НАТАЛЬЯ ШАЧНЕВА
Консультация «Семья — главное в жизни!»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – важнейший институт общества, микрогруппа в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи, формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействиях детского сада и семьи в образовательном процессе.
Публикация «Консультация „Семья — главное в жизни!“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Семья вскармливает и физически развивает ребенка; обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребенку социально-компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное ее развитие.
Известный отечественный психолог А. Н. Леонтьев из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, выделил круг интимно-близких малышу людей, к воспитательным воздействиям которых он особенно чувствителен. Оказывается, что ребенок в первые годы жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой тети» (попутчицы в транспорте, воспитательницы другой группы). Это позже,в начале подросткового возраста, ему важно мнение друга, приятеля, его задевает реплика прохожего, а в первые 7-8 лет самое авторитетное – «Так мама сказала!»; «Так велел папа!».
Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны с общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития до современных форм семейных отношений (21).
Семья — специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции (от лат. — действия) важные для общества, необходимые для жизни каждого
Формы работы по формированию “образа" семьи
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Но важно семью рассматривать как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта, традиции, обычаев (19).
Под руководством Кузьминой И. В. и группой педагогов города Тольятти в начальной школе – детского сада №-14 разработана программа формирования у старших дошкольников семейных ценностей, которая включает 3 этапа:
1) организация содержательного сотрудничества детского сада и семьи
2) создания музея в группе детского сада
3)привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей.
Всю работу Кузмина И. В. проводила на базе начальной школы – детского сада № 14 г. Тольятти, в свободное время и во время занятии с дошкольниками как индивидуально, так и с группой детей.
Рассмотрим каждый этап подробнее:
1) Организация содержания сотрудничества детского сада и семьи включает серию игр, упражнений, бесед.
Формирование интереса к своей семье, воспитанию любви и бережного отношения к членам своей семьи способствуют следующие формы работы:
• Индивидуальная беседа «Моя семья»;
• Дидактическая игра «Кто для кого?» (закрепление представлений о родственных отношениях в семье);
• Беседа «Моя мама, мой папа» (расширение представлении детей о родителях);
• Дидактическая игра «Генеалогическое древо» (закрепление знании детей о себе, своей родословной);
• Беседа «Отдыхаем всей семьей»;
• Встреча с близкими людьми «Наша бабушка» (воспитание уважения к старшим членам семьи и заботливого отношения к близким людям);
• Дидактическая игра «Найди сходства и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими близкими);
• Беседа «Семейные фотографии» (воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу);
• Создание альбома «Наши братья и сестры» (расширение представлений о членах семьи – братьях и сестрах);
• Беседа «Что делают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии);
• Беседа «Хозяйство семьи» (ознакомление детей с понятием «хозяйство семьи», с их обязанностями дома); и т. д.
Воспитательная ценность данных форм работы заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи : действенность проявления любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочить у детей чувства благодарности, уважения к родителям – одна из задач детского сада и семьи.
Создание музея семьи в группе детского сада.
Принципы функционирования семейного музея.
Наглядность
Доступность
Достоверность
Вариативность
Приемственность
Интерактивность и многофункциональность
Была придумана игра в музей, а дети с удовольствием эту игру поддержали («Мамы руки золотые», «Семейная книга», «Детская военная игрушка», «Такие разные куклы»)
Большая работа была проведена по созданию «Семейного альбома» - своеобразного рассказа детей о самом главном : о себе, членах своей семьи, семейных традициях, совместных увлечениях, делах и заботах, буднях и праздниках. В группе детского сада был объявлен конкурс на лучший детский рисунок «Семейный альбом». По результатам конкурса была сформирована экспозиция выставки. Экспонаты выставки постоянно менялись. Все работы были собраны в альбомы по темам и стали экспонатами семейного музея.
Очень заинтересовала детей и родителей такая форма работы, как создание семейного герба. Я рассказала историю появления в Европе первых гербов, как отличительных знаков рыцарей, познакомила детей с наукой, которая раскрывает значения гербов,- геральдикой. На примере города Берёзовского объяснила, что означает герб, какие используются символы; рассказала, где можно узнать об истории города (в книге, в музее, отметила что историю семьи тоже можно узнать в семейном музее. Дети показывали свой семейный герб и рассказывали о своей семье.
Исследователи отмечают, что в настоящее время дети очень мало знают о жизни своих родителей, об их детстве. Выход из этой ситуаций - составление семейных истории. Эту работу дети 5-6 лет могут выполнить только с помощью взрослых членов своей семьи. Дети собирают материалы о своих родных и близких, среди которых были фото-архивы, сама история, рассказанная ребенком со слов родителей, ромашка имен («Как меня называют дома», генеалогическое древо семьи, герб семьи. После этого в группе каждый ребенок рассказал о своей семье, о своих родителях. У каждого ребенка осталась на память небольшая самодельная книжка ( например: «История семьи Беды» и т. п., которая является семейной реликвией, а парой и первым более или менее полным изложением истории данной семьи.
Очень важно что, участвуя в этом мероприятии, родители и дети узнали много нового не только о себе, но и о своих предках, а узнав – научились любить и уважать историю своей семьи. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Было предложено попробовать записать игры, в которые играют в семьях. «Копилка» семейных игр очень быстро наполнилась. Игры были самые разнообразные. Так же появилась «Копилка» «Самых вкусных блюд для детей».
Семейный музей – эффективное средство познания системы ценностей конкретной семьи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Создание такого музея правомерно рассматривать как форму совместной деятельности взрослых (членов семьи, педагогов) и детей, направленный на удовлетворение их образовательных и творческих интересов, связанных с изучением и освоением
Психологическая комфортность и безопасность деятельности в музейном пространстве
Координация обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи
Формы работы семейного музея в дошкольном учреждении
Кружки
Тематические выставки (“Музыкальное эхо”, “Игрушки моего детства” и т. д.)
Родительский клуб “Семейный круг”
Выпуск информационных листов для родителей “А у нас. ”
Участие в конкурсах
Разработка информационных материалов о музейных предметах
В Психологическом словаре (под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. - М. : Педагогика, 1983.) дано определение термину «Образ»,- это субъективный феномен, возникающий в результате предметно – практической, сенсорно – перспективной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перспективные категории.
Исходя из этого определения, по нашему мнению «образ семьи» - это отражение знаний о семье в сознании ребенка, то что ребенок видит на примере собственной семьи. Первичное формирование которого происходит через взаимоотношения в собственной семье, особенностей межличностных отношении, семейных ценностей, традиций, участия в семейных праздниках, участия в трудовой деятельности и т. д.
Если рассмотреть семью глазами ребенка дошкольного возраста, то можно, во-первых, сделать вывод о том, что неблагополучной семья у детей этого возраста не бывает. Это означает, что какой бы ни была семья и семейные отношения, она не имеет для ребенка (его восприятия) травмирующего влияния. Конечно, если в семье на ребенка не обращается внимание, это приводит к искажениям и проблемам в его развитии. Однако ребенок, даже страдая от физических наказаний или от отсутствия внимания, все равно не осознает, что его семья имеет отрицательные характеристики.
Если нельзя говорить о неблагополучной семье для ребенка дошкольного возраста, то вполне реально выделить те характеристики, которые для детей этого возраста воспринимаются как обязательно присущие семье. В первую очередь это наличие общего пространства. Многие дошкольники в своих рисунках семьи изображают комнату, в которой живут он и его близкие, любимые вещи и т. п. Это общее пространство является ведущим для определения семьи детьми дошкольного возраста. Именно поэтому они включают в свою семью тех, кого видят и воспринимают в данном помещении. В некоторых случаях в семью могут не войти какие-то реальные члены. Например, мама или папа, которые поздно приходят, и которых ребенок не очень отождествляет с общим помещением, а в то же время могут войти соседи, друзья, часто приходящие в гости и т. п.
Помимо этого особенности образа семьи у детей дошкольного возраста связаны еще с тем, что члены их семьи выполняют какую-то определенную деятельность — мама варит суп, бабушка убирает, старший брат делает уроки и т. п. С этих позиций те члены семьи, которые не действуют на глазах у ребенка, оказываются не входящими в состав его семьи.
Любопытно, что, несмотря на внимание дошкольников к деятельности взрослых, он не связывает членов своей семьи никакими отношениями. По их мнению, важно что-то делать в доме, тогда ты станешь членом семьи. К концу старшего дошкольного возраста у детей появляется 2 образа семьи — один образ нормативной (идеальной) семьи, а другой образ своей конкретной семьи. При этом образ идеальной семьи возникает на основе художественной литературы, мультфильмов и т. п., в то время как образ реальной семьи связан с ощущениями, которые ребенок получает в семье.
Образ семьи у детей младшего и среднего дошкольного возраста — это симбиоз своих представлений о нормативной семье и почерпнутых из собственного опыта знаний и ощущений о собственной семье. При этом ни в раннем дошкольном возрасте, ни в старшем дошкольном возрасте ребенок не использует образ нормативной семьи для оценки своих семейных отношений.
Таким образом, с первых дней жизни ребенка начинает формироваться образ семьи. Условия, уклад жизни в семье где воспитывается ребенок, дают “фундамент” на развитие ожиданий своей собственной будущей семьи. Необходимо дать детям пример правильного поведения, хороших отношений между родителями.