Виктория Саунина
Сенсорная интеграция детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорная интеграция – это неврологический процесс, обеспечивающий организацию всех сенсорных ощущений, которые получает человек. Ощущения является элементарным ответом нервной системы на раздражитель. Мы получаем их от взаимодействия с окружающей средой и от собственного тела. Интеграция необходима для обеспечения целостного восприятия объектов окружающего мира и себя в нем. Благодаря ей несколько ощущений объединяются в единое восприятие, в образ, в представление.
Темочки:
Виды сенсорной интеграции детей :
Тактильная. Обеспечивает ощущениями осязания, давления, фактуры, холода, боли.
Активности и стимулы, для тактильной системы: тесная, прилегающая к телу одежда; пуховое одеяло; антистрессовые игрушки; прикосновение к холодному или теплому; рисование на песке; сенсорные дорожки; тактильные коробки; объемные рисунки; игры с водой.
Вестибулярная. Обеспечивает информацией о местоположении и движении тела (скорости и направлении движения, а также о движущихся вокруг нас объектах.
Активности и стимулы для вестибулярной системы: прыгать на батуте; кувыркаться; висеть вниз готовой; заниматься на терапевтическом надувном мяче; качаться на качелях; вращаться на каруселях, диске.
Проприоцептивная. Обеспечивает информацией о конкретной части тела и ее движении.
Активности и стимулы для проприоцептивной системы: выполнение физических упражнений; перенос тяжестей; ходьба, бег; хождение на руках (положение "тачка"); утяжелители на руки или ноги; отжимание (от стены, от пола, от стола);
Обонятельная. Обеспечивает информацией о видах запаха приятный, съедобный или неприятный, (затхлый, резкий, гнилой, цветочный, едкий).
Стимулы для обонятельной системы: пахнущие ручки или маркеры; продукты с выраженным запахом (цитрусовые, хлеб, шоколад и др.); ароматические масла; пахнущие крема и масла для тела.
Слуховая. Обеспечивает информацией о звуковых сигналах в окружающей среде (громкие, тихие, далекие, близкие, высокие, низкие).
Активности и стимулы для слуховой системы: наушники; музыка; звон колоколов; говорящие игрушки; аудиозаписи и т. п.
Зрительная. Обеспечивает информацией об объектах и субъектах, а также помогает расширить визуальный спектр во время движения.
Активности и стимулы для зрительной системы: очки (в том числе солнцезащитные); лазерная ручка; темное помещение; ограничение обзора; индивидуальное рабочее место.
Вкусовая. Обеспечивает информацией о вкусовых качествах объекта (сладкий, горький, кислый, острый, соленый).
Активности и стимулы для вкусовой системы: разные вкусы; разная консистенция пищи; хрустящая пища; газированная вода.
Сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Ранней дошкольный период (от 1 года до 3 лет). В этот период у ребенка происходит накапливание представлений :
• о вкусовых качеств продуктов (сладкое, кислое, соленое);
• о форме, цвете, величине предметов;
• о признаках предметов (мягкий, пушистый, холодный, горячий);
В данный период основной задачей является разнообразие получаемых представлений. Необходимо знакомить ребенка:
• со всеми разновидностями свойств предметов (мягкий-твердый, холодный-горячий, пушистый - гладкий, деревянный, железный, каменный, стеклянный);
• со всеми цветами спектра (розовый, фиолетовый, лиловый, бирюзовый, изумрудный, коралловый и т. д.);
• с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб и т. д.).
Игры для развития осязания (тактильного восприятия)
К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка необходимо играть с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Для этого малышу нужны разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.
Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.
Заинтересуют малыша игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить. Фольгой можно обвернуть геометрические фигуры, сделанные из картона или кубики.
Занимательными будут игры с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями.
Играйте с различными крупами: опускайте ручки в коробку и ищите спрятанную маленькую игрушку среди круп; пересыпайте крупу из одной емкости в другую; смешивайте различные крупы, а затем разделяйте. Играйте с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, пластилином, тестом из муки и соли.