МААМ-картинки

Семинар «Воспитание ребенка в неполной семье»

Катерина Коурова
Семинар «Воспитание ребенка в неполной семье»
▼ Скачать + Заказать документы

СЕМИНАР

Тема: «Воспитание ребенка в неполной семье»

Педагог-психолог МБДОУ д /с №7

Коурова Е. А.

г. Вязьма

Содержание

1. Воспитание и здоровье ребёнка в неполной семье.

2. Особенности процесса воспитания в неполной семье.

3. Ошибки воспитания в неполной семье.

4. Помощь одиноким матерям – анкета.

5. Беседа «Организация здорового образа жизни в неполной семье».

Публикация «Семинар „Воспитание ребенка в неполной семье“» размещена в разделах

1. Воспитание и здоровье ребёнка в неполной семье.

Общеизвестно: здоровье и воспитание тесным образом взаимосвязаны. Насколько сильно здоровье влияет на психологическое состояние человека, настолько же сильна и обратная зависимость. Особенно это касается неполной семьи, где воспитание осуществляет единственный взрослый человек. Нездоровой физически или психически одинокой матери трудно воспитывать здорового ребёнка.

Вообще при оценке состояния здоровья семьи принято учитывать не только наличие заболеваний или физических дефектов у членов семьи, но также физическое, душевное и социальное благополучие семьи. Важность социального благополучия семьи особенно подчёркивается медиками. Но ни для кого не секрет, что большинство неполных семей в России на сегодняшний день такого благополучия не имеют. И, следовательно, лишены возможности полноценно воспитывать своих детей.

Таким образом, социально-педагогические проблемы оказываются тесно связанными с медицинскими. При неблагоприятном семейном климате, который является частым спутником неполных семей, семья может выступать в роли источника психической травматизации личности. По мнению специалистов жизнь членов неполных семей сопровождается рядом неизбежных нарушений. Это, во-первых, так называемая функциональная пустота, т. е. ситуация, когда одна из ролей, необходимых для успешного функционирования семьи, не выполняется. Во-вторых, это трудности в адаптации членов семьи к факту или событию, породившему данный вариант семьи, например, развод, смерть одного из членов семьи, необходимость воспитывать ребёнка вне брака.

Отсутствие мужа и отца в семье способствует возникновению ряда отрицательных моментов. В частности, создаёт определённый эмоционально-педагогический вакуум, вызывает у оставшихся членов семьи состояние «хронического одиночества». И если женщина, рожающая ребёнка вне брака, внутренне подготовлена к одиночеству, то вдовы и разведённые женщины изначально настроены на присутствие мужчины в семье. Отчего, считают ученые, уход отца из семьи воспринимается ими трагически, что не может не отразиться на их здоровье, а также на здоровье ребёнка. К тому же и доля отца в воспитании остаётся невосполнима.

По результатам проведённых исследований, здоровая психологическая обстановка в семье через 5 лет после развода сохранилась примерна в 5% семей.

Наличие обоих родителей позволяет гармонизировать процесс воспитания. По мнению американских учёных, если и можно выделить конкретный фактор, более других влияющий на развитие и эмоциональную устойчивость человека, то только добрые, насыщенные любовью и взаимопониманием отношения с родителями, с обоими – с матерью и отцом. Доступность каждого из них оказывает большое – и физическое, и эмоциональное – влияние на эмоциональное здоровье ребёнка. Масштабные исследования за последние 30 лет, показали, что в основе огромного количества форм психоневрозов и нарушений характера лежит факт разделения ребёнка с матерью или отцом.

Многие учё ные отмечают: разрыв отношений с одним из родителей того же пола, что и ребёнок, играет огромную роль в развитии социального поведения и неврозов, особенно у девочек. В тоже время, чтобы вылечить ребёнка от неврозов, необходимо участие в лечении обоих родителей. Таким образом, чтобы здоровье ребёнка не подвергалось различным неблагоприятным воздействиям, а воспитательная ситуация в семье не выходила из-под контроля, нужны согласованные и целенаправленные действия обоих родителей.

Исследования, проводившиеся с целью выявления состояния здоровья детей из неполных семей, показали, что негативное воздействие такой семьи сказывается ещё до рождения ребёнка. Согласно статистике, в неполных семьях : в 2 раза чаще рождаются недоношенные дети (14% против 7% детей из неполных семей); каждый второй третий ребёнок рождается с аномалией развития, с наличием внутричерепной родовой травмы или другими проявлениями перинатальной патологии. По мнению медиков, такое положение в значительной мере обусловлено большим распространением вредных привычек среди будущих матерей: удельный вес курящих среди них составил 70% (в контрольной группе 29%, употребляющих алкоголь (более 500 г. в неделю) почти 40% (в контрольной группе 24%). Поскольку статистика внебрачных рождений до последнего времени показывала два пика – 15-19 лет и 40-44 года, то логично предположить, что юные мамы просто не задумывались о здоровье своего ребёнка, а матери, относящиеся ко второй, уже имели проблемы с собственным здоровьем.

Проблема «отказных» детей на сегодняшний день также тесно связана с проблемами неполной семьи, поскольку большинство детей поступающих в дома ребёнка – дети из неблагополучных или неполных семей.

Говоря о здоровье физическом, не следует забывать и о психическом самочувствии членов неполной семьи. В связи с этим следует отметить такую особенность процесса воспитания в неполной семье, как замкнутость циркуляции негативных эмоций. Чаще всего это выражается следующим образом : мать, находясь в состоянии психологического расстройства, целиком выливает свои эмоции на детей. Другого человека, способного помочь женщине справиться с травмирующей её ситуации, в таких семьях чаще всего нет. Так же, в одиночку матери предстоит решать и психологические проблемы своего ребёнка. Нередко бывает, что под действие своих эмоций женщина принимает неверное решение, подталкивая ребёнка к нелогичным поступкам, от которых, в конечном итоге, страдают оба. В результате усиление психологической напряжённости в семье может привести к нервным срывам у всех членов неполной семьи.

Родителям в неполной семье следует помнить правило: не требуйте от детей того, чем не владеете сами. Исследования показали: депрессия или другие формы психологических расстройств у родителей приводят к подобным расстройствам у других членов семьи.

Влияет состав семьи и на такую ключевую, по нашим данным, составляющую самочувствия, как раздражительность. На основе проведё нных исследований можно сделать следующий вывод: раздражительность детей зависит от состава семьи как в количественном, так и в качественном отношении. Наименее раздражительными являются дети из полных семей; на втором месте те, кто живёт в неполной семье с матерью; и замыкают список дети, проживающие с отцом или другими родственниками.

Такое же соотношение отмечено при выявлении уровня тревожности. В полных семьях дети ощущают себя менее тревожными, чем их сверстники из неполных семей, где эта тенденция постепенно нарастает: от семьи с одной матерью, затем с одним отцом, до семьи с другими родственниками. Зная проблемы неполных семей, можно предположить, что тревожность эта является постоянной и может в дальнейшем перерасти в состояние хронического беспокойства, а оно в свою очередь- в синдром хронической усталости. А как известно, большая часть современных заболеваний в подоплеке имеет именно психическую усталость.

Неполная семья, - это союз чаще всего двух людей и опять же чаще всего – матери и ребёнка. Их мир, при всём его несоответствии существующим нормам, - это их мир. Мир их чувств, их отношений, их любви или нелюбви. Специалисты называют такой тип взаимоотношения матери и ребёнка – симбиотическим. Вследствие чего основными особенностями личности ребёнка, воспитанного в неполной семье, являются

не сформированность границ его Эго, страх быть отверженным, также как и

страх быть непринятым; так называемая «разделённая самооценка»т. е. зависимость самооценки от наличия рядом

Значимого Другого, когда одиночество переживается как собственная ничтожность; неадекватность реакций; «экстремальное» мышление, при котором преобладают крайние суждения; пассивность, и, наконец, склонность к самообвинению, повышенное чувство вины.

Существует несколько точек зрения, о том к чему приводят симбиотические отношения матери и ребёнка в неполной семье. Первая: со временем между матерью и детьми, особенно подростками, устанавливаются отношения некоего равноправия, и мать перестаёт подавлять ребёнка. И это позволяет ему ощутить собственную значимость в семье. Вторая: зависимость ребёнка не ослабевает, и он всё больше «подсаживается» на иглу материнского настроения.

Как отмечают медики, одним из последствий симбиотической связи между матерью и ребёнком, может явиться формирование именно наркозависимости. Посредством наркотиков ребёнок обретает вожделенную внутреннюю свободу, а также чувство ложной самостоятельности.

Как оказалось, пол ребёнка является чрезвычайно важным показателем психологического климата в семье. Например, мальчики вызывают у матерей больший стресс, чем девочки. Некоторые учёные объясняют этот факт большей физической активностью мальчиков – дошкольников.

Мало внимания женщины уделяют и возможным последствиям развода. А если и думают об этом, то чаще связывают их с материальными трудностями. Тем не менее, было обнаружено: материнская депрессия увеличивает риск возникновения проблем в поведении маленьких детей. Лишь 21% женщин расценивают развод в целом как фактор, негативно влияющий на ребёнка.

К сожалению, матери, воспитывающие детей в неполных семьях, В ряде случаев неадекватно оценивают и действительное состояние здоровье своего ребёнка. Их субъективные оценки не совпадают с объективными показателями. Матери, например, не обращают на такие признаки неврозов, как тики, заикание, расстройство речи, ночной энурез и т. д. Как оказалось, в 25,7 % случаев матери вообще не знали о наличии у детей хронических заболеваний, таких, как хронический холецистит, хронический гастродуоденит, хронический пиелонефрит, бронхиальная астма, нейродермит, экзема и др. Случается, матери просто не обращают внимания на здоровье детей.

Правы те учёные, которые отмечают, что уже сама атмосфера неполной семьи, её сниженный статус являют собой состояние постоянного стресса. А стресс – это почва для различного рода изменений в психике человека.

2. Особенности процесса воспитания в неполной семье.

За последние 50 лет проблема неполной семьи стала одной из наиболее острых проблем современного общества. Образно говоря, количество семей из одиноких матерей с детьми растёт не по дням, а по часам. Причём количество внебрачных рождений не уступает количеству разводов. Согласно статистике, наибольший процент разводов сегодня приходится на пары в возрасте 25-39 лет, т. е. на те семьи, в которых почти наверняка есть несовершеннолетние дети. А это значит, что оставшись одна, мать, скорее всего, на довольно длительный срок. Если вообще не навсегда, лишится возможности вторично выйти замуж. Итог – новая неполная семья с полным набором проблем.

Вторая проблема увеличения неполных семей, - внебрачные рождения.

Ещё одной причиной появления неполной семьи является увеличившаяся смертность мужчин. Сегодня эта проблема заботит не только медиков, но и психологов, и социальных работников. Стрессы последних десятилетий самым негативным образом отразились на самочувствии мужчин. В новой экономической и социальной ситуациях именно мужчины оказались наименее защищёнными. Итог печален. Семья, потеряв отца, остаётся без защиты. Опоры, без кормильца.

Следует отметить, что распад семьи не всегда означает развод, так как некоторые матери жили в незарегистрированном браке.

Матери же, сознательно решившие завести ребёнка без мужа, встречаются в подавляющем большинстве среди матереё, имеющих одного ребёнка.

Таким образом Мы видим, что большинство семей неполных были образованы в результате распада семьи. И, чаще всего это был развод. Известно, что по законодательству матери и отцы после развода имеют одинаковые права и обязанности в отношении детей. Но в реальности подавляющее большинство детей остаётся жить с матерью и воспитываются ею же. Более того, в России не практикуются различные формы совместной опеки над ребёнком после развода. Правы те специалисты, которые считают, что в современной России развод супругов обычно означает и «развод» детей с отцом.

3. Ошибки воспитания в неполной семье.

Обобщая мнения специалистов можно выделить типичные ошибки, возникающие в процессе воспитания детей в неполной семье :

1. Гиперопека – это тот случай, когда ребёнок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место. Утрированные любовь и забота принимают чрезмерные формы и оборачиваются на практике психологическими отклонениями и задержками в интеллектуальном развитии детей, формируют у них заниженную самооценку, подавляют их самостоятельность.

2. Отстранённость матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребёнке («чтоб он был не хуже, чем другие»). В последствии такой ребёнок начинает всё больше, но, поскольку мать уже не в силах выполнять возрастающие запросы, возникают конфликты.

3. Запрещение контактов ребёнка с отцом, вплоть до настойчивого «искоренения» унаследованных от него качеств. Некоторые женщины при этом пытаются воспитать у дочерей в целом отрицательное отношение к мужчинам.

4. Двойственное отношение к ребёнку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения, когда на ребёнке вымещается боль за собственные беды и разочарования. Такой стиль воспитания чреват в последствии развитием у ребёнка невроза.

5. Стремление матери сделать ребёнка «образцовым, несмотря на то, что у него нет отца». В такой ситуации мать вместо роли защитника и друга оказывается в роли домашнего надзирателя. На этом фоне ребёнок, противясь чрезмерному давлению, становится пассивным или начинает «бунтовать», нередко перенося центр жизни и интересов на улицу.

6. Практическая отстранённость матери от ухода за ребёнком и его воспитания. Причины такого материнского поведения различны: начиная от безответности, избытка примитивных интересов, недоброжелательного отношения к ребёнку, вплоть до крайних случаев – алкоголизма, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм социального поведения матери.

Большинству названных ошибок, как считают специалисты, можно найти

простое и логическое объяснение – трудная жизнь одинокой женщины. Но

ребёнок этого не понимает, он живёт собственными чувствами, эмоциональными потребностями, которые годами систематически не удовлетворяются. Что приводит к психо-эмоциональным срывам и крайне снижает эффективность воспитательного процесса в неполной семье.

4. Помощь одиноким матерям – анкета.

1. Состав семьи :___

2. Сколько детей в Вашей семье?___, их пол и возраст___

___

3. Какой процент совокупного дохода семьи тратите на детей?___

4. Каковы Ваши жилищные условия?___

5. Сколько времени Вы проводите в общении с ребёнком (на которого заполняется анкета) в течении дня?___

___

6. Распределяете ли Вы семейные обязанности, определён ли круг семейных обязанностей Вашего ребёнка?___

___

7. Как много свободного времени Вы проводите вместе с ребёнком (в течении дня, в течении недели?___

8. Какие виды семейного отдыха предпочитаете?___

___

9. Чем занято свободное время Вашего ребёнка?___

10. Считаете ли Вы, что проводите с ребёнком достаточное количество времени?___

11. Уверены ли Вы, что правильно понимаете особенности своего ребёнка?___

12. Знакомы ли Вы с друзьями своего ребёнка, в курсе ли вы его дел и интересов?___

13. Кто из родственников, знакомых, близких помогает (помогал) Вам в воспитании ребёнка, детей?___

14. Какие трудности Вы испытываете в воспитании ребёнка___

___

15. Где Вы ищите ответы на трудные вопросы, связанные с воспитанием ребёнка? (газеты, ТВ, опыт родителей, учителя, другое)___

16. По каким вопросам Вы чаще всего общаетесь с классным руководителем (воспитателем) (учебные дела, конфликты с педагогами, сверстниками, другое)___

17. Какие формы общения имеют место с классным руководителем (воспитателем? (родительские собрания, записи в дневнике, приглашения в школу, массовые мероприятия, другое).

18. Довольны ли Вы своими взаимоотношениями с классным руководителем, воспитателем?___

19. Помогают ли Вам классный руководитель, воспитатель в деле воспитания Вашего ребёнка? В чем состоит эта помощь?___

___

20. Если нет, то почему? (Вам это не нужно, воспитатель или классный руководитель не стремится вам помочь, к Вам или вашему ребёнку относятся предвзято, низкий уровень культуры, другое) ___

21. Какую помощь Вы бы хотели получить от педагогов?___

22. Чьё воздействие на ребёнка Вы считаете главным – семьи, школы (д\с, улицы?___

23. Какие положительные черты характера Вы видите у своего ребёнка?___

___

24. Какие положительные черты характера Вы хотели бы в нём видеть?___

___

25. Какие черты характера Вашего ребёнка вас огорчают?___

___

26. Довольны ли Вы вашими взаимоотношениями с ребёнком? Есть ли взаимопонимание?___

27. С какого возраста Вы воспитываете ребёнка одна?___

28. Рассказывали ли Вы о причинах распада семьи?___

29. Совпадают ли Ваши взгляды на воспитание со взглядами вашего бывшего супруга (б. с.) и взаимодействуете ли Вы с ним в вопросах воспитания?___

___

30. Помогает ли б. с. материально (алименты, подарки т т. д.) и хватает ли этого?___

31. Каким образом общаются Ваш б. с. и ребёнок?___

32. Хочет ли ребёнок общаться с отцом?___

33. В каком возрасте, по Вашему мнению, ребёнку особенно нужна поддержка отца, мужское влияние, зависит ли это от пола ребёнка?___

___

34. Ощущаете ли Вы недостаток мужского влияния на ребёнка, как Вы пытаетесь его восполнить?___

35. Как Вы думаете, испытывает ли Ваш ребёнок определённые трудности из-за того, что воспитывается в неполной семье? Какие?___

___

36. Не хотели бы Вы что-либо изменить в себе (в характере, в привычках?__

___

37. Могли бы Вы назвать основные трудности, с которыми сталкивается Ваша семья, какая помощь нужна для их преодоления?___

___

Укажите, пожалуйста, Ваш возраст, образование, профессию, род занятий в настоящее время.

Благодарим Вас за ответы! Счастья Вам и успехов в воспитании детей!

6. Беседа «Организация здорового образа жизни в неполной семье»

Беседу можно найти на стр. 142 в приложении №3 Я. Г. Николева «Воспитание ребёнка в неполной семье» Психология для всех Москва 2006г.

Литература

1. Я. Г. Николаева «Воспитание ребёнка в неполной семье» Москва 2006г.

2. А. И. Захаров «Детские неврозы» С. П. б,. 1995г.

3. А. Фром «Азбука для родителей» Екатеринбург, 1997г.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Гендерное воспитание ребенка в семье» Уважаемые родители! «Все мы родом из детства» Антуан де Сент – Экзюпери Важно помнить, что в процессе взаимодействия с другими людьми ребенок.

Консультация для родителей «Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в трудовой деятельности в семье и детском саду» Консультация для родителей: «Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в трудовой деятельности в семье и детском саду» Гармоническое.

Музыкальное воспитание ребенка в семье. Самые лучшие условия воспитания, в том числе и музыкальные, должны быть созданы в семье, прежде всего. Так как не все дети до трех лет посещают.

Патриотическое воспитание в семьеПатриотическое воспитание в семье В зимнем месяце феврале, когда дуют ветры и метут метели, мы празднуем День Защитника Отечества. Почему для военного праздника выбрали это.

Права ребенка жить в семье Право ребенка жить в семье. Первый день лета – отмечают праздник всех детей. Этот праздник отмечают во всех странах, поэтому он называется.

Право ребенка жить в семье.Право ребенка жить в семье. Первый день лета – отмечают праздник всех детей. Этот праздник отмечают во всех странах, поэтому он называется «Международный день защиты.

Семинар-практикум «Единое пространство развития ребёнка в Семье и ДОУ по формированию ЗОЖ» . самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский.

Проблемы воспитания ребенка с ОВЗ в семье Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется.

Уроки для родителей «Патриотическое воспитание ребенка в семье» Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой растём, И берёзки у дороги, По которым мы идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом И.

Воспитание ребенка начинается в семье Воспитание- это процесс взаимодействия детей и родителей, который в итоге должен доставлять удовольствие и детям и родителям. Семья является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Воспитание ребенка в неполной семье»
Опубликовано: 24 ноября 2016 в 14:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Воспитание ребенка в неполной семье»» (включая файлы) размещена пользователем Катерина Коурова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД