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД