Юлия Шургина
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В. Сухомлинский.
Мелкая моторика является важным компонентом в развитии ребёнка раннего возраста.
Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным скоординированным действиям. За мелкую моторику «отвечает» нервная и мышечная системы, а также зрение.
Публикация «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Развитие мелкой моторики рук у детей проходит в несколько этапов. Ещё в первые месяцы жизни малыш способен ухватиться за пальцы взрослого или удерживать погремушку, вложенную ему в руку. Затем в 3-4 месяца делает первые попытки взять самостоятельно заинтересовавшую его игрушку, перекладывая её из одной руки в другую. Брать двумя пальчиками. В 6 месяцев малыш активно манипулирует с различными игрушками. После года ребёнок уже пытается держать в руках ложку, рисовать, застёгивать пуговицы. С возрастом количество операций требующих развитие мелкой моторики рук будет возрастать.
Движение рук тесно связано с речью. Поэтому мелкую моторику рук необходимо развивать с раннего возраста.
Связь развития руки тесно связана с развитием мозга. Эту связь наглядно показал канадский учёный Пенфилд, который изобразил мозг человека.
Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, ещё треть – губы, язык, гортань, то есть речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало.
Развитие рук начинается с плеча, затем развивается предплечье, затем кисть руки и уже после пальцы.
Неотъемлемым звеном в развитии мелкой моторики является пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика бывает двух видов: активная и пассивная.
Активная гимнастика включает в себя пальчиковые игры (выполнение упражнений с заданием). Например: «Фасоль», «Мелкая мозайка» и т. д.
Пассивная гимнастика включает в себя массаж. Например: «Су джок» терапия (последнее достижение китайской медицины, Hendgum - жвачка для рук или умный пластилин (современный тренажёр для развития мелкой моторики рук).
Также необходимо применять массаж.
Основные приёмы массажа.
Поглаживания. Поверхностное поглаживание успокаивает ребёнка, а сильное – возбуждает. В раннем возрасте используется только поверхностный массаж мехом или кистью.
Растирание. Слабое поглаживание и сдвигание кожи, комфортное для ребёнка
Вибрация. Тычки по тыльной стороне.
Массаж нужно проводить ежедневно по 3-5 минут.
На ряду с массажем используют ладонно – пальчиковые игры, которые сопровождают движения речью.
Также можно использовать самомассаж, который включает в себя:
- хлопки;
- потирание ладоней;
- перекатывание предметов с неровной поверхностью (мячики – ёжики);
- сжимание и разжимание упругих предметов, предпочтительно «пищащих», чтобы при разжатии они издавали звук;
- катание предметов с неровной поверхностью (грецкие орехи, карандаши);
- Поглаживание кончиков пальцев жёсткой щёткой (на развитие тактильных ощущений).
Для развития тактильных ощущений можно использовать и другие игры, например: «Ёжики», «Чудесный мешочек», «Тактильный бассейн» (ёмкость с крупой) и т. д.
Наряду с развитием мелкой моторики необходимо также развивать и сенсорные навыки. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.
Значение сенсорного развития в раннем детстве велико :
• Совершенствование деятельности органов чувств;
• Накопление представлений об окружающем мире.
С одной стороны сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие окружающего мира необходимо не только для успешного обучения детей в детском саду, но и для многих видов деятельности.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определённую роль. Ведь не зря профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. На 2-3 году жизни ребёнок ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него ещё только начинают накапливаться представления о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, а накопление этих представлений проходит через игру, т. к. доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов.
Ребёнок, действуя с предметами зачастую ориентируется на отдельные, бросающиеся признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик. Например, меховую шапку или пушистый воротник ребёнок называет «киской».
Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия.
К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребёнка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств.
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.
Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой - маленький, формы (круг, квадрат, прямоугольник, цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный, чёрный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т. п.
Основным методом организации игр – занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие пирамидки, кубы – вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, мозаика). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития : их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнение элементарных действий с ними удобны для игр – занятий с детьми раннего возраста.
Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости. Способности воспринимать красоту и гармонию мира.
В течении третьего года жизни при целенаправленном сенсорном воспитании у ребёнка наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Он подолгу манипулирует ими, рассматривает, ощупывает, перекладывает их с места на место, обнаруживая новые параметры предметного мира.
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития и восприятия :
• Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
• Дети группируют в соответствии с образцом предметы пол форме, цвету, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;
• Дети соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.);
• Дети узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, лимон и т. п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка;
• Дети обозначают различные предметы в соответствии с их характерными признаками: лес, море, листья и т. п. ;
• Дети активно используют «опредмеченные» слова – названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, цвета (травка, солнышко, помидор, небо);
• Дети отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машинку бруски – «кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);
• Дети начинают активно пользоваться общепринятыми словами – названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может назвать и жёлтый, и зелёный предмет).
Окружающий мир многообразен, его познание требует включения в процесс восприятия разных анализаторов – зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса – и сенсомоторных действий. Работа по развитию восприятия должна осуществляться систематически, последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей.