Приложение МААМ

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста

Юлия Шургина
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В. Сухомлинский.

Мелкая моторика является важным компонентом в развитии ребёнка раннего возраста.

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным скоординированным действиям. За мелкую моторику «отвечает» нервная и мышечная системы, а также зрение.

Публикация «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах

Развитие мелкой моторики рук у детей проходит в несколько этапов. Ещё в первые месяцы жизни малыш способен ухватиться за пальцы взрослого или удерживать погремушку, вложенную ему в руку. Затем в 3-4 месяца делает первые попытки взять самостоятельно заинтересовавшую его игрушку, перекладывая её из одной руки в другую. Брать двумя пальчиками. В 6 месяцев малыш активно манипулирует с различными игрушками. После года ребёнок уже пытается держать в руках ложку, рисовать, застёгивать пуговицы. С возрастом количество операций требующих развитие мелкой моторики рук будет возрастать.

Движение рук тесно связано с речью. Поэтому мелкую моторику рук необходимо развивать с раннего возраста.

Связь развития руки тесно связана с развитием мозга. Эту связь наглядно показал канадский учёный Пенфилд, который изобразил мозг человека.

Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, ещё треть – губы, язык, гортань, то есть речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало.

Развитие рук начинается с плеча, затем развивается предплечье, затем кисть руки и уже после пальцы.

Неотъемлемым звеном в развитии мелкой моторики является пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика бывает двух видов: активная и пассивная.

Активная гимнастика включает в себя пальчиковые игры (выполнение упражнений с заданием). Например: «Фасоль», «Мелкая мозайка» и т. д.

Пассивная гимнастика включает в себя массаж. Например: «Су джок» терапия (последнее достижение китайской медицины, Hendgum - жвачка для рук или умный пластилин (современный тренажёр для развития мелкой моторики рук).

Также необходимо применять массаж.

Основные приёмы массажа.

Поглаживания. Поверхностное поглаживание успокаивает ребёнка, а сильное – возбуждает. В раннем возрасте используется только поверхностный массаж мехом или кистью.

Растирание. Слабое поглаживание и сдвигание кожи, комфортное для ребёнка

Вибрация. Тычки по тыльной стороне.

Массаж нужно проводить ежедневно по 3-5 минут.

На ряду с массажем используют ладонно – пальчиковые игры, которые сопровождают движения речью.

Также можно использовать самомассаж, который включает в себя:

- хлопки;

- потирание ладоней;

- перекатывание предметов с неровной поверхностью (мячики – ёжики);

- сжимание и разжимание упругих предметов, предпочтительно «пищащих», чтобы при разжатии они издавали звук;

- катание предметов с неровной поверхностью (грецкие орехи, карандаши);

- Поглаживание кончиков пальцев жёсткой щёткой (на развитие тактильных ощущений).

Для развития тактильных ощущений можно использовать и другие игры, например: «Ёжики», «Чудесный мешочек», «Тактильный бассейн» (ёмкость с крупой) и т. д.

Наряду с развитием мелкой моторики необходимо также развивать и сенсорные навыки. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Значение сенсорного развития в раннем детстве велико :

• Совершенствование деятельности органов чувств;

• Накопление представлений об окружающем мире.

С одной стороны сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие окружающего мира необходимо не только для успешного обучения детей в детском саду, но и для многих видов деятельности.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определённую роль. Ведь не зря профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. На 2-3 году жизни ребёнок ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него ещё только начинают накапливаться представления о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, а накопление этих представлений проходит через игру, т. к. доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов.

Ребёнок, действуя с предметами зачастую ориентируется на отдельные, бросающиеся признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик. Например, меховую шапку или пушистый воротник ребёнок называет «киской».

Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия.

К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребёнка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой - маленький, формы (круг, квадрат, прямоугольник, цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный, чёрный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т. п.

Основным методом организации игр – занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие пирамидки, кубы – вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, мозаика). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития : их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнение элементарных действий с ними удобны для игр – занятий с детьми раннего возраста.

Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости. Способности воспринимать красоту и гармонию мира.

В течении третьего года жизни при целенаправленном сенсорном воспитании у ребёнка наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Он подолгу манипулирует ими, рассматривает, ощупывает, перекладывает их с места на место, обнаруживая новые параметры предметного мира.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития и восприятия :

• Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

• Дети группируют в соответствии с образцом предметы пол форме, цвету, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;

• Дети соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.);

• Дети узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, лимон и т. п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка;

Дети обозначают различные предметы в соответствии с их характерными признаками: лес, море, листья и т. п. ;

• Дети активно используют «опредмеченные» слова – названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, цвета (травка, солнышко, помидор, небо);

• Дети отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машинку бруски – «кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);

• Дети начинают активно пользоваться общепринятыми словами – названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может назвать и жёлтый, и зелёный предмет).

Окружающий мир многообразен, его познание требует включения в процесс восприятия разных анализаторов – зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса – и сенсомоторных действий. Работа по развитию восприятия должна осуществляться систематически, последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работыПознавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Развитие двигательной активности у детей раннего возрастаРазвитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Развитие движений детей раннего возрастаРазвитие движений детей раннего возраста Сегодня вспомним основные задачи в раннем возрасте по физическому развитию. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики у детей раннего возраста Благодаря современной науке, мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения.

Развитие речевого слуха у детей раннего возрастаРазвитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью игрового пособия «Радужные ленточки»Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью игрового пособия «Радужные ленточки» Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью игрового пособия «Радужные ленточки». Все педагоги в сфере коррекционного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста
Опубликовано: 19 апреля 2022 в 23:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Шургина (УИ 643913) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД