Зинаида Пьянкова
Проект «Ура, Зима!» для детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: познавательный, информационный, игровой, групповой
Продолжительность: Краткосрочный - с 09.01 2025 г. по 13.02. 2025 г.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители воспитанников.
Актуальность проекта: Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений на улице. Актуальность данного проекта в том, что позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей, птиц в зимнее время года, познакомить с зимними забавами, исследовать разные состояния воды и снега.
Малышам всё ново и интересно. Каждое событие они воспринимают как чудо: падает снег – чудо, красивые снежинки – чудо, морозный узор на стекле – чудо. ,почему снег тает в группе, а на улице нет, летают птички – всё это радует, завораживает, привлекает внимание, пробуждает чувства, предоставляет обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий.
А какими впечатлениями обогатятся наши дети, зависит от окружающих их взрослых людей, прежде всего, родителей и воспитателей. Для развития интереса к окружающему миру и познавательной любознательности решили создать развивающую предметно-пространственную среду и организовать работу во всех видах детской деятельности по теме проекта «Ура!Зима!»
Проблема: У детей слишком маленький жизненный опыт и недостаточно сформировано представление о тех или иных явлений, процессов в природе, временах года.
Цель проекта: Формировать представления о зиме, зимних явлениях в живой и неживой природе, зимних развлечениях, жизни птиц.
Обеспечение полноценного активного отдыха детей на зимних прогулках, приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
1. Расширение представлений детей о сезонных изменениях в природе зимой: мороз, снегопад, метель, гололед.
2. Развивать речь детей, обогащать новыми словами по теме.
3. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой, снегом, льдом.
4. Формировать представления о правилах безопасности поведения зимой.
5. Развивать потребность детей в двигательной активности, познакомить с новыми зимними играми, стимулировать проявление положительных эмоций.
6. Воспитание бережного отношения к природе, умение замечать красоту зимней природы, любознательности и эмоциональной отзывчивости.
7. Заинтересовать родителей совместными с детьми развлечениями на прогулке в зимний период - расширять формы работы с семьей.
Объектная область – экология.
Объект–зима
Предмет исследования – знания детей о зиме в младшем дошкольном возрасте
Гипотеза: Если мы используем разнообразные методы и приёмы по ознакомлению детей и родителей с временем года - зима, то они будут знать о зимних явлениях природы: мороз, снегопад, метель, гололед, о безопасности в зимний период, обогатится словарь детей новыми словами по теме зима, заинтересуются опытами со снегом и льдом, родители малышей заинтересуются жизнью группы и детского сада.
Предполагаемый результат:
• Создание необходимых условий по формированию целостного представления о зиме, зимних забавах, птицах.
• Формирование у детей знаний об окружающем мире, о свойствах воды, снега, льда, появление интереса к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов.
• Обогащение словаря детей путём введения определённых слов в практику общения.
Срок реализации проекта: проект рассчитан с 09 .01.2025г. -15. 02. 2025г.
Место реализации – МКДОУ детский сад № 25, г. Тавда
Подпроекты:
«Зимующие птицы»
«Познавалкины, ух тышки!»
Семейный поход «Экологическая тропа здоровья».
«День рождения Снеговика».
«В подвижные игры играй - здоровье укрепляй».
«Опасная горка!».
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный
1. Подборка иллюстративного материала с картинками о зимнем времени года, дидактических, сенсорных игр.
2. Подборка методической и художественной литературы, фотографий.
3. Ознакомление родителей с целью и задачами проекта.
4. Разучивание стихотворений и песен на зимнюю тему.
5.Утренний круг: отгадай загадку о зимних играх, Зайка наш гость, опасная горка, пальчиковая игра «Прилетайте птички», дидактическое упражнение «Что делают дети».
Утро радостных встреч: «В гости на санках к нам приехала кукла Маша», «Зимушка –Зима», «Дедушка Мороз».
6.Беседы с детьми: «Безопасность во время игры», «Какую одежду носят зимой», «Зимние забавы», «Зимние виды спорта».
7. Рассматривание: картин Емельяновой, иллюстраций в книгах о зиме, «Зимняя одежда»
8.Чтение художественной литературы: В. Берестова «Гололедица», «На санках», «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк», «Снегурочка», О. Высотская «Мы слепили снежный ком», В. Осеева «На горке», З. Александрова «Снежок» Чтение стихотворений: И. Гуриной «Зимние забавы»,С. Маршака «Сыплет снег охапками» А. Яшин «Покормите птиц зимой», А. Барто «Снег сегодня белый-белый…», Н. Саконская «Где мой пальчик?»
9.Слушание музыкального произведения: «Зима» муз. П. Чайковского.
10.Дидактические игры: «Времена года», «Оденем куклу на прогулку», «Что нужно взять на прогулку зимой», «Когда это бывает?», «Составь предмет из геометрических фигур» - «Снеговик».

11.Артикуляционная гимнастика «Подуй на снежинку!», «Вьюга». Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

12.Пальчиковая гимнастик]а: «Мы катаем снежный шар», «Снежок», «Зимние забавы», «Мы во двор гулять ходили».
13. Музыкальные игры: «Как на горке снег, снег…», «Как на тоненький ледок», «Морозушка - Мороз», «На дворе мороз и ветер», «Вот так холод, вот мороз», «Мы погреемся немножко», «Метелица», «Заморожу».
14.Подвижные игры: «Берегись, заморожу»,«Снеговик», «Разложи снежинки в ряд», «Веселые снежинки», «Снежки в цель», «Зайка беленький сидит», «Ой, мороз», «Бегите к игрушке», «По ровненькой дорожке», «Догоните меня», «Пролезь через ворота», «Кто быстрее», «Два Мороза», «Метелица». Игра малой подвижности «Как у Дедушки Мороза»

15.Сюжетно-ролевые игры: «Покатаем куклу Катю на санках», «Дом».
16. Опытно-экспериментальная деятельность:
Цель: Развитие любознательности, воспитание интереса к опытам.
Экспериментирование с водой, снегом, льдом
(три состояния воды) - зависимость состояния воды от температуры воздуха.
Опыт - «Вода принимает форму сосуда», «Цветная вода», «Вода без вкуса и запаха»
Опыт - «Одинаковых снежинок не бывает», «Превращение снега в воду», Снег быстрее тает на тёплой ладошке, чем на варежке, «Цветной снежок», «Снег грязный».
Опыт - «Снег мягкий, лёд твёрдый»- палочки, «Превращение воды в лёд», «Лёд прозрачный»
Изготовление цветного льда для украшения построек на участке.
Ситуации «Чтобы не было беды» - правила эти – запомни ты!
Об опасностях при катании с горки, как их избежать.
Как пользоваться лопатками,
Не кидаться снегом, льдом.
Не пробовать его на вкус,
Не облизать металлические конструкции,
Скользкая дорога, как поступить и оградить себя от опасности.
2 этап обобщающий:
1. Акция с призывом «Поможем птицам зимой»
2. Выставка «В Стране снеговиков»
3. Тантамареска «Я- Снеговик».

4. Кукольный театр: «Заюшкина избушка», «Рукавичка» в исполнении детей старшей группы.
5. Оформление стенда «О здоровье всерьёз».
6. Создание мини – библиотеки «Зимушка - зима»
7. Экскурсия на участок подготовительных детей
8. Наблюдение за работой дворника.
9. Почтовый ящик «Переписка с Зимой»
10. Разработан маршрут семейного выходного дня «Всей семьёй в зимний лес-полон сказок и чудес»
11. Акция: «Опасная горка!»
12. Выпуск буклетов «Безопасность на прогулке», «Правила поведения зимой»
13. Инсценировать: А. Барто «Снег, снег кружиться», А. Введенский «Вся земля в снегу, Я на лыжах бегу, Ты бежишь за мной, Хорошо в лесу зимой.
14. Экологический проект : «Мы - птичкины, «помогаторы!»
15. Экскурсия по участку детского сада: «Зимний пейзаж»
16.«В гости пришла «Зимушка - Зима», «Колядки»

17. Слушание: «Как на тоненький ледок»,«Ты мороз, мороз, мороз…»,«Времена года» П. И. Чайковского,
18. Показ настольного театра «Заюшкина избушка».
19. Подкармливание птиц на прогулке.
20.Арт-салон :
Рисование: Коллективная работа «Снег идёт», рисование на манке, на снегу «Следы»- печатание следов, учить оставлять следы варежкой на снегу, рисование палочками, снежинка (манкой, - коллективная работа - «Снегопад», «Вот зима, кругом бело»,
«Снежный ком», «Вьюга», «Укроем берёзку снегом» - вата, «Снежинка» - пластилинография.


Лепка: Снеговик, снежинка, снежный ком.
Конструирование из мозаики «Снежинка», «Строим крепость»- мягкие модули.
Роль родителей в реализации проекта:
Цель: Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
1. родителям в помощь в родительском уголке предложить подборку стихов для разучивания с детьми дома; загадки, пословицы и поговорки.
2. сделать кормушки, предложить принести корм для подкормки птиц.
3. Фотоконкурс «Всем так весело зимой!»
4. Стенд для родителей: «План мероприятий на неделю зимних игр и забав».
5. Анкетирование: «Сохранение и укрепление здоровья детей в зимний период».
6. Папка-передвижка: «Зима», «Зимние подвижные игры», «Учимся наблюдать за изменениями в природе», «Витамины детям», «Царство здоровья», «Способы закаливания детей в зимний период», «Лепим и строим из снега».
7. Консультация для родителей: «Закаливание детей в домашних условиях», «Подвижные игры с детьми», «Зимние забавы для малышей», «Правила поведения на льду», «Одежда ребенка на зимней прогулке», «Профилактика простудных заболеваний», «Как сделать прогулку приятной и полезной», «Первая помощь при травмах зимой», «Окучивание» снегом деревьев,«7 родительских заблуждений о морозной погоде».
8. Буклет «Опыты и эксперименты с детьми дома»
9. Памятка «Безопасная прогулка зимой»
10. Рекомендации по лексической теме «Зима».
Участие родителей в мероприятиях группы:
«Мастерим кормушки», корм для птиц, выставка «В Стране снеговиков», Пополнить нестандартным оборудованием центр движения (снежки из пряжи)
3 этап – заключительный
Развлечение на улице развлечение: «Наш друг Снеговик».
Фотоальбом «Зимние игры и забавы малышей».



Результат: По результатам проведённой работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. Дети при создании определённых условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса узнали: о зимних явлениях, обогатился их словарный запас, заинтересовались опытами с водой, снегом и льдом, узнали о безопасности, заложены основы познавательно – речевого развития. В ходе работы над проектом дети занимались продуктивными видами деятельности: лепкой, рисованием, аппликацией. Привлечение большего количества родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Список использованной литературы:
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112с.
2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Первая младшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 128с.
3. Горькова Л. Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
5. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. : 2006.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, 2007.- 144с.
7. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005
8. Савельева Е. А. Весёлые лошадки. Стихотворные игры для детей 2-3 лет: Учебно-методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 32с.
9. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. Мозаика – Синтез, 2005.
10. Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М. :Мозаика-Синтез, 2006, - 104 с.
11. Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М. : Мозаика-Синтез,2006
12. В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич "Прогулки в природу" Москва Просвещение 2000 г.