Шеина Ольга
Семинар «Здоровые дети — наше будущее»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад п. Андреевский»
Семинар
«Здоровые дети – наше будущее»
Подготовила: Шеина О. В.
п. Андреевский
Наша эпоха - эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной
жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.
Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье человека является
необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения успехов.
Публикация «Семинар „Здоровые дети — наше будущее“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Дети-цветы жизни, это наше будущее.
Здоровье детей - главное нации. Если здоровье -богатство, его надо сохранять. "Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам" - так гласит народная мудрость".
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют
новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье - это не только отсутствие болезней. это состояние оптимальной
работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем органов и становление функциональной системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается ухудшения здоровья. Большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья.
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств. В детстве человек осуществляет более напряжённую, более сложную работу, чем взрослый по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегуляции. Если ребёнок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разум его здоровья. Поэтому именно на этом дошкольном возрасте приоритетом является задача воспитания у детей мотивация на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей.
По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми. В связи с этим большое значение приобретает работа в детском саду с детьми направленная на здоровьесбережение.
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровье
сберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи
дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Перед дошкольными учреждениями стоит ряд задач:
-сохранить здоровье детей;
-создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
-обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка
-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Работа по здоровьесбережению делится на несколько этапов:
1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической
подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также
здоровьесберегающей среды ДОУ.
2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
3. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
4. Конечные результаты.
На данный момент в ходе проведения осмотра и обследования детей выявляется всё больше часто болеющих воспитанников.
Для работы с ними разрабатывается отдельный план мероприятий по укреплению здоровья часто болеющих детей, который включает в себя систему профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников :
1. Точечный массаж
2. Комплексы по профилактике плоскостопия
3. Дыхательная гимнастика
4. Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы,
физкультминутки, массаж ушных раковин)
5. Прогулки + динамический час
6. Ходьба по дорожкам здоровья.
7. Закаливание: полоскание полости рта, обширное умывание; сон без маек и ходьба
босиком - в летнее время.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур,
способствующих укреплению здоровья иснижению заболеваемости.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому необходимо соблюдать:
- Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
- Рациональную не перегревающую одежду детей
- Соблюдение режима прогулок во все времена года.
- Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика,
физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально
- ритмические занятия) нужно включатьв воспитательно- образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики :
а) пятиминутки здоровья;
б) двигательные переменки между занятиями;
в) проведение дней здоровья;
г) физкультурно - спортивные праздники в зале и на улице.
Взаимодействие детского сада и семьи.
Важно отметить, что работа в этом направлении должна осуществляться педагогами
совместно с семьей. Так как именно семья играет важную роль в организации здорового образа жизни ребенка. Но нельзя забывать и о том, что мнение профессионального педагога также необходимо внимательно выслушивать и адекватно на него реагировать. Здесь важно понимать, что для полноценного развития ребенка нужны оба звена, поскольку каждое из них имеет свои функции и они не могут заменять друг друга.
Основной задачей семьи и педагогов в это время является приобщение ребенка к
здоровому образу жизни, а именно: способствовать формированию разумного отношения к своему организму, ведению здорового образа жизни с самого раннего детства, получению знаний, навыков, основных санитарно - гигиенических норм.
Ведение здорового образа жизни для ребенка должно стать самой важной жизненной привычкой впоследствии. В связи с этим, основная задача детских садов и семьи, используя разнообразные формы работы, должны формировать основы здорового образа жизни.
Поэтому именно в семье и дошкольном учреждении у ребенка нужно сформировать и развить понятие ценности здоровья, побуждать самостоятельно и активно сохранять и приумножать его.
Также важно помнить, что педагоги и родители не должны задавить ребенка слишком большим количеством новой и пока еще неосознанной информации. А наоборот, дать возможность подумать, проанализировать, прислушаться к своему организму, научиться мыслить.
Здоровый образ жизни – это не только все знания, усвоенные за определенное время, а целый стиль жизни, адекватное поведение в разных жизненных ситуациях. Ведь дети могут оказаться о абсолютно неожиданных ситуациях, и основная цель тут –развить у них самостоятельность, ответственность, а иногда и автоматизм. Всё, чему родители и педагоги учат детей, должно применяться ими в реальной жизни. Например, навык мытья рук по приходу домой с улицы, перед и после похода в туалет, после ползанья по полу, перед едой и так далее.
При воспитании детей дошкольного возраста, очень важное значение имеет
формирование у них культурно-гигиенических навыков, которое необходимо заранее хорошо спланировать,продумать и организовать.
Так с раннего детства нужно приучать ребенка к тому, что такие вещи, как расческа,
постель, горшок, носовой платок, полотенце, зубная щетка, должны быть индивидуальными и никогда не должны передаваться, кому бы то ни было.
Важно также чтоб ребенок понимал, что соблюдение чистоты – это залог не только
личного здоровья, но и здоровья окружающих людей. Именно поэтому важно переобуваться после прихода с улицы в домашние тапочки. Эта мера убережет от вдыхания излишней пыли и ее осаждения в легких, что чревато болезнями.
В детском саду педагоги должны объяснить детям как они должны следить за своим
здоровьем и за здоровьем окружающих, способствовать формированию навыков личной гигиены, рассказать о том, что такое режим дня, зарядка по утрам, здоровая пища, ввести такое понятие как инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы быть здоровым.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский.
Основные компоненты здорового образа жизни :
•Рациональный режим.
•Правильное питание.
•Рациональная двигательная активность.
•Закаливание организма.
•Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни,
предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм
функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
- Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
- Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
- Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
- Формирование культурно - гигиенических навыков.
- Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
- Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для
постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Каждая из рассмотренных технологий имеетоздоровительную направленность, а
используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформирует
у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
В наш стремительный век время становится большой ценностью и его часто
не хватает.
Не хватает ни времени, ни сил на детей. Они растут и развиваются сами по себе, в яслях, детских садах, школах и т. д. Родителей волнует только основной вопрос
— накормлен ли ребенок. Чаще всего дефицит времени — это лишь иллюзия. Если вы любите своего ребенка и хотите, чтобы он рос сильным, крепким, здоровым, умным и счастливым, то всегда найдете время на любимое чадо. Помимо умственного развития ребенка, очень важно развивать его физически. Во все времена, превыше денег и прочих ценностей, ставилось здоровье. Тем
более, если речь идет о здоровье ребенка. У здорового ребенка больше шансов на прекрасное будущее. А будущее – это наши дети и они должны быть здоровыми. Давайте поможем им быть такими!