Шостак Анна
Семья как источник нравственного воспитания ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В статье описана роль нравственного воспитания в развитии и формировании ребенка; рассмотрены факторы, играющие ведущую роль в его нравственном воспитании.
Значимость нравственного воспитания в развитии и формировании личности подчеркивалась с древних времен. Многие выдающиеся педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Д. К. Ушинский, И. Песталоцци) отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию.
Публикация «Семья как источник нравственного воспитания ребенка» размещена в разделах
В своем трактате «Наставление нравов» выдающийся чешский педагог Я. А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает» [1].
Одна из существенных особенностей нравственности – осознанный выбор поступков, который осуществляется на основе усвоения знаний о нравственных нормах, идеалах, ценностях и т. д. Нравственное развитие человека определяет его способ взаимодействия с миром.
Таким образом, первое, с чего начинается сознательное отношение человека к миру – это овладение и последующее освоение информации о существующих нормах и правилах поведения.
Как известно, основы нравственного воспитания закладываются в семье. Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию [2, 8].
Создание семьи (вступление в брачные отношения) предполагает начало внутренней работы, душевных усилий, нравственного роста пары. Как отмечает В. А. Сысенко, после заключения брака должно произойти постепенное слияние двух «Я» – мужа и жены, отождествление потребностей, интересов, желаний, намерений [6].
С рождением ребенка в семье начинается новый этап, который неизбежно откладывает отпечаток на взаимоотношения мужчины и женщины, пары [2]. Статистика разводов свидетельствует о том, что эти перемены не всегда благоприятны (более 40 % разводов приходится на молодые семьи, пробывшие в браке менее 5 лет) [3]. Это признак того, что на первой стадии жизненного цикла семьи не произошло взаимное приспособление супругов, согласование систем ценностей, не сформировалась общая мировоззренческая позиция. Значимость единства взглядов родителей выражается в словах известного советского педагога А. С. Макаренко: «Цельность и единство семейного коллектива необходимое условие хорошего воспитания» [4]. Любовь родителей друг к другу зачастую становится главным воспитательным фактором.
Семейное воспитание начинается с воспитания у ребенка простых норм нравственности. Сфера приложения этих норм в основном сводится к поведению в семье, быту, повседневным взаимоотношениям. Простые нормы сохраняются на протяжении всей жизни человека, хотя с годами изменяется их содержание, широта охвата ими явлений действительности, их место в системе морального кодекса личности.
В. А. Сухомлинский писал: «Познание ребенком мира начинается с познания человека, а человек открывается перед ребенком в образе матери, отца и учителя. Выражая в самом себе гармоническое единство нашего Я, мы тем самым нравственно воспитываем маленького человека. Каждое наше слово должно нести добро, справедливость, красоту — в этом сущность наших этических поучений» [5].
Одной из основных задач нравственного воспитания является формирование такой системы потребностей каждого человека, в которой доминирующими являлись бы духовные потребности и которая в целом была бы проникнута моральным содержанием. Решение этой задачи, в первую очередь, ложится на плечи родителей.
Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, применяя те или иные наказания. Себастьян Брант по этому поводу говорил: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему!» [4].
Анализ литературы позволяет выявить следующие факторы, играющие ведущую роль в формировании нравственных воззрений ребенка :
Родительское тепло, взаимное уважение в семье, доверие по отношению к ребенку. Сердечные, душевные отношения способствуют тому, что дети уважают родителей, восхищаются ими и стремятся стать похожими на них, что, в конечном счете, формирует у юных нравственные качества. Дети, чувствующие по отношению к себе заботу, любовь и доверие старших, учатся также относиться и к другим.
Частота и интенсивность общения родителей с детьми-подростками. Благодаря частому и интенсивному общению с родителями (особенно если оно демократичное и взаимное) ребенок перенимает и усваивает родительские ценности и нормы. Одностороннее авторитарное воздействие родителей ведет к более слабым связям и меньшему научению ребенка.
Семейная дисциплина, вид применяемых наказаний. Оказывает положительное влияние на нравственное развитие детей, когда проводится в жизнь не хаотично, а последовательно; когда поддержание дисциплины происходит в форме душевного общения и убеждений с помощью слов, а не насаждаемого извне контроля; когда прибегают к справедливым и беспристрастным дисциплинарным взысканиям, а не к карательным мерам.
Роль, отведенная ребенку в семейной иерархии, а также модели поведения родителей. Важно, чтобы родители сами были нравственными людьми, если они предлагают своим детям данную модель поведения.
Степень самостоятельности, предоставляемой ребенку. Социальные контакты позволяют ребенку выработать собственные взгляды и убеждения, закрепить или отвергнуть то, что было дано ему родителями [1, 2, 6, 7, 8].
Согласно наблюдениям Л. Б. Шнейдер, больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие [8].
Выдающийся военный педагог и писатель А. Н. Острогорский писал: «Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя» [4].
Таким образом, нравственное воспитание ребенка начинается, прежде всего, с самих родителей – того, насколько они осознают важность подобного воспитания, в какой степени вопрос о собственных ценностных ориентациях является для них знакомым и решенным. В силу этого актуальным становится повышение нравственной культуры родителей. Решать эту задачу, в свою очередь, необходимо на уровне общества в целом.
Список литературы
1. Блюмкин В. А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание (философско-этические основы) – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1990. – 144 с.
2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М. : Гардарики, 2005. — 320 с.
3. Медков В. М. Демография. — М. : ИНФРА-М, 2008.
4. Педагогика: словарь афоризмов и изречений // Составитель К. М. Хоруженко. – Таганрог: Изд-во ТГПИ: 2000 – 226 с.
5. Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке. – М. : 1978 – 96 с.
6. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. – М. : Изд-во «Академия», 2001.
7. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников. – М. : Просвещение, 1983. – 160 с.
8. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. – М. : Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. – 512 с.