Наталья Василец
Семинар «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи
Добрый день, уважаемые коллеги! Свое выступление хотела бы начать словами выдающегося педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».
Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. (Слайд 1)
Публикация «Семинар „Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития дошкольника необходимо их взаимодействие. (Слайд 2)
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Так в ст. 44 говорится: (Слайд 3)
1. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации, оказывают помощь родителям в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
А в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (необходимость разработки и утверждения, которого возникла в связи с тем, что впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровней общего образования, детский сад должен постепенно стать открытой образовательной системой, а педагогический процесс более свободным и гибким со стороны педагогического коллектива. Теперь педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями, так как родители являются основными социальными заказчиками дошкольного образования и взаимодействие с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. (Слайд 4)
Сегодня для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться следующих принципов взаимодействия : (Слайд 5)
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны: категоричность, требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Сегодня перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: (Слайд 6)
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
2. Объединить усилия семьи и ДОУ для развития и воспитания детей.
3. Создать атмосферу взаимопонимания родителей воспитанников и педагогов, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
5. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Современная жизнь и её ритм диктуют детскому саду находиться всё время в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей, которые помогут сплотить вокруг себя родителей. (Слайд 7)
Сегодня можно выделить четыре основных направления в работе с семьей :
Информационно-аналитическое направление, направлено на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.
Досуговое направление- совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.
Познавательное направление- Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Его суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.
Наглядно-информационное направление в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытый просмотр организованной образовательной деятельности для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.
В нашем дошкольном учреждении используются различные формы работы с семьей. Традиционные формы, такие как беседы, консультации, родительские собрания, наглядная информация, совместные праздники и мероприятия используются в дошкольном образовании уже давно. Но анализ такой формы работы показывает, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам, в то время как основная задача взаимодействия с родителями на современном этапе - это создание сотрудничества, где родитель и педагог – равноправные участники процесса формирования личности ребенка. Таким образом, были выработаны инновационные формы работы, которые активно применяются в нашем ДОУ. Сюда можно отнести проведение мастер-классов на различные воспитательные темы, тренинги и деловые игры, тематические фотовыставки, семейные спортивные встречи, совместные прогулки и экскурсии, акции, сайт детского сада-он конечно не заменит живое общение, но родители имеют возможность в любое время прочесть новостную ленту детского сада и быть в курсе всех событий. Недавно проведенное в дошкольном учреждении анкетирование с целью выявления удовлетворенности работой ДОУ показало, что многие родители хотят быть полноправными участниками образовательного процесса и жизни ДОУ в целом. Нами уже начата работа по созданию родительского комитета, как органа управления. Чтобы родители непосредственно могли участвовать в вопросах создания комфортной и безопасной среды для детей, вносить предложения в работу детского сада. Одной из форм взаимодействия педагогов и родителей является организация выставок совместного творчества. В детском саду проводятся смотры – конкурсы. Цель таких мероприятий – взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, доступной развивающей предметно-пространственной среды. Активное участие родители приняли в конкурсе – смотре “Лучший участок детского сада”.
Родители и педагоги совместно проводят праздники и развлечения для детей в организации которых, родители принимают непосредственное участие.
Для формирования здорового образа жизни у детей и родителей в детском саду организуются совместные спортивные праздники.
Педагоги организуют мастер-классы для родителей, направленные на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях.
Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовать родителей новыми перспективами нового направления развития детей.
Организация взаимодействия детского сада с родителями воспитанников продолжается. Но уже сейчас можно сказать, что есть прогресс в этом достаточно нелегком деле:
- воспитатели стали ближе общаться со всеми родителями воспитанников, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям;
- пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но родители с большим энтузиазмом и интересом относятся к жизни ребенка в детском саду;
- изменилось общение педагогов и родителей – они стали партнерами в воспитании детей;
- совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
Уважаемые коллеги, подводя итог своего выступления, хочу сказать следующее. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Поэтому я желаю всем Вам успехов в вашей нелегкой работе, терпения и взаимопоимания с родителями Ваших воспитанников.
Начинается второй блок Духовно-нравственное воспитание. Ставится заставка презентации Добрый мир.
Уважаемые коллеги, а сейчас мы бы хотели акцентировать ваше внимание на одном направлении работы, с родителями реализующемся в нашем ДОУ.
Мы все с Вами знаем, что часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, которая составляет не более 40 % общего объема (вариативная часть, может включать различные направления и должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, на выбор тех форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей их родителей, а также возможностям педагогического коллектива, на сложившиеся традиции ДОУ или группы.
Сегодня мы делимся с вами своим опытом по реализации программы, направленной на духовно- нравственное воспитание.
И сейчас мы предоставляем слово воспитателю Лидии Вениаминовне Кудряшовой.
Говорит Кудряшова Л. В. и идет показ презентации Добрый мир.
Идет показ занятия и презентация занятия. Смотреть сценарий занятия.
Я передаю слово помощнику благочинного по основам православного воспитания Любовь Витальевне Бандуриной.
Показ презентации Добрый мир повторно.
Третий блок. Родительское собрание.
Идет показ презентации родительское собрание.
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами узнали, что есть очень много эффективных форм и направлений в работе с родителями. Но мы сейчас хотим остановиться на одной очень традиционной форме работы-родительском собрании, которая и сегодня остается очень действенной во взаимодействии с родителями, и представить Вашему вниманию традиционное родительское собрание в нетрадиционной форме проведения.
Единственное, у нас будет небольшое условие. Всем Вам сейчас придется перевоплотиться и стать на время родителями, а не педагогами и принять активное участие в нашем родительском собрании. Спасибо!
Ну а сейчас немного теории! Нетрадиционные родительские собрания лучше всего проводить, следуя правилу Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеките меня, и я пойму», переведенному современными ученными и выраженному на сухом языке цифр: услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное – на 25%, написанное – на 40%, проделанное – на 70%.
Несомненно, использование нетрадиционной методики проведения, родительских собраний позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру к вопросам воспитания детей.
Родители будут с радостью идти на родительское собрание, зная, что будет что – то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. Родителям будут интересны ответы на волнующие темы, обсуждаемые педагогические ситуации, на что надо обратить особое внимание и каким образом помочь ребенку.
Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Подобная модель работы с семьей позволяет сотрудничать с родителями, не имеющими выраженной образовательной заинтересованности, полагающими, что для воспитания собственных детей им достаточно знаний и опыта. Количество таковых довольно велико; именно эта группа родителей обычно предъявляет строгие требования к учреждению, потому что они сами не хотят или не могут обеспечить детям желаемого развития.
Таким образом, даже такая традиционная форма работы с родителями, как родительское собрание, проведенное в нетрадиционной форме может решить целый ряд поставленных перед ДОУ задач.
Слово старшему воспитателю.
Идет родительское собрание. Смотреть сценарии собрания и сказки.
Ведущий: Спасибо, Сания Алексеевна за такое интересное родительское собрание. Надеюсь, что каждый из присутствующих в этом зале почерпнул для себя что-то новое и интересное.
Уважаемые коллеги, на этом наш семинар подходит к завершению для подведения итогов я предоставляю слово заведующему детского сада.